Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)
Автор: Ткаченко Светлана Николаевна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 28.10.2018
Статья просмотрена: 225 раз
Библиографическое описание:
Ткаченко, С. Н. Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы) / С. Н. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3671/ (дата обращения: 16.11.2024).
Говоря об эмоциональном мироощущении ребёнка, мы имеем в виду основы его внутреннего, личностного отношения к миру, к людям, к самому себе. В одних случаях это радость бытия, согласие с миром и с самим собой, отсутствие эффективности и ухода в себя, т. е. относительная гармония; в других — состояние подавленности и настороженности или агрессия, т. е. выраженная дисгармония в эмоциональной сфере.
Словарь определяет понятие «дисгармония» как отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, разлад, диссонанс, разбалансированность. Применительно к эмоциональной сфере ребёнка это, прежде всего не детскость поведения, искажение целостности психики, незавершенность каких-то процессов. На языке взрослых эмоциональное мироощущение очень часто выражается в обобщённой оценке своего самосознания («Как хорошо здесь», «Здесь прекрасно себя чувствуешь»). Как же понять, что представляет собой эмоциональное мироощущение конкретного ребёнка и как предупредить серьёзные отклонения, появившиеся в нём?
Самый глубокий слой переживаний ребёнка, определяющий его «настроение духа» или «состояние духа», — это эмоциональные ощущения своего здоровья или болезни. Русский психиатр писал об этом так: «Наблюдения показывают, что и в самую раннюю пору дети разнятся между собой в отношении чувства. Одни являются стойкими, терпеливыми и довольно стоически переносят неприятные ощущения, обнаруживают охоту к мышечным движениям и остаются большей частью в хорошем настроении духа. Другие, напротив, нетерпеливы, раздражительны, плаксивы и в общей сумме обнаруживают больше неприятных чувств, чем дети первой категории. Такой эмоциональный фон способствует повышенной физической и эмоциональной утомляемости ребёнка, его рассеянности, особенно в конце занятий.
У детей с генеративным поведением особенно ярко выражены отрицательные эмоции, источником которых является их тело: невозможность точной координации, недоразвитие тонкой моторики, постоянное «не вписывание» в пространство узких проходов и коридоров. Движения гиперактивного ребёнка весьма часто оказываются поводом для отрицательных оценок даже со стороны близких людей, соответственно, для возникновения у ребёнка отрицательных эмоций.
Однако первую помощь в профилактике ранних дисгармоний могут и должны оказывать родители и другие члены семьи.
Задаче укрепления чувства безопасности и обеспечения телесного комфорта подчинены разнообразные игры с маленькими детьми, существующие в народных традициях. («Сорока — белобока, кашу варила…», «Ладушки», «Каравай» и др.). Особую группу среди них занимают так называемые пальчиковые игры. («Пальчик, пальчик, где ты был…»). Благодаря этим играм-упражнениям у ребёнка складываются простейшие картины мира (колыбель, дом, двор), формируется образ своего телесного Я. Как отмечали специалисты, изучающие особенности развития маленьких детей ослабленный ребёнок слаб не только физически, но и психически, а бодрый, жизнерадостный здоровый дух сам строит для себя здоровое тело. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка потребность в активном движении, доставляющем ему «мышечную радость». Исходная точка для детского развития — семья. В лоне семьи происходит открытие мира ребёнка, возникает и развивается сопричастное отношение к этому миру, или уровень сопричастного переживания. Именно в этой системе происходят самые существенные изменения, которые и определяют успешность или не успешность вхождения ребёнка в школьную жизнь. Взаимодействие со взрослым, являясь главным условием психического развития ребёнка. Характер эмоциональных подкреплений матерью отдельных действий и переживаний ребёнка определяется прежде всего ценностью ребёнка для матери и тем, какое место занимает он среди других значимых для неё сфер жизни (работа, учёба, бизнес, семья и т. д.). Таким образом, мать (или другие взрослые, близкие ребёнку) задаёт направление становлению чувства сопричастности ребёнка к миру, присоединения к нему. Это чувство возникает в процессе взаимодействия и совместного переживания удовольствия как базовой эмоции. Оценка матери, по мнению ребёнка, нередко бывает ниже, чем его собственная, а оценка отца часто — ещё более низкая, чем оценка матери («Я плохая, мама собаку любит больше, чем меня»; «Мама думает, что я злой, потому что я прыгаю, мешаю ей отдыхать, я ору, я плохой»; «Ну конечно же, папа поставит меня на самую низкую ступеньку. Он меня не защищает. Он сказал моей маме, что ему больше нравится дочка тёти Ани»).
Конечно, встречаются дети, суждения которых свидетельствуют о вере в любовь и поддержку со стороны взрослых («Мама думает, что я хороший, красивый, умный, не дерусь ни с кем, помощник мамин»; «Мы с папой так классно дружим, смеёмся вместе, разговариваем долго, на рыбалку ходим…»). Однако в последнее время беспокоит, что дети часто отождествляют себя с негативной оценкой значимых для них взрослых, у них формируется восприятие себя как «отвергаемого или уже отвергнутого Я».
Объясняя причины низкой самооценки, ребёнок иногда начинает описывать себя как будущего ученика, у которого не всё получается. Таким образом, будущая школьная жизнь, о которой в семье говорят с беспокойством и тревогой (позиция условного приятия ребёнка и завышенных ожиданий его успешности), не только тревожит ребёнка с точки зрения его социальной роли, но и может кардинально обострить его отношения с близкими взрослыми.
С этой проблемой напрямую связаны представления детей о взрослости и эмоциональная окрашенность этих представлений. Так, рассматривая по нашей просьбе картинки, изображающие человека в разные периоды его жизни (младенец, дошкольник, школьник, юноша и т. д.), дети правильно находили соответствующую своему возрасту картинку, т. е. правильно идентифицировали себя по критерию возраста. Отвечая затем на вопросы: «Каким, я хочу быть?» и «Каким, я не хочу быть?», они показывали, какие жизненные этапы являются для них привлекательными, а какие нет.
Итак, не получая подтверждения о своей защищённости, ребёнок проявляет склонность к аффективному реагированию; в свою очередь, мать, не испытывая удовольствия от взаимодействия с ребёнком, нередко переадресовывает свои функции другим взрослым. В результате в эмоциональном мироощущении ребёнка может отчётливо проявляться доминирование разнообразных негативных переживаний: повышенной тревожности, отрицательного самочувствия, потере интереса к внешнему миру, ситуативной агрессии и других проявлений, свидетельствующих об устойчивой дисгармонии в эмоциональной сфере ребёнка. Вместе с тем мать (или замещающий её взрослый), понимая сложность любого этапа развития и его задач, может направить или скорректировать развитие негативных эмоций ребёнка: «заговорить» его телесную боль, переключить вспышку гнева.
Ребёнок осваивает предметный мир в процессе совместной деятельности со взрослым и свои первые успехи демонстрирует ему. «Смотри, смотри! У меня получается!» — подобное восклицание можно слышать, когда ребёнок учится управляться с игрушками, с лопаткой в песочнице, с карандашами. Появление у малыша первых практических результативных действий (предметных, игровых, конструктивных и пр.), как правило, связывается с появлением особого класса так называемых инструментальных эмоций, соотносимых с радостными восклицаниями: «Я сам», «Я могу», «У меня получается». И это действительно очень важный сигнал о поступательном развитии ребёнка.
Однако, как подчёркивают детские психологи, отношение ребёнка к предметам является не непосредственным: малыш овладевает в первую очередь тем, на что направлена активность взрослого. Постепенно содержание инструментальности как активности в действиях значительно расширяется. Малыш радуется, побуждая маму или бабушку к элементарной игре в «ку-ку», активно осваивает пространство, начинает выражать свои мысли, формулировать обобщения и т. д.
Отрицательные эмоции, возникающие при подчёркивании взрослым неуспеха и ошибок ребёнка, особенно усиливаются в экстремальных для ребёнка ситуациях (например, при тестировании, на собеседовании при поступлении в школу, т. е. именно там, где требуется напряжение сил и воли). Даже, если неуспехи малыша очень огорчают родителей, необходимо спокойно обсудить ситуацию и принять решение без излишней аффектации. В противном случае, когда субъективное мироощущение ребёнка насыщается отрицательными переживаниями, когда члены семьи вызывают у него амбивалентные чувства (люблю — ненавижу), когда ошибки в деятельности становятся основой для отрицательных оценок личности ребёнка, — складываются условия для появления ощущения отверженности или возникновения защитного поведения в форме пассивности и безучастного отношения ко всему. Реальная помощь ребёнку — изменение отношения со стороны близких взрослых (как главного источника положительных эмоций у детей на протяжении всего дошкольного возраста), от которого зависят поддержание телесного (физического) и психического тонуса, формирование активности.
Литература:
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. — М.: Творческий мир. 2003г
- Баркина А. Н. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. — М.: АСТ — ПРЕСС. 2001г
- Запорожец Н. А. Эмоциональное развитие дошкольника — М.:1985г
- Касаткина Ю. В., Клюева Н. В. Учим детей общению. — Ярославль. Академия развития. 1996 г.
- Сикорский И. А. Воспитание в возрасте раннего детситва-М,1983г