Система работы творческой группы «Искорка» (по театрально-игровой деятельности)
Авторы: Безматерных Татьяна Вячеславовна, Пономарева Любовь Александровна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 26.02.2015
Статья просмотрена: 740 раз
Библиографическое описание:
Безматерных, Т. В. Система работы творческой группы «Искорка» (по театрально-игровой деятельности) / Т. В. Безматерных, Л. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/50/ (дата обращения: 18.03.2025).
«Чуткость, восприимчивость, к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость по всему пошлому, уродливому» В. А. Сухомлинский.
Дети воспринимают окружающих мир целостно, образно эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразие и скуки, остро ощущая фальшь, предпочитают веселых, неунывающих героев. Совместная театрализованная деятельность в этом смысле как нельзя подходит для организации жизни малышей в детском саду, способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей, позволяет углубить и укрепить представление о мире и о себе.
Выдающий режиссер и актер К. А. Станиславский считал, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
В течение трех лет в детском саду работает совместная творческая группа педагогов и детей по театрально-игровой деятельности «Искорка». Название группы отражает желанием нести детям искры радости, доброты и духовности.
Причины создания группы:
1. Негативный поток информации с телевизионных экранов, компьютерных дисков несут агрессию, насилие. Это все пагубно влияет на формирование личности маленького человека, а встреча с театральной постановкой несет хороший эмоциональный заряд.
2. Удаленность детского сада от областного центра, отсутствие в ближайшем районе культурно-образовательных учреждений для посещения детьми дошкольного возраста.
3. Несоответствие качества спектаклей приезжих артистов требованиям и специфике дошкольного возраста.
В состав творческой группе вошли опытные, инициативные и целеустремленные педагоги, специалисты детского сада. Все мужские роли играет мужчина, что не мало важно в театральной деятельности, так как дети хорошо чувствуют и различают мужские и женские голоса.
Цель деятельности творческой группы- создание условий для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста через формирование эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества у детей и взрослых. Девизом творческой группы стали слова С. И. Мерзляковой: «Театр- это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
Деятельность творческой группы: игровые программы, театрализованные действия, спектакли. В подготовке мероприятий нам помогают сотрудники ДОУ: шьют костюмы, рисуют декорации. Работа строится поэтапно с учетом возраста детей и особенностей их развития:
I. Этап — (3–4 года). Ознакомление с театральным искусством. знакомство детей с приемами кукла-вождения, с настольным театром (настольно — плоскостным, конусным), знакомство с мягкой, деревянной, пластмассовой игрушкой.
II. Этап-(4–5 лет). Начальная совместная работа педагогов и детей (выполнение детьми небольших массовых ролей в спектаклях).
III. Этап (5–7 лет). Творческая совместная деятельность педагогов и детей (активное участие детей в театральных постановках).
I Этап. Ознакомление с театральным искусством (3–4 года).
Задача: формировать яркие положительные эмоции у детей и взрослых в театральной деятельности. На первом году творческой группы для работы была подобрана сказка «Колобок». Выбран сюжет сказки, который знаком всем детям с раннего детства. В течения всего года «Колобок»учил детей доброте, умение дружить, помогать в беде. Дети сопереживали герою, огорчались не удачам и радовались успехам и победам Колобка, репертуар отображал сезонные явления:
- «Приключение Колобка начинаются» (осень)
- «Колобок- ледяной бок» (зима)
- «Колобок встречает гостей» (весна)
- «Колобок на лесной полянке»(лето)
II Этап. Начальная совместная работа педагогов и детей (4–5 лет).
Задачи:
Учить детей вживаться в предложенный образ.
Развивать умение участвовать в спектаклях совместно с взрослыми- партнерами.
Второй театральный сезон строился на репертуаре, в котором принимали участие все дети, действующие в одинаковых ролях (мишки, зайки, птичка, козлята и т. п.). Дети вживались в роль того или иного героя, передавали характер, настроение мимикой, жестами, движениями.
Итогом работы стала постановка сказки «С Днем рождения, детский сад».
III Этап. Творческая совместная деятельность педагогов и детей(5–7 лет).
Данный этап рассчитан на два года.
Задачи:
Способствовать расширению диапазона эмоциональных восприятий и выражения различных эмоций (радость, горе. удивление).
Создать условия для совместной театральной деятельности взрослых и детей при постановке спектаклей.
Предоставить право выбора средств импровизации и самовыражения для передачи игрового образа ребенка. На третьем этапе дети учатся взаимодействовать с педагогами- партнерами. Дети приходят к пониманию важности доброжелательных отношений к друг другу, учатся свободно обращаться как со сверстниками, так и со взрослыми — партнерами. Происходит развитие раскованного общительного человека, владеющего телом и словом, умеющего слушать, а главное понимать партнера. Все это гарантирует улучшение психологической атмосферы в детском коллективе. Дошкольники овладевают языком эмоций и чувств, передают характер персонажей с помощью разнообразных выразительных средств.
Результаты работы творческой группы:
I. Этап. У детей появится интерес к происходящему действию, ребята следят за развитием действий, концентрируют внимание до конца действия, эмоционально реагируют на поступки действующих лиц; сопереживают героям.
II. Этап. У детей появился интерес к театральной деятельности, желание участвовать в спектаклях совместно с педагогами. Малыши научились выражать чувства. Переживания во время игры жестами, мимикой, движениями. Дети умеют оценивать поступки действующих лиц, дают им объективную оценку.
III. Этап. Ребята участвуют в театральных постановках, передают характер героя выразительно, эмоционально.
Общий итог:
В театральной деятельности дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображения, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном. Такая совместная деятельность педагогов и детей сплотила наш коллектив, улучшила эмоциональную атмосферу. Дети стали намного раскрепощенными и эмоциональными, легко идут на общение с педагогом и с удовольствием играют в спектаклях, а педагоги получают радость и вдохновение от совместной творческой работы с детьми. Каждый из нас творчески реализует себя как личность.
Литература:
1. Фольклор — музыка — театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Под редакцией С. И. Мерзляковой Москва Гуманитарный издательский центр 1999.
2. Р. Гуфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей» театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. Линка — Пресс Москва 2004.
3. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду Москва «Школьная Прессе» 2003.