Программа мониторинга профессиональной деятельности педагогов | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.08.2018

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Щепина И. Н. Программа мониторинга профессиональной деятельности педагогов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3526/ (дата обращения: 19.09.2019).



Реализация ФГОС ДО предполагает развивающую направленность образовательной деятельности, что связано с существенными преобразованиями в сфере профессиональной деятельности педагога, определяемыми такими принципами ФГОС, как поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение к личности ребенка.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых законов, профессиональных задач, общественных отношений и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от уровня профессиональной квалификации педагогических кадров. Методическая работа с кадрами в ДОУ на современном этапе должна строиться дифференцировано, с учетом запросов и проблем каждого педагога. Выбор оптимального варианта предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагога, т. е. создается необходимость оценки деятельности педагогов в учреждении, отслеживания их профессионального уровня, т. е. проведения педагогического мониторинга.

Системное проведение педагогического мониторинга выступает как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ, позволяет избежать необоснованного субъективизма при оценке деятельности педагога, появляется возможность своевременно корректировать процесс становления педагога как профессионала. Данные педагогического мониторинга могут использоваться при проведении аттестации педагога на соответствие занимаемой должности, а также при составлении характеристики на педагога при аттестации на квалификационную категорию. Анализ работы по итогам года каждого педагога в отдельности и группы педагогов в целом позволяет выделять цели работы с кадрами на следующий учебный год.

Модель оценки деятельности педагога ДОУ

Нормативно-правовая база

– Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ»

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

– Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Технологическая модель мониторинга включает в себя следующий набор компонентов:

Цель: отслеживание уровня квалификации педагогических работников в образовательном процессе ДОУ.

Объект: профессиональная деятельность педагогов.

Предмет: процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.

Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующего (общее программное руководство, стратегия управления), старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание педагогического процесса).

Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.

Основные принципы:

– принцип научности;

– принцип прогностичности;

– принцип профессиональной целесообразности;

– принцип непрерывности, целостности и преемственности.

Педагогический мониторинг имеет следующие стадии:

  1. Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.
  2. Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.
  3. Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д.), проведение индивидуальной коррекционной работы.
  4. Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей ДОУ о результатах.

Технологический инструментарийвключает в себя следующие компоненты:

– Положение об аттестации (разрабатывается коллективом конкретного ДОУ, утверждается заведующим)

– Образец бланка экспертного оценивания аттестационной комиссией (разрабатывается коллективом конкретного ДОУ, утверждается заведующим)

– Диагностический инструментарий изучения структуры профессиональной деятельности педагога

– Профессиональная карта педагога

– Индивидуальный модуль профессионального развития педагога

Первые четыре компонента раскрывают содержание требований к повышению уровня квалификации. Последние два компонента отражают содержание самого процесса повышения профессиональной квалификации педагога, его профессиональную деятельность.

Периодичность проведения оценки деятельности педагога: 1 раз в год, при необходимости чаще (каждый квартал, полугодие)

Диагностический инструментарий изучения структуры профессиональной деятельности педагога включает в себя следующие модули и методики:

  1. Личностные характеристики педагога

Методика 1. Определение типа темперамента (по Н. Н. Обозову)

Методика 2. Изучение профессионального типа педагога на основе преобладающего интереса педагога к руководству определенным видом деятельности детей (по Е. А. Панько)

  1. Создание психолого-педагогических условий для реализации ООП

Методика 3. Изучение типа эмоционального отношения педагога к воспитанникам (по С. Е. Кулачковской)

Методика 4. Изучение типа оценочного отношения педагога к детям-воспитанникам и результатам их деятельности (по Е. А. Архиповой)

  1. Характеристика профессиональной деятельности педагога и его компетенций

Методика 5. Изучение сформированности умений, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности (по Е. А. Панько)

Методика 6. Определение уровня профессионализма педагога (по А. К. Марковой)

По итогам диагностики заполняются предложенные в каждой методике таблицы распределения педагогов по исследуемым типам/уровням, просчитывается процентное соотношение на группу педагогов. Анализ полученных данных позволяет администрации ДОУ увидеть уровень профессиональной квалификации педагогов, выявить проблемные места у каждого педагога и у групп педагогов, рационально спланировать коррекцию недостатков, выстроить плодотворную работу по повышению квалификации педагогов.

Результаты мониторинга по каждому конкретному педагогу фиксируются в индивидуальной Профессиональной карте педагога, которая состоит из двух блоков:

  1. Методический паспорт педагога ДОУ, в который указываются сведения об образовании, дата приема на работу в ДОУ, занимаемая должность и дата назначения на нее, общий трудовой и педагогический стаж. Дальнейшие разделы регулярно заполняются старшим воспитателем по итогам участия педагога в методической работе с обязательным указанием уровня (ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский, международный). Это следующие разделы: сведения о повышении квалификации, об участии в конкурсах, о наличии публикаций, о наличии выступлений, об участии в открытых мероприятиях, результаты участия в конкурсах воспитанников, сведения о наличии наград и поощрений, аттестация, самообразование педагога.
  2. Структура профессиональной деятельности педагога, в которой отражены результаты мониторинговых исследований по предложенному выше инструментарию.

Анализ профессиональной карты педагога позволяет отследить уровень повышения квалификации педагога за определенный период времени, подготовить рекомендации работнику по коррекции недочетов. На основании данного анализа старшим воспитателем совместно с педагогом-психологом и самим педагогом составляется план мероприятий по повышению квалификации педагога, заполняется Индивидуальный модуль профессионального развития педагога (Приложение), в котором указываются направления деятельности, задачи и конкретные мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагога и саморазвития.

Реализация данной модели оценки деятельности педагога ДОУ предполагает достижение следующего результата: созданы необходимые условия для повышения уровня квалификации педагога, предопределяется успешность прохождения аттестации педагогического работника и как следствие происходит повышение качества образования в системе ДОУ.

Приложение

Индивидуальный модуль профессионального развития педагога

Ф. И. О.________________________________________________________

Учебный год __________________________________________________

Направления деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Методическая работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагога

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога

Профессиональное саморазвитие педагога

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность педагога, Российская Федерация, педагогический мониторинг, профессиональная карта педагога, индивидуальный модуль, методическая работа, профессиональная квалификация, старший воспитатель, профессиональное развитие педагога, Россия.

Похожие статьи

Методическое сопровождение педагога как условие его...

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации.

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Это, безусловно, влияет на совершенствование профессиональной компетентности педагога, развитие педагогических способностей. На современном этапе развития образования компетентностный подход является ведущим направлением в деятельности педагога ДОО.

Профессиональная компетентность педагога подразумевает...

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

III направление — работа по дальнейшему профессиональному развитию педагога. [1,с.12]. На основании Программы по реализации управленческой деятельности по сопровождению адаптационного периода педагогов в ДОО включает в себя следующие аспекты

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО.

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

 комплектование детского сада высококвалифицированными педагогами и сотрудниками; поиск и включение в коллектив молодых творчески работающих педагогов

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития. Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

Похожие статьи

Методическое сопровождение педагога как условие его...

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации.

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Это, безусловно, влияет на совершенствование профессиональной компетентности педагога, развитие педагогических способностей. На современном этапе развития образования компетентностный подход является ведущим направлением в деятельности педагога ДОО.

Профессиональная компетентность педагога подразумевает...

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

III направление — работа по дальнейшему профессиональному развитию педагога. [1,с.12]. На основании Программы по реализации управленческой деятельности по сопровождению адаптационного периода педагогов в ДОО включает в себя следующие аспекты

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО.

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

 комплектование детского сада высококвалифицированными педагогами и сотрудниками; поиск и включение в коллектив молодых творчески работающих педагогов

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития. Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

Задать вопрос