Методы улучшения условий труда линейных работников хозяйства автоматики и телемеханики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бейбулатова, С. И. Методы улучшения условий труда линейных работников хозяйства автоматики и телемеханики / С. И. Бейбулатова, Д. И. Селиверов. — Текст : непосредственный // Технические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/7/1631/ (дата обращения: 25.04.2024).

На Российских железных дорогах к безопасности движения поездов предъявляются исключительно высокие требования, поэтому поддержание систем автоматики и телемеханики (СЦБ) управляющих движение поездов на станциях и перегонах в надлежащем рабочем состоянии крайне важно. Существует несколько основных работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ выполняемых электромеханиками и электромонтёрами. Это, прежде всего регулярный осмотр напольных устройств, периодическая регулировка электрических параметров и характеристик элементов устройств СЦБ и приведение их к требуемым нормам, чистка, покраска. Наиболее частыми видами работ по ремонту системы СЦБ являются: проверка исправности их действия и восстановление исправного действия устройств СЦБ при их отказах, замена приборов на отремонтированные и проверенные.

Главным методом технического обслуживания и ремонта систем СЦБ является планово-предупредительный, а само обслуживание устройств СЦБ должно осуществляться при обеспечении безопасности движения железнодорожных составов без нарушения графика их движения, что достигается путем использования технологических перерывов в движении поездов. [1]

Однако отказы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, к сожалению не редкость. Они происходят как вследствие ненадежности технических средств СЦБ, используемых на сети дорог, атмосферных явлений, случаев вандализма, по причине несанкционированных действий сторонних организаций, так и при ненадлежащем исполнении работ по техническому обслуживанию, основной причиной которого в настоящее время является недоукомплектованность штата дистанций сигнализации, централизации и блокировки. Для выполнения работ по техническому обслуживанию децентрализованной аппаратуры СЦБ находящейся на станциях и перегонах электромеханикам и электромонтёрам приходится преодолевать огромные расстояния, зачастую пешком по железнодорожным путям. При этом всё необходимые для выполнения работ приборы, инструменты и материалы им приходится нести самим. Поэтому крайне необходимо уделять внимание улучшению условий труда эксплуатационников, которые напрямую влияют на качество выполняемых ими работ и как следствие на безопасность движения поездов.

Вот и встал вопрос создания специализированного автомобиля для оснащения дистанций сигнализации, централизации и блокировки с целью механизации и автоматизации технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ бригадами эксплуатационников. Первыми такими разработками стали специализированный автомобиль старшего электромеханика СЦБ «СМШ» и мобильный комплекс для обслуживания и ремонта кабельной сети и напольного оборудования СЦБ «МКВР». Оба автомобиля представляют собой комплект оборудования, размещенный на базе автомобиля УАЗ, позволяющий в полевых условиях производить:

- оперативную доставку специалистов и необходимого оборудования к месту проведения работ;

- транспортировку оборудования СЦБ весом не более 300 кг с механизацией погрузо-разгрузочных работ;

- осмотр, регулировку, чистку, проверку исправности действия устройств СЦБ, измерение электрических параметров и характеристик устройств и приведение их к установленным нормам;

- замену неисправных приборов на отремонтированные;

- восстановление исправного действия устройств СЦБ при их отказах.

Более того состав комплексного автомобиля «МКВР» был дополнен специальным оборудованием для ремонта кабелей СЦБ: станция закачки кабелей гидрофобным заполнителем СЗК-001, сварочный агрегат, рельсосверлильная установка, комплект измерительного оборудования для обслуживания напольного оборудования и кабельных сетей.

Широкое применение в хозяйстве автоматики и телемеханики нашли именно эти специальные автомобили «СМШ» и «МКВР». Их использование оказалось действительно эффективным и подтверждается эксплуатационными показателями. За восьмичасовую смену бригада электромехаников СЦБ, оснащенная таким спецавтомобилем, выполняет в 2,45 раза больший объем работы, чем бригада без спецавтомобиля. Даже при нахождении объекта обслуживания рядом с базой производительность труда бригады электромехаников СЦБ, оснащенной спецавтомобилем «СМШ», увеличивается в 1,78 раза. Максимальное расстояние до объекта обслуживания бригадой электромехаников СЦБ без спецавтомобиля и со спецавтомобилем составляет 13,75 и 200 километров соответственно. При сравнении бригады без спецавтомобиля и со спецавтомобилем «СМШ» на расстоянии 13,75 км, которое может обслуживать пешая бригада за восемь часов, производительность труда увеличивается более чем 3,5 раза. При использовании спецавтомобиля возможно изменение численности эксплуатационного штата. Вместо двух электромонтеров появится электромонтёр - водитель.

В результате с 2002 года в рамках ежегодных программ обновления и развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики постоянно реализуется статья, связанная с поставкой специализированной автомобильной техники. [2]

В настоящее время компанией «ИНРУСКОМ» освоено и налажено серийное производство целого ряда специальных автомобилей для выполнения специальных работ в хозяйстве автоматики и телемеханики Российских железных дорог.

В 2010 году по поручению Департамента автоматики и телемеханики разработан новый специализированный автомобиль старшего электромеханика СЦБ на базе полноприводного пятиместного УАЗ-39094 «СМШ-2». Этот грузопассажирский автомобиль имеет утеплённую пятиместную кабину и вместительный кунг. Он оснащён погрузо-разгрузочным механизмом грузоподъёмностью уже 500 кг, выдвижной стеллажной системой с ящиками для транспортировки инструментов. В фургоне так же размещён отсек для перевозки приборов и оборудования СЦБ.

Для перевозки аппаратуры на объекты для замены на станциях и перегонах на базе УАЗ-390945 создан специализированный автомобиль «АС-КИП-1». Этот грузопассажирский автомобиль для работников ремонтно-технологических участков дистанций СЦБ имеет фургон с боковыми роллерными дверьми. Внутри оборудованы места, где размещается специализированная транспортная тара для приборов СЦБ.

Ещё одно новое транспортное средство – аварийно-ремонтная автомашина повышенной проходимости на базе КамАЗ-43118 «АРБ-СЦБ». Это полноприводный грузовой автомобиль для оперативной доставки специалистов и оборудования к месту проведения работ. Для механизации погрузо-разгрузочных работ, монтажа напольного оборудования применяется кран-манипулятор с грузовым моментом до 8 тм. На автомобиле установлен съемный технологический модуль с энергетическим, осветительным и другим оборудованием.

Достаточно много рабочего времени у эксплуатационного штата хозяйства автоматики и телемеханики занимает покраска напольного оборудования, как на станциях, так и перегонах. Чтобы автоматизировать этот процесс, на базе УАЗ-390945 разработана передвижная окрасочная станция «ПОС-1». В нём можно перевозить до пяти человек, а также оборудование и расходные окрасочные материалы. Современный автомобиль оснащён автономным генератором мощностью 4 кВт, электрическими шлифовальными машинками с набором щёток, краскопультами для нанесения различных видов красок. Есть тут и осветительное оборудование, набор специального инструмента, средства индивидуальной защиты [3, с.53]

Благодаря всестороннему практическому анализу получены ожидаемые результаты применения специализированного автотранспорта линейными предприятиями хозяйства автоматики и телемеханики:

- снижение количества отказов в работе устройств СЦБ на 19 процентов;

- сокращение времени устранения повреждений устройств СЦБ на 0,5 часа;

- повышение производительности труда эксплуатационниками на 18 процентов;

- срок окупаемости капиталовложений составит около 6,5 лет;

- улучшение условий труда и соблюдение требований техники безопасности.

Все это подтверждает правильность выбранной стратегии и необходимость оснащения дистанций СЦБ специализированным автотранспортом в приоритетном порядке. [2]

К новым системам улучшения условий труда линейных электромехаников и электромонтёров СЦБ относятся современные модульные системы типов ТМ-Л и ТМ-С. Они предназначены для хранения запасного оборудования материалов и инструментов для плановых и ремонтно – восстановительных работ непосредственно вблизи места их проведения.

С их помощью обеспечивается сохранность запасного оборудования СЦБ во время транспортировки и хранения. Также сокращаются материальные и трудовые затраты на доставку инструментов и оборудования к месту проведения работ.

Модуль ТМ-Л представляет собой навесной металлический шкаф, который устанавливается на типовые релейные шкафы типа ШРУ-М или другие шкафы аналогичной конструкции расположенные на станции или перегоне. Внутри изделия есть регулирующиеся по высоте полки и крепления для запасного оборудования, тяжёлых инструментов и принадлежностей. Он оснащен вандалостойким запором и имеет долговечное полимерное покрытие. При установке модуль навешивается на грузовые петли релейного шкафа и фиксируется болтами к его стенке. Для большей устойчивости релейного шкафа предпочтительнее крепить два модуля с разных сторон. В конструкции предусмотрена дополнительная опора, позволяющая снизить нагрузку. Установка шкафа не требует грузоподъемных механизмов или специальных приспособлений и выполняется в течение нескольких минут.

Модуль ТМ-С – металлический напольный шкаф – предназначен для транспортировки оборудования, необходимых инструментов общим весом до одной тонны и хранения его на станции. При его разработке особое внимание было уделено вандалозащищенности. Конструкция перекрытий и соединений выполнена таким образом, что даже при значительных повреждениях доступ посторонних лиц ограничен.

Модуль устанавливается на бетонное основание или винтовые сваи, фиксирующиеся изнутри при помощи болтов, без изъятия которых его невозможно демонтировать. Внутри модуля ТМ-С есть слесарные тиски, предусмотрен ввод электрического кабеля, полка, которая является верстаком. Благодаря этому, модуль вполне можно использовать и как мобильное рабочее место электромеханика СЦБ.[3, с.54]

Не последняя роль в улучшении условий труда электромехаников СЦБ в настоящих условиях отводится универсальному инструменту для решения широкого спектра задач по обслуживанию устройств СЦБ. Современный носимый набор инструментов электромеханика СЦБ размещается в специализированном рюкзаке, содержит 47 наименований. Такой набор скомплектован с учётом многолетнего практического опыта и мнения эксплуатационников. Он обеспечивает линейного электромеханика СЦБ всеми необходимыми инструментами и инвентарем для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, железных дорог. Набор инструмента размещается в специализированном рюкзаке типа РЭМШ, который состоит из инструментальных и дополнительных отделений. Дополнительное отделение служит для хранения приборов, оборудования, комплектов запасных частей и габаритных личных вещей, при необходимости может отстегиваться от рюкзака и транспортироваться как отдельная сумка.

Практика использования такого набора показала, что он удобен в ношения потому как конструкция лямок максимально облегчает ношение рюкзака, поясная тяга используется при переноске набора на большие расстояния и служит для правильного распределения веса рюкзака и снятия части нагрузки с плеч. Более того цветовое исполнение улучшает заметность электромеханика СЦБ при нахождении его на железнодорожных путях, что повышает безопасность проведения работ. Рюкзак изготовлен из прочной влагонепроницаемой ткани сигнального цвета и оснащен световозвращающими элементами. [4]


Литература:

  1. Устройства СЦБ на железной дороге. dalzdp.ru
  2. Применение спецавтотранспорта линейными предприятиями хозяйства автоматики и телемеханики. Евразия Вести 2009. eav.ru

  3. Новая продукция для хозяйства автоматики и телемеханики. Журнал АСИ №1 2011г.

  4. Специальный инструмент для электромехаников СЦБ. inruscom.com

Основные термины (генерируются автоматически): техническое обслуживание, напольное оборудование, специализированный автомобиль, место проведения работ, телемеханика, грузопассажирский автомобиль, железнодорожная автоматика, запасное оборудование, релейный шкаф, старший электромеханик.

Похожие статьи

Развитие релейной аппаратуры железнодорожной автоматики...

Малогабаритные реле нашли самое широкое применение в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики.

Они изготовляются двух видов штепсельные в индивидуальном колпаке для установки на стативах и в релейных шкафах, а также нештепсельные открытые...

Тренажёрные комплексы для учреждений среднего...

тренажерный комплекс устройств, автоматизированный аппаратно-программный комплекс, телемеханика, железнодорожная автоматика, напольное оборудование, работа устройств, регулировка приборов, работа...

Микропроцессорные системы ЖАТ | Статья в журнале...

К новым технологиям относятся, в частности, современные системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), выполненные на новой элементной базе.

Вся аппаратура тональных рельсовых цепей размещается в релейных шкафах сигнальных точек, в местах...

Надёжный аккумуляторный резерв систем железнодорожной...

К сожалению, случаи ненадлежащего исполнении работ по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей в хозяйстве автоматики и телемеханики имеют место.

Планирование работы ремонтно-технологических участков...

В начале XXI века развитие систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) определяется широким

Основной объем работ, выполняемых в РТУ, составляет техническое обслуживание и ремонт съемных элементов и приборов устройств СЦБ.

Совершенствование рудничного электровозного транспорта на...

...низкий срок службы электромеханического оборудования подвижного состава

управления движением поездов в местах погрузочно-разгрузочных работ, системы

кабельных сетей за 2011 годы службы автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги показывает, что...

Применение транспортных контейнеров в хозяйстве автоматики...

Возникло интересное предложение: оборудование из многочисленных релейных шкафов сигнальных установок многокилометровых

За счет установки модуля в непосредственной близости к месту проведения работ уменьшаются эксплуатационные расходы.

Автоматизированные системы управления техническим...

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования.

Техническое обслуживание проводится согласно эксплуатационной документации и в соответствии с согласованным графиком проведения работ.

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Библиографическое описание: Касалапова Т. А., Селиверов Д. И. Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики и телемеханики

Это позволило значительно сократить объём монтажных работ на месте при строительстве систем автоматики, и ускорить введение в...

Похожие статьи

Развитие релейной аппаратуры железнодорожной автоматики...

Малогабаритные реле нашли самое широкое применение в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики.

Они изготовляются двух видов штепсельные в индивидуальном колпаке для установки на стативах и в релейных шкафах, а также нештепсельные открытые...

Тренажёрные комплексы для учреждений среднего...

тренажерный комплекс устройств, автоматизированный аппаратно-программный комплекс, телемеханика, железнодорожная автоматика, напольное оборудование, работа устройств, регулировка приборов, работа...

Микропроцессорные системы ЖАТ | Статья в журнале...

К новым технологиям относятся, в частности, современные системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), выполненные на новой элементной базе.

Вся аппаратура тональных рельсовых цепей размещается в релейных шкафах сигнальных точек, в местах...

Надёжный аккумуляторный резерв систем железнодорожной...

К сожалению, случаи ненадлежащего исполнении работ по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей в хозяйстве автоматики и телемеханики имеют место.

Планирование работы ремонтно-технологических участков...

В начале XXI века развитие систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) определяется широким

Основной объем работ, выполняемых в РТУ, составляет техническое обслуживание и ремонт съемных элементов и приборов устройств СЦБ.

Совершенствование рудничного электровозного транспорта на...

...низкий срок службы электромеханического оборудования подвижного состава

управления движением поездов в местах погрузочно-разгрузочных работ, системы

кабельных сетей за 2011 годы службы автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги показывает, что...

Применение транспортных контейнеров в хозяйстве автоматики...

Возникло интересное предложение: оборудование из многочисленных релейных шкафов сигнальных установок многокилометровых

За счет установки модуля в непосредственной близости к месту проведения работ уменьшаются эксплуатационные расходы.

Автоматизированные системы управления техническим...

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования.

Техническое обслуживание проводится согласно эксплуатационной документации и в соответствии с согласованным графиком проведения работ.

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Библиографическое описание: Касалапова Т. А., Селиверов Д. И. Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики и телемеханики

Это позволило значительно сократить объём монтажных работ на месте при строительстве систем автоматики, и ускорить введение в...