Тенденции селективного влияния социальных сетей на стабильность поведения индивидуумов и групп населения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жалнина, Е. В. Тенденции селективного влияния социальных сетей на стабильность поведения индивидуумов и групп населения / Е. В. Жалнина, Н. Я. Смирнов. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/5/1111/ (дата обращения: 23.04.2024).

В глобальной сети Internet постоянно появляются новые сервисы по созданию социальных сетей. Популярность подобных ресурсов в Сети бьет все рекорды. По сообщениям агентства Reuters, в июле текущего года сайт социальной сети MySpace стал самым посещаемым ресурсом в США, обогнав почтовую службу Yahoo!. На долю MySpace пришлось около 4,46% от общего числа посещений пользователями каких-либо сайтов, что больше, чем у Yahoo! Mail, Google и почтового сервиса Microsoft HotMail. По мнению аналитиков ComScore, популярность ресурсов по построению социальных сетей будет только расти [1].

Указанная популярность может быть использована двояко – как позитивно, так и негативно. Не снижая значимости позитивного влияния информации социальных сетей, следует обратить внимание на использование информационных ресурсов этих сетей в негативных целях. Подтверждением этому является неоднократно доказанная возможность влияния такой информации, как на отдельные личности, так и на определенные группы и слои населения. При этом используются научные достижения в области потенциального влияния на сознание, психологическую устойчивость человека, а также на восприятие, переработку информации и принятие им решений.

К настоящему времени социальные сети, по сути, являются огромной базой данных с самой разнообразной слабо структурированной информацией о сотнях миллионов людей по всему миру. В последнее время такие сети все больше открываются внешнему миру, а многие личные данные пользователей уже доступны для всех желающих[2]. Кроме того, современные социальные сети предлагают пользователям указать о себе исчерпывающую информацию, не отдавая отчет о возможных последствиях.

Влияние информационных ресурсов на определенные личности или группы людей может быть существенно усилено в случае регистрации их одновременно в нескольких социальных сетях. Дополнительной мерой влияния может являться объединение людей в определенные социальные группы (социальные маски), которые между собой не сильно пересекаются. Исходя из этого, можно сделать вывод об острой необходимости построения и применения системы противодействия негативному влиянию информации социальных сетей. При построении системы противодействия следует учитывать динамику изменений как меры и характера восприятия информации различными слоями населения, так и степень воздействия ее на определенные индивидуумы и группы.

Такие системы противодействия могут создаваться на основе анализа последствий воздействия социальных сетей. В основе различных общественных организаций и движений, как правило, лежат определенные социальные связи, причем для совместных действий в группе формируется набор связей критической массы.

Повышенный интерес к информационным ресурсам, содержащимся в социальных сетях, представляет собой слабо структурированную проблему. Данная проблема вызванасущественными проблемно-ориентированными интересами определенных групп и слоев населения, с одной стороны, и негативной направленностью с другой. Негативное проявление информационных ресурсов социальных сетей реализуется в настоящее время в направлении влияния и на социальную направленность, и на стабильность определенных государственных структур. Одним из значимых примеров такого применения социальных сетей является их целенаправленное применение в подготовке и совершении «желтых революций» и локальных социальных взрывов.

Так, в Белоруссии снова начинают "революцию через социальные сети". Зарубежные координаторы группы "Революция через социальную сеть" намерены возобновить в Белоруссии молчаливые акции протеста 21 сентября. Они призывают белорусов выйти на центральные площади городов, чтобы продемонстрировать свое недовольство действиями власти, сообщает "Независимая Газета". Цель – проверить, созрело ли население для "цветной революции" или нет.Подробный план действий опубликован в социальной сети. В блиц-опросах на улицах белорусы отмечают ухудшение уровня жизни, кое-где возникают конфликты рабочих с руководством предприятий. Однако, по мнению экспертов, до готовности к реальному массовому протесту белорусы еще не созрели[3].

Учитывая что, в целом глобальная сеть Internet управляется определенными структурами экономически развитых стран, построение системы, противодействующей определенным негативным проявлениям предполагает преодоление определенных ограничений. Эти обстоятельства могут породить тривиальные проблемы при нейтрализации влияния разноаспектной негативной информации, выдаваемой за истинно демократичную, справедливую и достоверную. В данной работе предполагается предложить метод построения системы, позволяющий:

  • осуществлять целенаправленный сбор информации и построение на этой основе эффективного мониторинга;

  • идентифицировать и классифицировать информацию мониторинга, формируемого на основе альтернативных источников;

  • осуществлять многокритериальную оценку информации, негативно влияющей на определенныеобъекты;

  • строить ранжированные ряды меры влияния определенных классов информационных ресурсов на различные социальные структуры;

  • выбирать способ предпочтительного влияния с целью ослабления влияния негативных воздействий(Рис.1).

При разработке метода выявлена одна из основных проблем, связанная с необходимостью классификации информационных ресурсов социальных сетей. Это объясняется слабой структуризацией информации web-сайтов, web-сервисов, web-платформ и др.

К следующей проблеме отнесена необходимость учета отличий социальных сетей от других Internet-ресурсов, заключающихся в том, что пользователи социальных сетей получают целенаправленную и оперативную информацию в режиме online, позволяющую с высокой оперативностью взаимно и одновременно информировать территориально-распределенных пользователей (операторов) и находить согласованные решения. Этому способствует создание специальных информационных структур - создание групп и сообществ по интересам, микро-блоггингов, чтение электронных средств массовой информации, а также комментарии к интернет-статьям, возможность поиска, просмотра и скачивания мультимедийных файлов, online-игр и т.д.

Предлагается следующий подход к классификации информационных ресурсов социальных сетей (Табл.1).

Одним из направлений разумной фильтрации информации социальных сетей является отражение, реализация и наблюдение конституционных и законодательных ограничений. С точки зрения коммерции социальные сети не очень доходный бизнес. Основным источником дохода является реклама, которая зависит от посещаемости ресурса. Для увеличения доходности многие социальные сети активно внедряют инструменты электронной коммерции. В этом аспекте взаимоотношения владельцев социальной сети и государства регламентируются на основании федеральных законов «О рекламе» и «О предпринимательской деятельности», но негативный аспект, к сожалению, не регламентирован.

Таблица 1

Классификация информационных ресурсов социальных сетей

№П/П

Признак

Класс, группа

1

Целевая направленностьинформации

  • Позитивная;

  • Негативная.

2

Объект воздействия

  • Население страны;

  • Население территории;

  • Население локального объекта;

  • Отдельные группы граждан;

  • Индивидуумы.

3

Мера воздействия

  • Незначительная;

  • Слабая;

  • Сильная;

  • Чрезвычайная;

  • Катастрофическая.

4

Оперативность распространения

  • Высокая;

  • Низкая.

5

Достоверность информации

  • Низкая;

  • Высокая;

  • Противоречивая;

  • Абсолютно недостоверная (ложь);

  • Смешанная.

6

Полнота информации

  • Низкая;

  • Высокая.

7

Релевантность

  • Релевантная;

  • Нерелевантная.

8

Управляемость

  • Высокая;

  • Низкая;

  • Очень низкая;

  • Полная неуправляемость.

9

Методы психофизического воздействия

  • Информационно-психологические (использование различных типов внушения);

  • Нейролингвистическое программирование;

  • Погружение личности в виртуальную реальность.

10

Доступность

  • Открытые;

  • Закрытые;

  • Смешанные.


Полотно 1

Обозначения: - классы социальных сетей;

- негативно влияющие информационные ресурсы («что влияет»);

- позитивно влияющие информационные ресурсы («что влияет»);

-социальные структуры (группы, индивидуумы) воспринимающие негативные информационные ресурсы социальных сетей («на что влияет»);

- социальные структуры (группы, индивидуумы) воспринимающие негативные информационные ресурсы социальных сетей («на что влияет»).

Рис.1. Структурно-функциональная модель наблюдения, идентификации и управления информационными ресурсами социальных сетей

Представляется, что тематика социальных сетей создает реальные предпосылки применения информационных ресурсов как в целях повышения интеллектуального уровня населения, так и для организации эффективного и целенаправленного противодействия их негативному информационному влиянию и , вследствие этого, является особо актуальной.


Литература:

1.Прохоров А. Социальные сети и интернет, Компьютер Пресс, №10, 2006г.

2. Печенкин В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда, Компьютерра, №42, 2005г

3. В Белоруссии снова начинают "революцию через социальные сети". Информационный портал «Росбалт», публикация от 20 сентября 2011 года.

4. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание. Издание второе, расширенное и доработанное. – М.: СИНТЕГ серия «Информационные войны», 2003.- 408 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, ресурс, социальная сеть, группа, Белоруссия, глобальная сеть, пользователь, система противодействия, структура.

Похожие статьи

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

на определенном ресурсе. Пользователи сети становятся потенциальным объектом воздействия со стороны различных экономических и политических групп, стремящихся реализовать свои цели.

Социальные сети как инструмент рекламной и PR-деятельности...

Но, каждая социальная сеть обладает одними общими признаками — действует система «групп» и «друзей». Согласно исследованиям различных аналитических сайтов, в социальных сетях состоит каждый второй пользователь Интернета (52 % из 57,8 млн...

Обзор моделей распространения информации в социальных сетях

Модель можно представить в виде системы уравнений: Расширенная модель SIR. Социальная сеть обладает изменчивостью во времени – это означает, что агенты могут

Данная модель делит население на три разные группы: — группа, которая начинает распространение слуха ( )

Социальные сети в современном обществе | Статья в журнале...

Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное... Это самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных.

Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы...

В процессе переписки (особенно в социальных сетях, блогах) собеседники могут получать много информации друг о друге, не скрывать свою идентичность, оставаясь однако

Именно хаос, отсутствие структуры поступающей информации вызывает переутомление пользователя.

Информационная безопасность в компьютерных сетях

компьютерная сеть, сеть, линия связи, ресурс, обеспечение безопасности, отдельная система, компьютерная система

Глобальная вычислительная сеть Интернет является мощным средством развития глобальных процессов и ярчайшим проявлением социальной интеграции.

Возможности социальных сетей при продвижении банковских...

Ключевые слова: социальные сети, маркетинговые коммуникации, канал продвижения, Интернет, Сеть, банковские продукты и услуги

Число обращений к социальным сетям среди клиентов банковских структур и пользователей виртуального мира, в целом, возрастает.

Специфика формирования и функционирования... | Молодой ученый

В этом направлении активную деятельность осуществляют различные социальные сети, ярким примером которых является система микроблоггинга Twitter [9]. Доказательством значимости, в частности, веб-ресурса Twitter...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Участники групп в социальной сети «ВКонтакте» ведут игру в течение 50 дней, в 50 этапов.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Похожие статьи

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

на определенном ресурсе. Пользователи сети становятся потенциальным объектом воздействия со стороны различных экономических и политических групп, стремящихся реализовать свои цели.

Социальные сети как инструмент рекламной и PR-деятельности...

Но, каждая социальная сеть обладает одними общими признаками — действует система «групп» и «друзей». Согласно исследованиям различных аналитических сайтов, в социальных сетях состоит каждый второй пользователь Интернета (52 % из 57,8 млн...

Обзор моделей распространения информации в социальных сетях

Модель можно представить в виде системы уравнений: Расширенная модель SIR. Социальная сеть обладает изменчивостью во времени – это означает, что агенты могут

Данная модель делит население на три разные группы: — группа, которая начинает распространение слуха ( )

Социальные сети в современном обществе | Статья в журнале...

Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное... Это самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных.

Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы...

В процессе переписки (особенно в социальных сетях, блогах) собеседники могут получать много информации друг о друге, не скрывать свою идентичность, оставаясь однако

Именно хаос, отсутствие структуры поступающей информации вызывает переутомление пользователя.

Информационная безопасность в компьютерных сетях

компьютерная сеть, сеть, линия связи, ресурс, обеспечение безопасности, отдельная система, компьютерная система

Глобальная вычислительная сеть Интернет является мощным средством развития глобальных процессов и ярчайшим проявлением социальной интеграции.

Возможности социальных сетей при продвижении банковских...

Ключевые слова: социальные сети, маркетинговые коммуникации, канал продвижения, Интернет, Сеть, банковские продукты и услуги

Число обращений к социальным сетям среди клиентов банковских структур и пользователей виртуального мира, в целом, возрастает.

Специфика формирования и функционирования... | Молодой ученый

В этом направлении активную деятельность осуществляют различные социальные сети, ярким примером которых является система микроблоггинга Twitter [9]. Доказательством значимости, в частности, веб-ресурса Twitter...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Участники групп в социальной сети «ВКонтакте» ведут игру в течение 50 дней, в 50 этапов.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями).