Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии
Автор: Окатая Ирина Александровна
Рубрика: 10. Архитектура
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Пермь, февраль 2013)
Статья просмотрена: 2582 раза
Библиографическое описание:
Окатая, И. А. Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии / И. А. Окатая. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3487/ (дата обращения: 19.12.2024).
Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление усовершенствованных моделей велосипедов.
Первые модификации велосипедов появились в начале 19 века. В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал и запатентовал двухколесный самокат. Слово «велосипед» (vélocipède) впервые употребил французский изобретатель Жозефом Нисефором Ньепсом для обозначения усовершенствованного самоката Дреза, снабжённого седлом с изменяемой высотой [32]. В 1863 году Пьер Лалман (англ.) сконструировал велосипед в какой-то мере соответствующий современным. В 1867 году Каупером были изобретены колеса со спицами. В 1878 году англичанином Лоусоном к конструкции добавлена цепная передача. В 70х годах 19 века был изобретен велосипед «паук» или «пенни-фартинг», который имел большое переднее и маленькое заднее колеса. В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука [20, с. 159]. В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам [20, с. 72–77].
Массовое производство велосипедов на территории Российской империи началось в 1895 году на Московском заводе, а также в Риге, где открылась Первая велосипедная фабрика, выпускавшая около 2 тыс. машин в год [21].
Первые велотреки на Украине
Первые велосипеды на территорию Украины привезли представители английской элиты, которые открывали металлургические заводы Донбасса и в последствии работали на них.
Развитию велосипедного спорта способствовало появление Обществ самокатчиков (совр. велосипедистов) или велосипедистов-любителей. Так в конце 19 века на Украине были организованы следующие общества:
Харьковское Общество велосипедистов-любителей (ОВЛ), основано 6 марта 1887 году;
Одесское ОВЛ, основано в 1887 году;
Киевское ОВЛ, основано 9 сентября 1891 года;
Симферопольское ОВЛ, основано в 1895 году;
Кружок славянских самокатчиков города Славянск, утвердивший устав 16 июля 1896 года [22];
Новороссийское общество города Юзовка (ныне город Донецк), существует с 1900 года;
Екатеринославское (ныне город Днепропетровск) ОВЛ;
Севастопольское ОВЛ.
Целью обществ было всевозможное содействие использованию велосипеда как удобного и полезного средства передвижения. Общества и клубы устраивали загородные велопрогулки и соревнования велосипедистов на циклодромах (велотреках), которые сами и строили (табл. № 1). Членами клубов были дворяне, купцы и богатые служащие [21].
Таблица 1
Характеристики велодромов, построенных до 1916 года на Украине
Город |
Дата открытия |
Года проведения соревнований |
Закрытие |
Длина трека |
Материал покрытия трека |
Одесса |
26.07.1894 |
1894–1903 |
1912 |
1/3 версты = 360м |
Асфальт |
Екатеринославль (Днепропетровск) |
1894 |
1894–1903 |
|
|
|
Симферополь |
1895 |
|
|
|
|
Симферополь |
1899 |
|
|
333,33 м |
Бетон |
Харьков |
|
1895–1904 |
|
|
|
Севастополь |
1899 |
|
|
|
|
Киев |
1899 |
1900–1902 |
|
|
|
Юзовка (Донецк) |
1900 |
1900–1905 |
1912 |
1/2 версты |
Бетон |
Луганск |
|
1902–1903 |
|
|
|
Керчь |
|
1901 |
|
|
|
Дружковка (Донецкая обл.) |
1910 |
|
|
0,25 версты |
|
Краматорск (Донецкая обл.) |
|
|
|
0,25 версты |
|
Мариуполь (Донецкая обл.) |
|
1911–1913 |
|
0,25 версты |
|
Константиновка (Донецкая обл.) |
1912 |
|
|
|
|
Киев — второй велотрек |
1913 |
|
2009 |
286 м |
бетон |
В Одессе до строительства трека в 1894 году соревнования 1892–1893 годов проходили на ипподроме. На велотреке проводили международные соревнования 1896 года.
На циклодроме в Юзовке, который на тот момент соответствовал европейскому уровню, проводились всероссийские и международные соревнования. Он был снесен в 1912 году и на его месте построили футбольную площадку — стадион [2]. Сейчас на этом месте стадион «Металлург» [17, ст.64].
Циклодром в Мариуполе в конце 19 века находился в центре города, недалеко от Городского Сада, на месте нынешнего стадиона «Азовец». Он имел деревянные трибуны. Английские матросы, корабли которых стояли под погрузкой донбасского угля в мариупольском морском порту, арендовали его для игр в футбол [27]. В 1918 году была проведена реставрация велотрека спортивно-гимнастическим обществом «Атлант» [23].
Внутри велотрека в Дружковке было оборудовано футбольное поле, также как и на велотреке в Мариуполе. Первая футбольная встреча местной команды и команды иностранных специалистов состоялась в 1910 году.
В 1912 году в Константиновке (Донецкая обл.) был сооружен довольно внушительный по тем временам стадион с трибуной для зрителей и обязательным велотреком [3].
Первые велотреки на территории современной России, Латвии и Грузии.
Первые соревнования в Российской империи были проведены в 1883 году в городе Москва. Там же в 1892 году был построен первый велотрек (в здании манежа, на Манежной площади). В 1894 году велотрек появился в городе Тула [21].
Первое русское общество велосипедистов возникает в Петербурге в 1882 году. Также велосипедные общества появились и в других городах Российской империи, а именно:
в Петербурге — устав утверждён 5 декабря 1884 г.;
в Москве — клуб велосипедистов возник в 1888году [21];
в Риге — в 1886 году организовано Первое Рижское общество велосипедистов-любителей (ОВЛ) [21];
Царскосельский кружок велосипедистов утвердил устав 4 марта 1883 года [16];
Общество стрельнинских велосипедистов-любителей (Стрельна — сейчас район на севере Петербурга);
Тифлисское (Тбилиси) ОВЛ;
Екатеринбургское ОВЛ утвердило устав в декабре 1885 года;
Богородское общественное собрание велосипедистов упоминается с 1897 год [15];
Саратовское ОВЛ зарегистрировано 11 июня 1893 года [26].
Таблица 2
Характеристики велодромов, построенных до 1916 года в Российской империи
Город |
Дата открытия |
Года проведения соревнований |
Закрытие |
Длина |
Материал покрытия трека |
Москва (в здании манежа) |
1892 г. |
|
|
|
|
Москва (Царскосельский кружок) |
13.08. 1894 г. |
|
1900 г. |
1/3 версты |
Цемент |
Тула |
1896 г. |
1896–1898 гг. 1910–1913гг. |
|
|
бетон |
Петербург на Каменноостровском проспекте |
1895 г. |
1895–1899 гг. |
1910 г. |
1/3 версты |
Цемент |
Петербург (разборной трек) |
|
|
|
250 м |
Дерево |
Стрельна (под Петербургом) |
1895 г. |
90-е годы 19 века |
1910 г. |
340 м |
Асфальт |
Кострома [4] |
1892 г. |
|
|
|
|
Озерки (север Петербурга) |
|
|
|
|
|
Рига в Царском саду [8] |
1895 г. |
|
|
|
|
Рига |
1895 г. |
|
|
|
|
Тифлис (Тбилиси) |
1895 г. |
|
|
100 саженей |
|
Астрахань |
|
|
|
1/3 версты |
Земля |
Иркутск на Кайской горе |
1893 или 1898 г. |
|
|
7 1/2 версты |
Земля |
Сокольники (Москва) |
1898 г. |
|
|
|
|
Саратов — освещен электричеством |
1894 г. [26] |
|
|
|
|
Екатеринбург |
3.09.1900 г. |
|
1925 г. |
|
|
Богородск (ныне Ногинск) — освещен электричеством |
1908 г. |
|
|
|
|
Ростов, Курск, Орел |
|
|
|
|
|
В большинстве городов езда по улицам на велосипедах запрещалась или частично ограничивалась [21, ст. 19]. Спортивные организации вели борьбу за право свободного передвижения по улицам города [21, ст. 19].
В 1893 году в различных городах России насчитывалось 40 велосипедных обществ с утвержденным уставом [12].
В 1895 году в Риге насчитывалось около 2 тыс. велосипедистов.
В Екатеринбурге в 1886 году после предварительной подготовки и ремонта военного манежа состоялось открытие зимнего помещения, где в зимнее время проходило обучение и катание на велосипедах [25]. Тренировочные катания проходились в манеже 2 раза в неделю [25]. Общество организовывало гонки на ипподроме, а также коллективные загородные прогулки [25]. Велодром в Екатеринбурге размещался на месте современного Центрального стадиона.
Циклодром в Стрельне находился на пересечении Новонарвского и Волхонского шоссе [7].
Здание циклодрома в Саратове располагалось на улице Аткарской (угол Кутякова) около железнодорожного вокзала. Через несколько месяцев после создания Cаратовского ОВЛ в 1894 году было построено красивое деревянное здание циклодрома (велотрека), ставшее главным местом проведения мероприятий общества. Циклодром имел овальную трассу с односторонним поперечным уклоном, а также залы для игры в кегельбан, бильярд, лаун-теннис, крокет и для занятий гимнастикой. Для посетителей работал буфет, велосипеды выдавались напрокат, в фойе проводились танцевальные вечера. Все помещения были снабжены электрическим освещением [11]. Упоминания о циклодроме исчезают из справочников Саратова в начале 1900-х годов. Само общество велосипедистов было в эти годы реорганизовано в спортивный клуб, перебазировавшийся в современный центр города. Сегодня на месте циклодрома находится привокзальный рынок [11].
Рис. 1 Циклодром в Саратове [29]
Рис. 2 Циклодром в Стрельне [30]
О том, что в Курске был велотрек, упоминается в архивной газете «Курский листок» 1886–1902 гг. [19].
Соревнования также проходили на ипподромах, в манежах, на разборных треках, на шоссейных дорогах по всей России [21].
Примерно к 1910 году велосипедные гонки теряют спортивное значение, велоспорт приходит в упадок [21]. В 1910 году в Петербурге нельзя было отыскать ни одного велодрома [13].
Следующий этап развития начинается с середины 20-х годов.
После Октябрьского переворота 1917 года Тульский трек оставался единственным действующим в стране [24].
Литература:
Алексеев А. А. Проектирование и строительство велотреков / А. А. Алексеев. — М.: Стройиздат, 1967. — 171 c.
Бабешко А. Футбол в Донбассе: как все начиналось. [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: http://terrikon.com/posts/12386.
Бабешко А., Бабешко А. Футбол Донецкого края. Часть первая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terrikon.com/posts/34142.
Бочков В. Н. Старая Кострома. Рассказы об улицах, домах и людях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kostromka.ru/bochkov/97.php
Быков Михаил При дворе — песок, на песке — «Паук», интернет издание газеты «Московский спорт», [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: http://www.m-sport.ru/doc
Горбатенко С. " Архитектура Стрельны», — Европейский дом, 2008. — 376 с.
Горбатенко С. Б. «Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путе-водитель». Достопримечательные места большой Петергофской дороги. Стрельна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://al-spbphoto.narod.ru/prig/strelna.html
Гурин А. Параллели истории Утраченная Рига. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pctvl.lv
Засосов Д. А. Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов. Записки очевидцев. СПб., 1999.
Ипполитов И. В. Велосипедные гонки на треке. М.: «Физкультура и спорт», 1953.- 168с.
Козловский И. Циклодром. Большая Саратовская энциклопедия. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/sport/tsiklodrom.htm
Коршак Ю. Ф. Мяч на циклодроме. Журнал «Велосипед», 1893 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-125217.html
Коршак Ю. Ф. Приезд «Коринтианса». Газета «Новое время», 1910 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs
Кузнецов В. К истории Богородского циклодрома / Альманах «Богородский край» N 2 (96). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv
Маслов Е. Н. Богородский уезд: 1905–1917 годы. Краеведческие заметки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty
Мятиев А. Велосипедные клубы и общества России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old-velo.ru/klubs.shtml
Поберий И. А. Велоспорт в Донбассе / Игорь Поберий. — Донецк: ЭПОС, 2008. — 231с.
Резников Н. М. Проектирование и строительство велотреков. М.: «Физкультура и спорт», 1956–164с.
Склярук В. Архив газеты «Курский листок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/sklyaruk
Современный велосипед. Выбор его и применение. СПб.: издание Ф. В. Щепанскаго, 1895. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.org/texts/flipbook
Степанов П. И. Велосипедный спорт. Справочник за 1882–1958гг. — М, 1958.
«Социалистический Донбасс», 22 ноября 1990 года http://ins.dn.ua/~slavclubs/vhist.html
Тарасова Н. А. Из истории физкультурно-спортивного движения в Мариуполе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.promariupol.com
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldvelosport.com/2012/08/istoria-velosporta.html
Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sportufo.ru/sportivnoe-obshchestvo
История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000. 416 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elsso.ru/cont/his/240.html
Мариуполь спортивный. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vse-grani.com
Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elsso.ru/cont/his/240.html
Фото циклодрома в Саратове. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postcards.sgu.ru/ShowCard.php?picture=928
St Petersburg in Focus: Photographers of the Turn of the Century, СПб.: Palace Editions, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oldsp.ru/photo/view/9511
История: 112 лет назад в Екатеринбурге открылся первый велодром. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/news
Nicéphore Niépce House. — «But he could not resist improving it by differ-ent means: the adjustable saddle among them».