Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО
Авторы: Никитишина Наталья Анатольевна, Болотских Наталья Викторовна, Чернобаева Светлана Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.10.2018
Статья просмотрена: 2023 раза
Библиографическое описание:
Никитишина, Н. А. Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3670/ (дата обращения: 16.11.2024).
Становление системы оказания комплексной помощи детям с РАС является одной из самых острых проблем современного этапа развития образования.
Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми. Возможность находиться в группе сверстников, участвовать в совместной деятельности, пусть и с организующей помощью взрослого, может дать особым детям необходимый опыт социального взаимодействия, стимулирует развитие коммуникативных навыков, способствует возникновению или повышению самостоятельности. Именно на это ориентированы родители ребенка с РАС, когда планируют его включение в коррекционную группу дошкольной образовательной организации. Поэтому дети с тяжелыми проявлениями аутизма, нуждаются в комплексном обеспечении необходимого объема коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, позволяющей сформировать базовые навыки.
В нашем саду, при разработке модели работы с такими детьми в условиях дошкольной организации задействованы специалисты всего педагогического состава, максимально использующие разработанные методы специальной помощи детям с аутизмом. Для этого в группе компенсирующей направленности для детей с РАС, кроме воспитателей, работают учитель — дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, которые диагностируют детей, проводят индивидуальные и фронтальные занятия с ними. Также дети обеспечены медицинским сопровождением, им оказывают помощь врачи детской поликлиники — педиатр, психиатр и средний медицинский персонал детского сада. Медицинские сестры детского сада органично включаются в работу по оздоровлению детей: присутствуют на утреннем приеме зимой и весной в целях профилактики распространения вирусных инфекций гриппа и ОРВИ, при соблюдении прививочного режима, обеспечивают санитарно-гигиенических условия для нахождения детей в детском саду. А сотрудники отдела социального обеспечения защиты населения оказывают необходимую помощь родителям.
Специалистами нашего сада были определены основные этапы и разработаны направления работы.
Основные этапы инаправления коррекционно-развивающей работы с детьми сРАС
Этапы |
Направления коррекционно-развивающей работы |
|||
Дефектологическе |
Психологическое |
Педагогическое |
Взаимодействие с семьей |
|
Диагностический |
Сбор данных о понимании речи, ее коммуникативной направленности, оценка познавательного и социального развития. |
Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка. |
Проведение педагогической диагностики. |
Установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями. |
Адаптационный |
Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка крупной и тонкой моторики, определение ведущей руки. |
Установление контакта с взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. |
Адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания. |
Ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка. |
Активирующий |
Составление адаптированной образовательной и рабочей программ, индивидуальных программ для детей, активация речи с помощью жестов, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, памяти, мышления, речи. |
Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками. |
Составление адаптированной образовательной и рабочей программ. Активация речи с помощью жестов, песенок- потешек, прибауток в ходе развивающих игр. |
Индивидуальные консультации для родителей, ознакомление с адаптированной программой и индивидуальными программами детей. |
Формирующий |
Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики; формирование предметной конструктивной и игровой деятельности). |
Формирование у ребенка целенаправленного поведения. |
Формирование навыков продуктивной деятельности (ИЗО, лепка аппликация), навыков сюжетной игры Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики; формирование предметной конструктивной и игровой деятельности). |
Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками воспитательной работы аутичного ребенка: организации его режима, привитие навыков самообслуживания. |
Корригирующий |
Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; речевое комментирование ребенком его действий. Промежуточная диагностика. Внесение коррективов в индивидуальные программы детей. |
Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма. |
Реализация коррекционно-развивающих задач по коммуникации и социализации ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире. |
Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками преодоления отрицательных форм поведения. |
В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка; проводится первичная консультация семьи с ребенком; обобщаются полученные данные; проводится первичная психолого-педагогическая диагностика развития ребенка; обобщаются ее результаты; составляются индивидуальные маршруты; уточняется содержание форм, методов и приемов образовательной деятельности. Оценка эффективности прохождения этого периода происходит посредством проведения сравнительного анализа данных. Педагоги составляют таблицу, которую заполняют в течение каждой недели на протяжении всего периода. При составлении таблицы учитываются основные образовательные области с развивающими направлениями и назначением ответственных специалистов. В конце недели подводится оценка участия ребенка: навык сформирован частично (1балл); навык сформирован полностью (2 балла); навык не сформирован (0 баллов).
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к началу самостоятельности, выходом из привычного окружения семьи.
Адаптационный этап характеризуется установлением контакта с взрослыми, по возможности со сверстниками, приспособлениями к новым условиям среды в группе, помещениям детского сада (физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-дефектолога, педагога-психолога, сенсорная комната) и отличается достаточной продолжительностью. Если у нормотипичных детей длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОО в среднем составляет месяц. То для детей с РАС время прохождения этого периода может увеличиваться до 2-х месяцев и больше. По результатам нашей работы, мы пришли к выводу, что наряду с диагностическим, более целесообразно проводить и адаптационный этап. Так как, в силу ряда своих особенностей, аутичный ребенок испытывает значительные трудности в процессе адаптации (адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации), то совместное проведение этих этапов позволяет ребенку пройти адаптацию более незаметно и безболезненно.
После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, наши педагоги проводят обобщение, и анализ результатов. Затем, на заседании консилиума ПМПк, специалисты предлагают свои цели и задачи направления работы для индивидуальных программ сопровождения, которые утверждают на консилиуме. Именно на этом этапе специалистами составляются рабочие программы педагогов и разрабатываются индивидуальные программы детей.
Формирующий икорригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Нашими специалистами были определены приоритетные формы оказания психолого-педагогической помощи и обеспечения уровня сопровождения, позволяющие таким детям получать максимальный развивающий эффект от нахождения в дошкольной образовательной организации. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.
Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений; формирование эмоциональных контактов ребенка; общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой, то основными стратегическими направлениями коррекционно-развивающей работы, на наш взгляд, должны стать: повышение адаптивных возможностей и уменьшение дестабилизирующих факторов. Исходя из этого, строится вся коррекционная деятельность с ребенком. Причем каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана.
Периоды коррекционно-развивающей работы
1 период — установление контакта. В ходе данного этапа педагоги выясняют, что является для ребенка поощрением, а в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Мы стараемся соблюдать принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Например, сначала на занятии по продуктивной деятельности (лепке) предлагаем ребенку слепить колбаску, путем раскатывания куска пластилина внутренней стороной ладони; на следующем занятии ребенку нужно превратить эту колбаску в змейку с глазками и длинным язычком; затем, когда ребенок научился лепить змею, мы постепенно вносим не-большие новые элементы вариативности (превратить змею в улитку), при этом большую роль играет помощь педагога, особенно физическая (рука в руке), направляющая ребенка на выполнение действия.
Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируем четко и кратко. Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.
3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих в компенсирующей группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.
Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы компенсирующей направленности является и тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Для родителей проводятся «дни открытых дверей», когда их приглашают присутствовать во время проведения различных видов образовательной деятельности, так развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум: как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют ближайшие задачи; участвуют в подготовках совместных праздников, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и педагогами. Так родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы.
Только при соблюдении и использовании в работе этих этапов, у ребенка с аутизмом будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью. Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы в нашем ДОУ. Практика специалистов и опыт родителей подтверждают, что комплексный подход приводит к реально ощутимым результатам: быстрее формируются навыки самообслуживания, навыки учебной деятельности, приобретаются навыки социального поведения. Все специалисты отмечают положительную динамику развития детей.
Литература:
- Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию [Текст] / М. В. Браткова, О. В. Караневская. — М.: Парадигма, 2016. — 45 с.
- Браткова М., Караневская О. Специфика включения ребёнка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутического спектра) // журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2015 г. стр.76.