Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.11.2018

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Бурцева С. Е., Смирнова Т. М. Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3692/ (дата обращения: 18.10.2019).



Основная идея иактуальность:

В сентябре в нашей группе продолжался ремонт, начатый летом, и нам с детьми предоставили свободное помещение в другом отделении комплекса. Эта группа была оборудована для детей раннего возраста и не соответствовала игровым интересам наших детей. Принести игрушки из нашей группы не представлялось возможным. Оказавшись в такой ситуации, ребята стали придумывать, как самим сделать игры и игрушки. Это оказалось возможным, так как в прошлом году они уже придумывали и делали с родителями и воспитателями домики для сказочных героев. К этой работе дети подошли со всей ответственностью, обсуждали, какие предметы могут входить в ту или иную игру, принесли в группу энциклопедии и другие книги по интересующим их темам. Мы и родители помогали детям осуществлять их, иногда невероятные, задумки. Так появились первые самодельные игры. После того, как закончился ремонт, и мы вернулись в нашу группу, дети продолжали придумывать все новые и новые игры. Мы поняли, что ребятам уже не интересно играть с готовыми игрушками, а хочется создавать свои, неповторимые и не похожие на другие. Еще мы заметили, что такая совместная детско-взрослая деятельность по созданию предметно-развивающей среды благотворно влияет на психологический климат в группе, помогает гасить детские конфликты, сплачивает детский коллектив.

Цель:

Создание авторских игр и игрушек детьми совместно со взрослыми руководствуясь детскими интересами.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  2. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать эмоционально-волевую сферу детей через создание условий для реализации ими собственного замысла.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
  3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении поделок.

Ресурсное обеспечение:

Бросовый материал, картон, фетр разных цветов и разной плотности, различные ткани, обрезки меха, атласные ленты, разные виды клея, бусины, пайетки, швейная фурнитура, ножницы.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся проявлять инициативу для создания своего предметного окружения, лучше планировать свои действия, выбирать и использовать нужную информацию, придумывать новые виды игр и осуществлять задуманное.

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Как договорится о том, что и как мы будем делать вместе».

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Домашнее задание: «Расскажите вашему ребенку в какие игры вы играли в детстве. Научите ребенка играть в эти игры».

Домашнее задание: «Придумайте свою семейную игру».

Сюжетно-ролевые игры детей.

Обсуждение своих задумок с другими детьми, придумывание новых атрибутов для игр.

Познавательное развитие

НОД

Знакомство детей с профессиями.

Закрепление счета в пределах от 0 до 10.

Знакомство с линейкой.

Формирование понятий о деление целого на разные части.

Развитие геометрической дальнозоркости.

Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами.

Посещение с родителями парикмахерской знакомство с профессией парикмахера.

Посещение цветочного магазина.

Посещение детского кафе.

Поиск информации в энциклопедиях и в интернете.

Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Алиса знает, что делать», «Валли».

Сюжетно-ролевые игры детей.

Самостоятельный поиск информации в энциклопедиях

«Иллюстрированная энциклопедия для мальчиков»

СПб-Астрель 2006.

«Большая энциклопедия для девочек»

СПб-Астрель 2009

«Драконы» М.,

Росмен 2014.

Дидактические игры: «Кем быть?»,

«Профессии».

Речевое развитие

НОД

«Расскажи о профессии твоих родителей»

Чтение книг

Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»,

Михалков С. В.

«А что у вас?»

Домашнее задание:

«Расскажите вашему ребенку о вашей профессии».

Рассматривание в книжном уголке мини-коллекций открыток, марок,

наборы картинок по интересующей детей теме

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование

«Моя придуманная игра»

Лепка из соленого теста

Поделок для игры «Детское кафе»

Аппликация

Украшение поделок и готовых игр.

Изготовление некоторых игр и атрибутов для игры дома с родителями

(пошив одежды и других аксессуаров для пупсиков изготовление

ракеты, цветов

из пластиковых бутылок и др.)

Рисование и аппликации в свободное время

По интересующей детей теме.

Физическое развитие

Подвижные игры «Ракеты»,

«Драконы»

Физкультминутки во время статических занятий.

Подвижные игры дома и на прогулке с родителями.

Самостоятельны подвижные игры

Переделка знакомых игр под интересующую детей тематику.

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

Сентябрь- октябрь

Интервьюирование детей о том, какие игры они хотели бы иметь в группе.

Беседа с детьми о том, из чего и как можно сделать задуманные игры.

Выяснить, что интересует детей и какие игры они хотели бы иметь в группе.

Воспитатели и дети

Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», Михалков С. В. «А что у вас?»,

Познакомить детей с профессиями и выяснить, какие атрибуты нужны для создания игр.

Воспитатели дети, родители

Левитан Е. Б. «Малышам о звездах и планетах», поиск информации в энциклопедиях, в интернете, просмотр мультипликационных фильмов.

Получить нужные детям знания о космосе.

Воспитатели дети и родители

Знакомство детей с понятием экология, появление сортировка, переработка мусора.

Научиться делать поделки из бросового материала.

Воспитатели

Дети и родители

Чтение книг: Давыдова Г. Н. «Поделки из бросового материала», «Поделки из пластиковых бутылок».

Подготовка материалов для выполнения проектов.

Подобрать материалы для изготовления игр.

материалы для изготовления игр.

Воспитатели дети и родители

основной

Ноябрь -февраль

Изготовление игр: «Ясли»,

«Чужая планета»,

«Андроиды»,

«Юный модельер», «Остров драконов»,

«Небесные лошадки»,

«Новогодний городок»,

«Магазин цветов»,

«Детское кафе», «Салон причесок», «Город эльфов»

Научить детей фантазировать, высказывать свои идеи, прислушиваться к мнению сверстников, научить оформлять развивающую среду под интересующие детей темы.

Воспитатели

дети, родители,

старшие братья и сестры.

заключительный

Март-май

Обыгрывание новых игр в самостоятельной деятельности.

Презентация новых игр детям других групп.

Проведение мастер-класса по изготовлению поделок.

Научить детей самостоятельно придумывать сюжеты игр.

Научить детей рассказывать о своих поделках другим детям.

Показать другим детям, как можно самостоятельно сделать нужную им игру

дети

дети

дети

Итоговые мероприятия:

  1. Открытый показ сюжетно-ролевой игры «День рождения в детском кафе» с использованием игр «Салон причесок», «Магазин цветов», «Детское кафе» для педагогов других дошкольных отделений.
  2. Показ детско-взрослых авторских игр на заседании детско-родительского клуба «Задоринка»
  3. Участие в конкурсе «Дни науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Подводя итог реализации педагогического проекта можно утверждать, что созданные нами условия благотворно отразились на развитии творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей, их умений выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Мы убедились, что дети дошкольного возраста в процессе совместной с взрослыми проектной и исследовательской деятельности в состоянии вносить изменения в предметную среду групповой комнаты, руководствуясь своими игровыми интересами, делая ее тем самым развивающей для себя. В дальнейшем мы планируем активизировать нашу работу по вовлечению детей в «творение» развивающей среды в нашем дошкольном отделении.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
  3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн поделки из бросового материала.-М., Скрипторий 2006.
  4. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы.- М., Скрипторий 2008.
  5. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н. В. Нищева. — Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
  6. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. М.: «Карапуз-дидактика» 2006.
  7. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера 2008.
  8. Шорыгина Т. А. О космосе. М.: Книголюб 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, изготовление игр, бросовый материал, домашнее задание, группа, родитель, детское кафе, нужная информация, ваш ребенок.

Похожие статьи

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава. Игры помогают ему узнавать мир, учат общению, развивают речь, движения, чувство цвета и формы. Всем детям необходимы самые простые материалы для игр.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура...

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания...

Взал входят 2 группы детей, родители и коллеги.Зал оформлен картинами заводских помещений с дымящими

Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы.

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного

Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие. Развитие творческих способностей ребёнка посредством... ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная...

Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят»

Игра: «Приветствие». Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить названия пальцев рук.

А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать...

Театр-игра «Живая сказка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей...)

Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

− Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на...

Похожие статьи

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава. Игры помогают ему узнавать мир, учат общению, развивают речь, движения, чувство цвета и формы. Всем детям необходимы самые простые материалы для игр.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура...

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания...

Взал входят 2 группы детей, родители и коллеги.Зал оформлен картинами заводских помещений с дымящими

Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы.

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного

Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие. Развитие творческих способностей ребёнка посредством... ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная...

Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят»

Игра: «Приветствие». Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить названия пальцев рук.

А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать...

Театр-игра «Живая сказка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей...)

Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

− Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на...

Задать вопрос