Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Елагина И. И. Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3691/ (дата обращения: 21.10.2019).



Тряпичные куклы народов имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой. Они несут в себе определенные образы, характерные для данной национальности, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Для формирования у дошкольника представления о его национальной самобытности, социокультурных ценностях народа, патриотических чувств необходимо знакомство с традиционными тряпичными куклами.

М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире загадок, тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Всюду, где живут люди, дети играют… Но нигде среди игрушек не было и нет ничего равного кукле. Издревле в ней переплелись та магическая сила, какую вкладывали в нее взрослые, и трогательная привязанность к ней детей. На самых ранних ступенях цивилизации и в эпохи самых высокоразвитых культур именно кукла будила в ребенке всю гамму человеческих чувств: любви, покровительства, зависти, власти, добра, жестокости и благородства….

Почти у каждого народа, проживающего на территории Российской Федерации, есть своя кукла, в которой отражена не только его национальная самобытность, но и культурные, обрядовые особенности нации.

Целью моей работы с детьми явилось ознакомление дошкольников с куклами национальностей, представленных в группе семейного воспитания и изготовление некоторых из них для игрового пользования.

Поговорив с родителями и заручившись их поддержкой, выяснила, что в группе воспитываются дети пяти национальностей: русские, украинцы, грузины, армяне и адыги.

И так как большинство детей имеет украинские корни, мы начали с украинской народной куклы — мотанки.

Узловая кукла, или мотанка, изготовленная в технике наматывания, накручивания ткани и ниток — одна из самых древних украинских игрушек. Ее история уходит корнями в прошлое на несколько тысячелетий, к Трипольской культуре. Такая кукла считалась оберегом, берегиней рода и символом связи между поколениями.

Мотанка имела много вариаций, ведь процесс изготовления — это творчество, и каждая женщина вкладывала в него свое видение. К тому же разные традиции были в регионах. Кроме того, историки выделяют три основных вида мотанок: игровая, бытовая и обрядовая. Обрядовые куклы, как правило, изготавливались из соломы. А для игры мальчиков изготавливали куклы-мотанки в виде казачков, таким образом, прививали им не только интерес и любовь к национальным корням, но и социальную роль защитников.

Изначально у мотанок не было ни рук, ни ног. Это куклы без лица, которое заменял вышитый сакральный крест: вертикальная полоса символизировала мужское начало, а горизонтальная — женское. Иначе — небо и земля. Из ниток делали волосы, из кусочков ткани — одежду. Есть еще одно объяснение, почему у этих кукол не было лица. Если ребенок болел, в такую куклу символически «зашивали» недуги и потом сжигали. Потому и нельзя было делать ее похожей на какого-то человека, чтобы исподволь не навредить ему.

Следующие куклы, которые мы изучали с детьми — это традиционные русские тряпичные куклы — скрутки.

Славянская кукла имеет несколько особенностей:

Каждая кукла имела особенное значение (обрядовая или игровая), поэтому изготавливалась по-своему и имела свое название. Например, обрядовые: «Масленица», «Купала», «Дидух» (плодородие), свадебные куклы-княгини и игровые: «Куклак», «Столбушка», «Малышок-голышок» и другие.

Традиционно куклу делали без помощи колюще-режущих предметов (ножниц, ножей, иголок), ведь она должна нести только добро. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали.

Готовая игрушка не имела лица, так как считалось, что игрушка, имеющая глаза, может «сглазить ребенка». То есть, славяне считали, что изначально неживой предмет, получая возможность «смотреть» на мир, может оживать.

В куклы играли не только девочки, но и мальчики. В старину дети до 7–8 лет не делились на разнополых и играли вместе. Различия воспитания начинались тогда, когда мальчикам одевали штанишки, а девочкам — юбочки (до этого все дети носили одинаковые рубахи до пяток).

Вместо игры в дочки-матери дети играли в «свадьбу». Причем невестой была кукла, а женихом — просто палочка или веточка. То есть, предпочтение отдавалось женским образам, игры готовили маленькую девочку к будущему замужеству и материнству.

Следующая национальная кукла воспитанников нашей группы — грузинская.

С древнейших времен в Грузии куклы разных типов использовались людьми при выполнении разных обычаев. И, что самое главное, кукла была издревле любимой игрушкой грузинского ребенка ее ласково называли «Дедопала» («королевна»).

Для изготовления кукол в Грузии использовали самые разнообразные материалы: палочки, куски досок, ткани, глину листья, стебли, почки, тыкву. Лицо обычно вышивали различными нитками, а волосы делали из шерсти, кукурузных волокон. Большое внимание при изготовлении куклы грузины уделяли ее прическе, так как по ней можно было судить о «семейном положении» куклы. У «замужних кукол» прическу укладывали в два локона, а у «не замужних» заплетали в четыре косы.

Далее ребята узнали об армянских куклах.

В Армении куклоделие имеет многолетнюю историю. Поначалу армянскими мастерами создавались глиняные, а также лоскутные куклы, при этом, не используя ни ниток, ни иголок. Основой таким куклам служили скрученная ткань, щепки, бруски, ветки с сучками. Для набивки использовали зерно, опилки, древесную золу.

Самая известная армянская кукла называлась «Нури» или «невеста дождя». Она была единственной надеждой крестьянина во время засухи. «Утис тат» — армянская версия Марены, сжигаемой в праздник русской масленицы. К Великому посту армяне готовили куклу Аклатиз: в луковицу втыкали семь перьев, которые символизировали семь недель Великого поста. Другая кукла, которую называли Арусяк, символизировала праздник Вознесение. А на Пасху в Армении готовили съедобные куклы: вместо головы у них было крашеное яйцо, а остальные части тела готовились из зелени.

Армяне считали куклу живым существом. Девушки до замужества создавали куклы по своему подобию, а когда выходили замуж, куклу брали с собой. Считалось, что кукла оберегала девушку, а когда ей было трудно в семье мужа, она могла побеседовать с ней о сокровенном, и кукла помогала ей. Даже когда хоронили человека, то с ним также клали куклу.

Большой популярностью в настоящее время в Армении пользуются «Джавахские куклы» выполненные из ниток. Особенностью любой армянской куклы был ее костюм: поверх рубашки делали архалух (тип длинногосюртюка) и обязательно — расшитый передник, подпоясанный длинным поясом или шарфом.

Представителям адыгской нации было интересно узнать, что в каждой адыгской семье девочки имели куклу из тряпок «Тайнгаш». Как правило, куклы — «Тайнгаш» — делали старшие члены семьи или девочки старшего возраста.

По технике изготовления куклы были двух видов: куклы на деревянном каркасе, состоявшие из двух палок разных размеров, сложенных крестообразно, и плоский предмет, обтянутый тканью. Каркас деревянной куклы крепко закреплялся ниткой и на полученную крестообразную основу, которая была похожа на человеческую фигуру, надевали кукольный наряд. Основой плоской овальной куклы мог быть обтянутый белой тканью овальный предмет (камень, большая пуговица, монета и т. д.) кукольную фигурку перехватывали вокруг талии игрушечным поясом, что приближало ее к человеческой фигуре.

Куклы «тайнгаш» были предназначены девочкам для игр и развлечений. Поэтому тряпочные и другие куклы являлись простейшими изображениями женской фигуры, были также деревянные куклы — «дечиктайниг» и куклы-невесты — «нускалтайниг».

Характерные индивидуальные черты лица кукол адыги не обозначали, справедливо считая, что глаза являются зеркалом души, и нарисованные глаза могут сглазить ребенка или отрицательно повлиять на его здоровье. Поэтому черты лица если и обозначали, то схематично — вышивкой красными, голубыми или черными нитками.

У игрушечных кукол волосы были предметом особого внимания. Делали их обычно из волокон кукурузы или конского волоса. Длинные волосы («ехамесашулуш») у адыгов считались, как и сейчас, эталоном красоты.

Одежда кукол шилась как бы в подражание одежде взрослых и из тех же тканей, что и для взрослых (из лоскутков, оставшихся от шитья).

Итак, мы с дошкольниками познакомились с традиционными куклами каждой национальности воспитанников нашей группы. Каждая из рассмотренных кукол несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.

Литература:

  1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. -М., 2007. — 264 с.
  2. Голдовский Б. Куклы: Энциклопедия.– Время, 2004. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, ребенок, Армения, нитка, Великий пост, национальная самобытность, украинский, человеческая фигура.

Похожие статьи

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Расширениепредставленияобобрядах (напримерекукол). В системе дошкольного образования Армении важное место занимает эстетическое воспитание, в частности, изобразительная деятельность детей.

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как средства воспитания...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Показывая национальное своеобразие свадебной церемонии у якутов, Далан подробно описывает наряды девушки, её приданое, но

Авторы раскрывают любовь к детям, как черту национального менталитета. Это подтверждает и частое использование в образотворчестве...

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений.

Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать...

Куклы из прабабушкиного сундука

Например, кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Многие считались обучающими.

Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Кукла — первая из игрушек, известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с

Свернутые куклы делались без иголки и нитки.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа.

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного...

Современное воспитание в Украине должна обеспечивать приобщение молодежи к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. По своим формам и методами оно опирается на народные традиции, лучшие образцы национальной и мировой педагогики.

Похожие статьи

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Расширениепредставленияобобрядах (напримерекукол). В системе дошкольного образования Армении важное место занимает эстетическое воспитание, в частности, изобразительная деятельность детей.

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как средства воспитания...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Показывая национальное своеобразие свадебной церемонии у якутов, Далан подробно описывает наряды девушки, её приданое, но

Авторы раскрывают любовь к детям, как черту национального менталитета. Это подтверждает и частое использование в образотворчестве...

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений.

Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать...

Куклы из прабабушкиного сундука

Например, кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Многие считались обучающими.

Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Кукла — первая из игрушек, известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с

Свернутые куклы делались без иголки и нитки.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа.

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного...

Современное воспитание в Украине должна обеспечивать приобщение молодежи к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. По своим формам и методами оно опирается на народные традиции, лучшие образцы национальной и мировой педагогики.

Задать вопрос