Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 6150 раз

Библиографическое описание:

Айвазян, А. Г. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников / А. Г. Айвазян, О. В. Маршалкина, О. Е. Панкратьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3693/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена теме экологического воспитания и его роли в системе дошкольного образования. В современном мире вопрос состояния природного мира достаточно актуален. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что такое проблемные ситуации и как их использовать в работе с дошкольниками»; «Как повысить познавательную активность детей»; «На что обращать внимание при организации экологической деятельности на экотропе».

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экология, экологической воспитание, проблемные ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной целью педагогов провозглашает формирование целостной духовно-нравственной личности. В современных реалиях понятие нравственности и духовной культуры человека включает в себя не только моральные ценности, но и определенный уровень экологической культуры. Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном и эмоционально окрашенном отношении к ней, привитом здоровом образе жизни, умениях познавать явления окружающего мира.

Целенаправленное расширение знаний, умений и навыков практического взаимодействия с природой является основой экологического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного и интеллектуального отношения к природе (т. е. формирование системы экологических знаний и представлений), духовности, развитие эстетических чувств (т. е. эмпатия к красоте природы). Одновременно решаются задачи развития эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано [1].

Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий в дошкольном образовании является технология проблемного обучения. Цель этой технологии в ДОУ — воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие. По мнению известного советского психолога С. Л. Рубинштейна именно с возникшего противоречия и начинается мышление.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

‒ педагог обозначает проблему (задачу) и сам разрешает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

‒ проблему обозначает педагог, но разрешают ее самостоятельно или под руководством взрослого сами воспитанники. Роль педагога — направить воспитанника на поиск путей решения проблемы (частично-поисковый метод).

‒ проблему ставит сам ребенок, педагог оказывает помощь в ее разрешении. На данном этапе формируется способность самостоятельно формулировать проблему.

‒ воспитанник сам выявляет проблему и самостоятельно ищет пути решения.

Технологию проблемного обучения можно использовать в разных направлениях и в различные режимные моменты. Относительно экологического воспитания целесообразно использовать данный подход в следующих ситуациях:

  1. Во время занятий на экологической тропе.Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием живого мира природы и взаимообусловленностью его объектов. Образовательный и воспитательный процесс на экологической тропе проходит в форме непринужденного общения непосредственно в природном окружении. Использование проблемных ситуаций на маршруте позволяет закреплять нормы и правила поведения в природе. Например, можно отработать следующие ситуации:

‒ Дети нарвали большой букет цветов для воспитателя, но он не обрадовался, а расстроился. Почему?

‒ Перед вами ягодная поляна. Ягод очень много, а времени у вас мало. Может, стоит собирать ягодки не по одной, а просто наломать веток?

Если на маршруте экологической тропы есть «аптечный огород», можно отыграть ситуацию, когда какой-то персонаж поранился, а аптечки рядом нет.

Также на тропе можно отработать навыки участия в природоохранной деятельности, труде в природе. Например, ситуация с деревьями, у которых кто-то поломал ветви. Или занятие по теме «Почва» можно отработать при помощи проблемной ситуации такого плана: «Аня посадила цветы, но они совсем не растут и плохо выглядят. В чем может быть причина?».

  1. В уголке живой природы при помощи проблемно-поисковых ситуаций можно отработать навыки ухода за растениями. Например, ситуация, когда два ребенка по очереди полили один и тот же комнатный цветок и «слишком напоили его». Задача педагога в данном случае натолкнуть детей на мысль o том, как можно спасти растение («просушить») и каким образом можно реализовать данную задачу.
  2. Однако наиболее продуктивным использование проблемного обучения будет в опытно-экспериментальной деятельности. В ходе этой деятельности воспитанники не только учатся выдвигать гипотезы, вести наблюдение, анализировать полученную информацию и делать выводы, но и совершать собственные «научные открытия».

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение у воспитанников представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание. Такая деятельность может быть как основной, организованной в специальной предметно-пространственной среде (уголок исследователя, центр экспериментирования и т. п.), так и сопутствующей, во время занятий, на прогулках, тематических досугах или во время самостоятельной деятельности.

Для реализации данной деятельности педагогу необходимо выполнить ряд условий:

‒ подготовить картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;

‒ обеспечить среду для самостоятельного изучения воспитанниками свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира;

‒ способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций.

Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

В рамках опытно-экспериментальной деятельности можно проводить следующие виды занятий:

Игры-эксперименты. К занятию привлекается сказочный персонаж, который просит o помощи в проблемной ситуации. Например, в группе появляется Ежик, который жалуется на то, что никак не может обустроить себе норку для сна — на шишках слишком жестко, еловые иголки колючие и т. п. Ему пора ложиться спать, а он никак не может устроиться. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство Снежной Королевы, в гостях у Феи воздуха и др.)

Моделирование. Построение моделей объектов природы позволяет получить знания o свойствах этих объектов, особенно, если эти объекты невозможно изучить в непосредственном контакте. Поводом для построения и изучения модели также может послужить проблемная ситуация и ее разрешение.

Проведение опытов. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Подвести к проведению опыта также можно через проблемную ситуацию. Например, история Буратино, который торопился в школу, но на пути у него встретилась широкая река, переплывать которую он боялся, чтобы не утонуть. Опытным путем, используя емкости с водой и деревянные игрушки, дети устанавливают, что дерево не тонет, соответственно, деревянный Буратино может смело переплывать реку.

Как правило, проблемные ситуации должны быть хорошо спланированными, с заранее подготовленным материалом, но одновременно предполагать достаточно гибкий сценарий. Однако и житейскую ситуацию можно использовать как проблемную, при этом актуализирую повседневную жизнь в группе.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

  1. Решение предложенной воспитателем проблемной ситуации должно быть направлено на воспитание самостоятельности и развитие творческого начала у воспитанников.
  2. Решение проблемы должно находиться в зоне ближнего развития ребенка.
  3. При постановке проблемы необходимо соблюсти баланс между создаваемой трудностью в ее решении и соответствием степени трудности возможностям воспитанников, чтоб сохранить устойчивую мотивацию и потребность в разрешении проблемной ситуации.
  4. Проблемная ситуация должна быть максимально четко и понятно сформулирована.
  5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности).

Этапы работы с проблемными ситуациями в образовательном процессе:

  1. постановка, формулирование проблемы;
  2. актуализация знаний детей;
  3. выдвижение гипотез, предположений;
  4. выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
  5. введение знаний в систему.

Для эффективного использования проблемного метода необходимо разделять деятельность педагога и деятельность воспитанника.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность воспитанника: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Принципиальным является переход от обобщенного экологического знания к индивидуализированному [2], что подразумевает способность ребенка использовать новые шаблоны поведения, а также влияет на развитие его способностей к анализу и рефлексии.

В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Литература:

  1. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / В. В. Ворошилова, Ю. П. Баглаева // Педагогическое образование. — 2009. — № 2. — С. 13–29.
  2. Золотарева О. В., Аронова Е. Ю. Экологическое воспитание дошкольников в совместной с педагогом креативно-исследовательской деятельности / О. В. Золотарева, Е. Ю. Аронова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы ежегодн. международн. науч.-практ. конф., 2016 г., г. Москва / ООО «Мозаика Синтез». — М., 2016. — С. 625–626.
  3. Михеева Е. В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. — С. 148–149.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, ситуация, окружающий мир, проблемное обучение, экологическая тропа, дошкольное образование, опытно-экспериментальная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание.

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Проблемная ситуация: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать?

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А

Важность экологического воспитания дошкольника. природа, дошкольный возраст...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания

Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка

Следует также отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Экспериментальная деятельность в ДОО | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа. Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

Экологическое образование детей дошкольного возраста... При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников. Формирование экологической компетентности у...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим

Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения

ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие...

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения

Ребенокдошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность. Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, мы всегда имеем в виду...

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Проблемная ситуация: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать?

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А

Важность экологического воспитания дошкольника. природа, дошкольный возраст...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания

Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка

Следует также отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Экспериментальная деятельность в ДОО | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа. Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

Экологическое образование детей дошкольного возраста... При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников. Формирование экологической компетентности у...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим

Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения

ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие...

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения

Ребенокдошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность. Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, мы всегда имеем в виду...

Задать вопрос