Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Тарасова Е. В. Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3586/ (дата обращения: 07.12.2019).



Современное общество в процессе постоянных изменений требует, чтобы человек имел нестандартное мышление, способность взаимодействовать с трансформированным миром, требует другого понимания своей роли в обществе, компетенций, связанных прежде всего с деятельностью человека. В таких условиях требуется модернизация дошкольного образования как сферы, формирующей культурный и образовательный идеал современного общества [1, c. 13].

Современным ДОО необходимо постоянно взаимодействовать с родителями не только в форме психолого-педагогической поддержки, но и активно привлекать родителей к жизни в детском саду. Это важнейшее условие для обновления системы дошкольных организаций. На практике современная образовательная организация часто использует только традиционные формы работы с семьей. Использование одной из уникальных и эффективных форм взаимодействия между ДОО и семьей — проектной деятельности поможет родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками педагогов.

Проектная деятельность реализуется сегодня в дошкольных организациях. Этот инструмент обеспечивает не только совместное сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимную помощь педагогов и родителей. Программы ДОО с использованием проектной деятельности — это программы «Успех», «От рождения до школы», «Детство», а также некоторые парциальные программы. Однако в большинстве программ проектная деятельность используется с целью развития некоторых навыков, а не с целью организации взаимодействия. Кроме того, часто проектная деятельность реализуется бессистемно.

В детском саду проекты детско-взрослые. В таких проектах участвуют дети, родители, педагоги и специалисты ДОО. Эта форма интересна тем, что совместный сбор и производство атрибутов, игр, конкурсов, презентаций показывает творческий потенциал детей, привлекает родителей к участию. Субъекты проектов могут варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Предлагаются следующие темы: «Откуда хлеб пришел?», «Как рождается книга», «Что я знаю о Великой Отечественной Войне?», «Безопасные дороги для детей», «Мой дом, мой город», «По сказкам Александра Пушкина», «Ребенок имеет право», «День Земли», «Будущие олимпийцы» [2, c. 3].

В процессе реализации проекта возникает взаимодействие и творческое сотрудничество между родителями и детьми. Атмосфера развлечений и игр позволяет потерять оковы самообладания и показать себя с удачей. Лучше узнать своих близких, детей и родителей стать ближе друг к другу, что, естественно, влияет на результаты деятельности.

Для повышения эффективности и результативности проектной деятельности, как средства организации взаимодействия детей, родителей, педагогов ДОО, современные ДОО придерживаются ряда основных правил [4, c. 54–59]:

  1. Систематическое обучение рефлексивному действию, в частности, оценки своей готовности, обнаружению причин затруднений в коммуникативной деятельности между участниками проекта.
  2. Передача дошкольнику творческой инициативы в проекте, а родители выступают ее «помощниками».
  3. Использование различных форм, методов и приемы обучения, с акцентом на методы и формы, повышающие степень активности дошкольников.
  4. Использование технологии диалогового взаимодействия, технологии развития критического мышления и иных метакогнитивных технологий, обучение правильной постановке вопросов.
  5. Сочетание репродуктивной и проблемной форм деятельности, привнесение творческого начала.
  6. Использование приемов, позволяющих достичь осмысления правил подлежащего выполнению задания всеми дошкольниками группы и родителями.
  7. Оценка реального продвижения каждого дошкольника в процессе развития социальной компетентности, внесение корректировок в организацию проектной деятельности с учетом этой оценки.
  8. Планирование коммуникативных задач в рамках занятий и заданий.
  9. Поощрение выражения дошкольником собственной позиции.
  10. Создание на занятиях и в рамках заданий атмосферы сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ [5, с. 133–134].

Среди приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе формирования взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО в воспитательном процессе средствами проектной деятельности можно выделить такие, как:

  1. Создание проблемной ситуации (проблемное обучение), при котором, для дошкольников ставится конкретная проблема и совместно с ними осуществляется поиск ее решений.
  2. Привлечение дошкольников и родителей к условной контрольной и оценочной деятельности (например, к анализу рисунков и проектов друг друга).
  3. Коллективные способы обучения, к которым могут быть отнесены различные командные обучающие игры, совместные поиски решения проблем.
  4. Привлекательная цель, например, постановка перед дошкольниками цели, которую они могут решить только совместными усилиями, в ходе совокупной деятельности, в частности, это может быть общегрупповой проект.

Также современная практика реализации проектной деятельности, как средства организации взаимодействия педагогов, детей и родителей в воспитательном процессе ДОО предполагает создание образовательной среды (образовательного пространства) ДОО, которая будет способствовать налаживанию такого взаимодействия при реализации проекта.

Структура образовательного пространства ДОО может быть представлена в виде трех ключевых базовых компонентов, а именно:

  1. Пространственно-предметный компонент, предполагающий пространственно-предметные условия и потенциальные возможности реализации воспитания, развитии, социализации воспитанников. В рамках организации проектной деятельности данный компонент предполагает наличие средств реализации проекта, удобство организации и условий работы его участников.
  2. Социальный компонент, подразумевающий пространство условий и потенциальных возможностей, которое создается в процессе межличностного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (воспитанников, педагогов, администрации, родителей), в том числе и в рамках работы над совместным проектом.
  3. Психодидактический компонент, а именно, комплекс специализированных образовательных технологий (главным образом, содержания, средств и методов обучения и воспитания), основанных и построенных на определенных психологических и дидактических основаниях. В рамках проектной деятельности, как средства организации взаимодействия ДОО и семьи, это принципы сотрудничества, комфорта, открытости и др. [3, c. 76].

Для изменения образовательного пространства, как целостной системы под нужды проектной деятельности, необходимо целенаправленное и системное воздействие на все три эти компонента. Проектная деятельность в настоящее время используется достаточно широко, однако ее функция командообразования, организации взаимодействия, как правило, в педагогической практике отходит на второй план. Ввиду этого, проектная деятельность, реализуемая в воспитательном процессе, в большей степени нацелена на формирование знаний и навыков, а процесс организации взаимодействия ее участников выступает в качестве косвенного результата. Вследствие этого, необходимо соблюдать условия реализаций проектов, с тем чтобы проектная деятельность влияла не только на процесс развития, но и на процесс сплочения коллектива детей, педагогов ДОО и родителей.

Литература:

  1. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
  2. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. — М.: Мозаика -Синтез, 2007. — 144с.
  4. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптации, сценарии дня)». — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 186 с.
  5. Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. — 2009. — № 3(20). — С.131–135.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, родитель, воспитательный процесс, образовательное пространство, педагог, проект, процесс развития, ребенок, детский сад, современное общество.

Похожие статьи

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная

Проектирование развития открытого образовательного пространства включает этапы

1) анализ деятельности дошкольной образовательной организации по созданию открытого

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный кластер, проект «Дети и наука», родители, проектная деятельность, познавательная активность. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными...

Значение проектной деятельности при организации...

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Роль воспитателя в реализации метода проектов...

Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована

Для успешной реализации проекта детьми, воспитатель из педагога превращается в их

метод проектов, проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать

Таким образом, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей.

Деятельность дошкольной организации по развитию...

Реализуя проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах

Таким образом, в результате реализации проектного метода в детском саду родители

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая...

Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную

Реброва В. И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Проектная деятельность как современная технология...

Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Похожие статьи

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная

Проектирование развития открытого образовательного пространства включает этапы

1) анализ деятельности дошкольной образовательной организации по созданию открытого

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный кластер, проект «Дети и наука», родители, проектная деятельность, познавательная активность. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными...

Значение проектной деятельности при организации...

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Роль воспитателя в реализации метода проектов...

Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована

Для успешной реализации проекта детьми, воспитатель из педагога превращается в их

метод проектов, проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать

Таким образом, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей.

Деятельность дошкольной организации по развитию...

Реализуя проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах

Таким образом, в результате реализации проектного метода в детском саду родители

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая...

Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную

Реброва В. И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Проектная деятельность как современная технология...

Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Задать вопрос