Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Шубнякова И. А. Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №7. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/109/3757/ (дата обращения: 20.08.2019).



В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка и развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения.

Ключевые слова: психологический тренинг, взаимодействие с родителями, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни.

Дошкольный возраст является главным этапом в формировании физического и психического здоровья детей. Здоровье ребенка напрямую зависит от его образа жизни и семьи, которая этот образ жизни формирует.

В детском саду также проводится работа по формированию здорового образа жизни — соблюдение режима дня, режима двигательной активности и др. Однако данная работа будет носить односторонний характер без включения в данный процесс семьи ребенка.

Целью организации психологического тренинга для родителей дошкольников является повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни и обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них здорового образа жизни.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении.

Существует много различных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности [3].

Зачастую на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях невозможно организовать насыщенную совместную деятельность, направленную на достижение цели, значимой для всех участников, где каждый открыт взаимному влиянию друг на друга, что позволяет проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. Информационные стенды для родителей по формированию безопасного образа жизни не позволяют осуществлять обратную связь с родителями и не гарантируют, что данная информация будет усвоена и использована как руководство к действию.

Мы полагаем, что одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является организация психологических тренингов, направленных на повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни и обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них здорового образа жизни.

В нашем случае мы рассматривает психологическийтренинг как форму активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков [1].

Специфическими особенностями данного тренинга являются:

– соблюдение ряда принципов групповой работы;

– нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

– наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

– определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

– акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

– применение активных методов групповой работы;

– объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

– атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [2].

То есть, необходимо привлечь самих взрослых в процесс по формированию здорового образа жизни не только у ребенка, но и самих себя.

В современных исследованиях «здоровый образ жизни» включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложившейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды в процессе социализации индивида.

Мы определили следующие компоненты формирования здорового образа жизни, которые будут являться содержанием работы на тренингах с родителями:

  1. Обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка (доброжелательные отношения с другими людьми, умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой, владение способами снятия эмоционального напряжения, широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби, благоприятный психологический климат, личностно-ориентированный подход в общении и др.).

Исходя из данного компонента, темы для тренинга определены следующие:

1.1. Диагностика и способы создания благоприятного психологического климата в семье.

1.2. Овладение способами снятия эмоционального напряжения.

1.3. Личностно-ориентированный подход в общении (обучение техникам активного слушания).

  1. Развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения (соблюдение режима дня (чередование труда и отдыха), двигательной активности, отсутствие вредных привычек и др.).

Темы для тренинга:

2.1. Практические упражнения для здоровьесбережения: возможности применения здоровьесберегающих технологий с ребенком.

2.2. Всему свое время: организуем режим дня.

2.3. «Движение — основа здоровья»: организация двигательной активности ребенка.

Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста.

Таким образом, внедрение разработанных тренингов по формированию здорового образа жизни позволят повысить мотивацию родителей к ведению здорового образа жизни и к созданию условий здоровьесбережения для дошкольников, а также повысить уровень знаний родителей о здоровье и здоровьеформирующих факторах и уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.

Литература:

  1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. — М: Издательство «Ось-89", 1999. — 176 с.
  2. Мельник, С. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / С. Н. Мельник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. − 74 с.
  3. Сергиенко Т. Е. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, психологический тренинг, совместная деятельность, безопасный стиль поведения, дошкольное учреждение, двигательная активность, групповая работа, благоприятный психологический климат, эмоциональное напряжение.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Дошкольный возрастблагоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни

Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс. Формы и методы работы по формированию у детей...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в

Что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок...

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку

Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и...

Психолого-педагогические возможности формирования...

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни является предпосылкой для достижения личностью активного

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека

Психологическая коррекция — это групповая и индивидуальная работа по устранению...

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Дошкольный возрастблагоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни

Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс. Формы и методы работы по формированию у детей...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в

Что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок...

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку

Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и...

Психолого-педагогические возможности формирования...

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни является предпосылкой для достижения личностью активного

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека

Психологическая коррекция — это групповая и индивидуальная работа по устранению...

Задать вопрос