Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Задачи:
‒ расширить и закрепить представления о дорожных знаках;
‒ закрепить с детьми знания правил уличного движения;
‒ закрепить представление о транспорте разного вида;
‒ закрепить назначение и сигналы светофора;
‒ формировать представление о работе регулировщика;
‒ воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому;
‒ воспитывать культуру поведения на улице города;
‒ активизировать и расширить словарь по теме «Безопасность на дороге»;
‒ развивать у детей связную речь и творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
‒ довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Методы иприемы:
Практические: физминутка, подвижные игры, игры с правилами, дидактическая игра, составление разрезных картинок, расстановка дорожных знаков на макете улицы.
Наглядные: рассматривание макета с дорогами и транспорта, игрушки.
Словесные: вопросы, уточнения, рассуждения, чтение стихотворений, загадки.
Материалы иоборудование:
Игрушка «Буратино», игрушка «Карабас-Барабас», макет улицы города без дорожных знаков с аварийными ситуациями, модели машин, ширма-театр, картинки дорожных знаков, разрезные картинки светофора, фуражка, жезл, свисток, макеты дорожных знаков, обручи, удостоверение «Почетный пешеход» по количеству детей.
Воспитатель вносит в группу игрушку Буратино.
— Ребята! Смотрите, к нам пришел Буратино. Он чем-то взволнован. Что случилось Буратино?
Буратино: В этом году мне идти в школу и вам тоже. А Карабас-Барабас украл все дорожные знаки и сейчас на улицах беспорядок.
(Показывает на макет улицы города без дорожных знаков, а из моделей машин созданы аварийные ситуации на дороге).
Воспитатель: Буратино, не переживай! А чтобы вернуть нам дорожные знаки, нам надо отправиться в трудное путешествие в дремучий лес, где спрятался Карабас -Барабас. Необходимо уговорить его вернуть все дорожные знаки. Вы готовы? Тогда в путь!
Игра «Путешествие»
Воспитатель: Сначала нам нужно выбраться за город. Для этого мы превратимся в водителей и пассажиров. Сядем на наземный городской транспорт. На какой? (легковой, грузовой, пассажирский).
— Кто мне напомнит, что такое улица? (проезжая часть, тротуар, дома, стоящие в ряд).
— Вот мы подъехали к реке Волга. Нам нужно переправиться на другой берег. Каким транспортом воспользуемся? (водным: катер, лодка, пароход и т. д.)
— За рекой начинаются горы. Через них мы полетим на воздушном транспорте. На каком? (самолете, лайнере, на воздушном шаре)
— А за горами начинается густой лес, здесь мы пойдем пешком. Мы-пешеходы.
Воспитатель: Вот мы и добрались до театра Карабаса-Барабаса.
(весь театр увешан дорожными знаками)
— Карабас-Барабас, выходи! Мы к тебе по делу пришли. Ты зачем, дорожные знаки похитил? Отдай их нам, они очень нам нужны, на улице беспорядок.
Карабас-Барабас: Вот ещё! Они такие красивые, я ими театр свой украсил. Не отдам!
Воспитатель: Но нам они нужнее, без них просто беда. Нам в школу идти, а дорогу не можем перейти.
Карабас-Барабас: А зачем они вообще нужны?
Дети читают знакомые стихи про дорожные знаки:
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти.
Там иди, где весь народ
Там, где знак есть — переход!
Добежала зебра до угла
И на мостовую прилегла.
И оставила свои полоски,
Навсегда лежать на перекрестке!
Если этот знак висит
Знайте все на свете,
Он собою говорит:
«Осторожно — дети!»
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное — внимание!
Воспитатель: Вот видишь, Карабас-Барабас, какое важное значение имеют дорожные знаки — без них не обойтись нам.
Воспитатель: А куда наш Светофор спрятал? Верни нам Светофор!
Карабас-Барабас: Ой, он так мигал и моргал красиво, я его себе в театр забрал и на части разобрал и развесил по всему театру. Ну, а если соберете его сами — забирайте светофор!
Игра «Разрезной светофор»
Дети разбиваются на 3 группы и собирают разрезной на части круги светофор и раскладывают в последовательности цветов светофора.
Карабас-Барабас: А зачем он вообще нужен, этот светофор?
Дети рассказывают и показывают движения по тексту, встают в круг.
На дороге с давних пор,
Есть хозяин — светофор!
Перед вами все цвета
Нам представить их пора.
Загорелся красный цвет,
Стой! Вперед дороги нет!
(стоят на месте)
Желтый глаз твердит без слов:
«К переходу будь готов!»
(стоят на месте и показывают рукой — внимание)
На зеленый свет — вперед!
Путь свободен — переход.
(шагают на месте)
Перейти через дорогу,
Нам на улице всегда
И подскажут, и помогут
Эти яркие цвета!
Воспитатель: Вот видишь, Карабас-Барабас, как важно внимательно смотреть на светофор, когда переходишь дорогу.
Физминутка «Буратино»
Буратино подтянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: А когда светофор не работает, кто помогает на дорогах? Отгадайте загадку:
Посмотри: силач, какой
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(регулировщик)
Игра «Убери лишнее»
Воспитатель предлагает ребенку быть регулировщиком. И предлагает детям ему собраться на работу. Среди необходимых для его работы предметов имеются лишние предметы. Для работы регулировщика нужны фуражка, свисток и жезл.
Подвижная игра «Гараж»
Гаражи-обручи, раскладывают на полу. Дети — транспорт.
Дети перемещаются по кругу, в центре ребенок-регулировщик. По его свистку все бегут к гаражам и занимают любое место. Ребенок, оставшийся без «гаража», выбывает из игры.
Карабас-Барабас: У меня к вам задание, если вы с ним справитесь, я верну вам все дорожные знаки.
Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»
— Кто из вас идет вперед,
Только там, где переход?
— Кто бежит вперед так скоро, Что не видит светофора?
— Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой?
— Знает кто, что красный свет
— это значит — хода нет?
— Кто из вас в трамвае тесном,
Уступает старшим место?
Карабас-Барабас: Теперь я понял, что я плохо поступил. Забирайте дорожные знаки и возвращайтесь к себе.
Воспитатель: Вот Буратино, мы вернулись. Карабас-Барабас вернул нам дорожные знаки.
Буратино: Молодцы ребята!
Вы справились со всеми заданиями.
(обращает внимание детей на макет улицы)
— Ребята, давайте, скорее, расставим все дорожные знаки на свои места и исправим аварийную ситуацию на дороге.
— У нас снова наступил порядок на улице и мы спокойно можем переходить дорогу и идти в школу.
— Ребята! За то, что вы такие добрые, отзывчивые, внимательные, за то, что вы так хорошо знаете правила дорожного движения. Вы все награждаетесь удостоверением «Почетный пешеход».
Буратино прощается с ребятами.