Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа) / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3646/ (дата обращения: 24.04.2024).


  1. Пояснительная записка

Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Основные направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
  4. Консультирование субъектов образовательного процесса.

Задачи программы:

а). Образовательные: формировать ориентировочно-поисковую деятельность; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающем;

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; формировать систему сенсорных эталонов; развивать познавательную активность ребенка; формировать наглядно-действенное мышление, предпосылки наглядно-образного мышления; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка; формировать и развивать коммуникативные способности.

в). воспитательные: формировать эмоциональное общение со взрослым; воспитывать интерес к познавательной деятельности; воспитывать межличностные отношения, желание взаимодействовать с окружающими людьми.

Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.

Продолжительность 1 занятия: 15–20 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.

  1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Вид работы

Форма работы

Направление работы

Сроки работы

Диагностика

индивидуальная

Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование

декабрь

Занятие

индивидуальная

1. Формирование умения действовать по 1–2 ступенчатой инструкции;

2. Формирование умения действовать по алгоритму;

3. Развитие познавательной активности;

4. Развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения);

5. Развитие ориентировки в пространстве;

6. Развитие общей и мелкой моторики;

7. Систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем;

8. Развитие эмоционально-волевой сферы

9. Закрепление пройденного материала;

10. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности;

11. Коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов

декабрь — июнь

Мониторинг

педагогическое наблюдение

Мониторинг развития ребенка

декабрь — июнь

Диагностика

индивидуальная

Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование

май

Консультирование

индивидуальная

Консультирование субъектов образовательного процесса

По запросам

  1. Календарно-тематический учебный план программы

Сроки

Наименование разделов

/тем занятий

Кол-во занятий

Форма контроля

1

Декабрь

Первичная диагностика познавательного развития

1

Анализ протоколов

Раздел 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым иовладение способами усвоения общественного опыта

2

Декабрь, январь

Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных инструкций с предметами

2

Наблюдение

3

Январь, февраль

Формирование эмоционального общения со взрослых. Выполнение элементарных моторных инструкций

2

Наблюдение

4

Декабрь, февраль

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на имитацию с предметами

2

Наблюдение

5

В течение года

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Выполнение действий на моторную имитацию

2

Наблюдение

6

Январь

Формирование навыков подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта

2

Наблюдение

7

Февраль

Формирование навыков разделенного внимания, поворот головы в сторону звука и жеста

2

Наблюдение

8

Январь, апрель

Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе. Части тела на себе

2

Наблюдение

Раздел 2. Развитие функциональных возможностей кистей ипальцев рук, мелкой моторики

9

Январь

Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий

1

Наблюдение

10

Февраль, март

Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания

2

Наблюдение

11

Февраль, май

Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений

2

Наблюдение

Раздел 3. Развитие процессов восприятия ипредставлений опредметах иявлениях окружающего мира (сенсорное развитие)

12

Февраль, апрель

Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания

2

Наблюдение

13

Январь

Формирование зрительного восприятия формы

1

Наблюдение

14

Декабрь

Закрепление представлений о форме в слове-названии

2

Наблюдение

15

В течение года

Восприятие величины на основе применения проб и примеривания

2

Наблюдение

16

В течение года

Формирование зрительного восприятия величины

2

Наблюдение

17

Февраль

Закрепление представлений о величине в слове-названии. Промежуточная диагностика

2

Наблюдение

18

В течение года

Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания)

2

Наблюдение

19

Февраль, март

Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения

2

Наблюдение

20

Январь, февраль

Формирование представлений о цвете в слове-названии

2

Наблюдение

21

В течение года

Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей

2

Наблюдение

22

Январь, февраль

Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и их частей

2

Наблюдение

23

Март, апрель

Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги

2

Наблюдение

24

Апрель, май

Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов

2

Наблюдение

25

Май, июнь

Развитие конструктивных способностей на основе совмещения признаков «цвет», «форма», «величина»

2

Наблюдение

26

В течение года

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь.

2

Наблюдение

27

В течение года

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины

2

Наблюдение

28

В течение года

Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

2

Наблюдение

29

В течение года

Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков

2

Наблюдение

Раздел 4. Развитие наглядно-действенного мышления

30

В течение года

Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение

2

Наблюдение

31

В течение года

Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей)

2

Наблюдение

32

Декабрь, январь

Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач

2

Наблюдение

33

В течение года

Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности

2

Наблюдение

34

В течение года

Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей. Наблюдение

2

Наблюдение

35

В течение года

Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению. Выделение существенного признака.

2

Наблюдение

36

Июнь

Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов. Итоговая диагностика познавательного развития

2

Анализ протоколов обследования

  1. Ожидаемый результат

Развитие познавательного интереса; формирование представлений о свойствах предметов; развитие понимания обращенной речи;

  1. Условия для реализации программы:

кабинет с зонированием пространства; аудиозаписи музыкальных произведений, бытовых шумов, голосов животных; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям; пособия для развития мелкой моторики; наборы для конструирования; предметные картинки; «Волшебный мешочек»; сенсорные боксы с различными наполнителями; матрешка, пирамидка, сортер; игрушки сюжетные; контейнеры для сортировки; материал для сортировки; предметы и игрушки для имитации; канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши) и т. п.

  1. Требования кусловиям реализации программы

Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям

Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).

  1. Программно-методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.

Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.

Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.

Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.

Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.

Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.

Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.

Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, Развитие, течение, общественный опыт, способ усвоения, Формирование, формирование представлений, мелкая моторика, Формирование навыков, эмоциональное общение.

Похожие статьи

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Именно поэтому актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна.

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста. В это время она развивается у ребенка естественным образом, он сначала совершает первые...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Формирование двигательных умений и навыков занимает особое место в системе работы по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку двигательное развитие оказывает большое влияние на ход психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

- навыки самообслуживания, - способы усвоения общественного опыта. Социальное развитие ребенка определялось в ходе беседы с педагогами группы, с помощью наблюдения за деятельностью детей в условиях ДОУ, а также в процессе специальных вопросов и заданий...

Развитие творческих способностей детей на основе усвоения...

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. — М.: «Творческий центр «Сфера», 2014.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей...

Решение задачи формирования навыков коллективного взаимодействия как одной из основных, позволяет, не только наиболее эффективно развить предпосылки к социальной адаптации, но и получить положительную динамику развития ребенка в целом.

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей...

3. Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК. Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения...

Похожие статьи

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Именно поэтому актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна.

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста. В это время она развивается у ребенка естественным образом, он сначала совершает первые...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Формирование двигательных умений и навыков занимает особое место в системе работы по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку двигательное развитие оказывает большое влияние на ход психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

- навыки самообслуживания, - способы усвоения общественного опыта. Социальное развитие ребенка определялось в ходе беседы с педагогами группы, с помощью наблюдения за деятельностью детей в условиях ДОУ, а также в процессе специальных вопросов и заданий...

Развитие творческих способностей детей на основе усвоения...

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. — М.: «Творческий центр «Сфера», 2014.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей...

Решение задачи формирования навыков коллективного взаимодействия как одной из основных, позволяет, не только наиболее эффективно развить предпосылки к социальной адаптации, но и получить положительную динамику развития ребенка в целом.

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей...

3. Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК. Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения...

Задать вопрос