Перспектива проектного управления в практике работы дистанций метрополитена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беликова М. В. Перспектива проектного управления в практике работы дистанций метрополитена [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 26-29. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14819/ (дата обращения: 18.10.2019).



Статья рассматривает особенности системы электроснабжения московского метро. Автор поднимает проблему интеграции технических, технологических и организационных факторов повышения эффективности работы на отдельных участках хозяйственной деятельности метрополитена. Автор предлагает снизить технические риски подразделений разработкой проекта организационных изменений в работе дистанций, опираясь на методологию проектного менеджмента.

Ключевые слова: энергосистема метро, служба электроснабжения, дистанция, управление рисками, проектный менеджмент.

Московский метрополитен — это важная часть транспортной системы мегаполиса. Современное «метро» представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. Являясь главной транспортной артерией Москвы, метрополитен выполняет основную функцию — осуществляет надёжную и безопасную перевозку пассажиров, число которых неуклонно растёт, скорость передвижения возрастает, мобильность движения пассажиров расширяется, обеспечивая быструю доставку жителей из одного района Москвы и области в другой.

Вместе с тем перспективы развития ГУП «Московский Метрополитен»» определяются стратегией инновационного прорыва, заданного импульсом нового технологического уклада. Как показывает статистика, ежедневно по 13 линиям метрополитена, общей протяженностью 346 километров с 222 станциями пропускается более 10,6 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов. По интенсивности движения, надежности и объема перевозок Московский метрополитен стабильно занимает ведущее место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем показателям. На современном этапе стратегическим направлением развития метрополитена следует рассматривать масштабное строительство новых линий и ввод новых станций. На 30 августа 2018 г. количество станций составило 222 единицы.

Метрополитен — технически сложное и организационно разветвленное структурное образование. Любая неисправность может привести к нарушению ритма транспортной системы города. Обеспечение режима эксплуатационной деятельности и безопасности движения поездов требует содержания всех сооружений и устройств метрополитена в исправности. В Московском метрополитене действует более 15 служб, среди которых важное место занимает Служба электроснабжения [1].

Деятельность Московского метрополитена требует больших затрат электроэнергии. В настоящее время ежегодное потребление электроэнергии метрополитеном превышает 1,9 млрд кВт-ч. Служба обеспечивает освещение станций и тоннелей, работу светофоров, регулирование движения поездов, эскалаторов, функционирование вентиляции, системы связи, часовых механизмов и пр.

Размеры и основные характеристики электросетевого комплекса, находящегося во распоряжении метрополитена, представляют собой энергонезависимую систему со своей распределительной сетью, подключённой к нескольким подстанциям [2]. Электроснабжение метрополитена обеспечивают 313 подстанций. Кабельная сеть собственных и находящихся на внешнем обслуживании службы линий, проложенных открытым способом в тоннелях, коллекторах, шахтах и под платформами станций, имеет протяжённость более 25,2 тыс. километров.

38 наземных и одна подземная тяговые подстанции преобразуют переменный токи 10 кВ в постоянный 825В для питания электроподвижного состава метрополитена. Для питания эскалаторов, электромеханических установок, устройств управления движением поездов, сигнализации и связи, освещения и сетей механизации работ действуют 122 совмещённые тягово-понизительные подстанции. Они преобразуют переменный ток 10 кВ (20 кВ) в постоянный напряжением 825В для питания электроподвижного состава. Для питания эскалаторов, электромеханических установок, устройств управления движением поездов, сигнализации и связи, освещения и сетей механизации152 понизительные подстанции преобразуют переменный ток напряжением 10 кВ (20 кВ) в переменный, напряжением 400В, 230В и 127 В.

Кроме подстанций и кабельных сетей специалисты Службы электроснабжения ответственны за содержание осветительного хозяйства станций, вестибюлей, тоннелей и притоннельных сооружений. Это более 584,8 тыс. осветительных приборов, распределительных сетей, силовых и распределительных сборок, комплексов устройств с коммутационной аппаратурой, релейной и микропроцессорной защитой, которые обеспечивают ручное, автоматическое и дистанционное управление оборудованием и присоединениями подстанций.

Надежность функционирования схемы электроснабжения метрополитена обеспечивается техническими и организационными мероприятиями, согласно типовой схеме, как показано на Рис.

https://www.ruscable.ru/other/12-05_s53.jpg

Рис. 1. Типовая схема электроснабжения участка линии метрополитена: СТП — совмещённая тягово-понизительная подстанция, КП — кабельная перемычка (линия связи с другой подстанцией)

Техническое обслуживание электрооборудования и сетей Службы электроснабжения включает в себя полный комплекс работ для поддержания их в рабочем состоянии — от осмотров до капитального ремонта. Все виды технического обслуживания выполняются специалистами службы в полном соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и периодичностью планово-предупредительных ремонтов и других нормативных документов, действующих на метрополитене [3]. На каждой из девяти дистанций энергоснабжения имеются подразделения, выполняющие текущее обслуживание кабельных линий на закреплённых за ними участках, будь то ремонтные работы, испытания или технический надзор при выполнении работ вблизи кабельных линий. В службе имеется Дистанция капитального ремонта № 2, выполняющая капитальный ремонт, замену и прокладку новых кабельных линий.

Эксплуатация электрооборудования сопряжена с процессами технологической и организационной модернизации хозяйственной деятельности метрополитена. Задача качественного обновления технических характеристики системы электроснабжения решается разработкой и внедрением новых устройств. Все подстанции и вводимые в настоящее время понизительные подстанции оборудованы новыми средствами телемеханики [4]. Надёжность работы энергосистемы поддерживается строгим соблюдением технологии обслуживания и ремонта оборудования, устройств и кабельных линий в соответствии с требованиями нормативной документации, своевременным проведением испытаний. Высокую эффективность показали регулярные проведения тепловизионного обследования электроустановок аттестованными работниками лаборатории Службе электроснабжения. В рамках Службы организован Сектор безопасности, что позволяет выявлять дефектные и аварийные места, своевременно выполнять ремонтные работы. Внедрены системы современных защит, в том числе построенных на микропроцессорных устройствах, что повышает надёжность работы оборудования. Важнейшим фактором обеспечения надёжности энергосистемы метрополитена является повышение профессионального уровня знаний работников, а также постоянный контроль выполнения должностных обязанностей. При строительстве новых электрических сетей метрополитена или их реконструкции осваиваются новые технологии, постоянно внедряются современные виды оборудования и кабели с улучшенными характеристиками.

Однако, анализ организационно-технических характеристик работы дистанций позволил выявить совокупность факторов, которые снижают эффективность работы дистанций и требуют ответственных действий со стороны персонала по их предупреждению, а именно в отношении «событий — неисправности», «повреждений», «дефектов». Среди внутренних факторов, влияющих на работу дистанций, в зоне ответственности специалистов выявлены риски:

− неисправности подвижного состава;

− неисправности пути и контактного рельса;

− неисправности устройств электроснабжения;

− неисправности сигнализации, централизации и блокировки;

− неисправности связи;

− неисправности тоннельных сооружений, электромеханических и других устройств;

− затопление;

− пожар;

− действия обслуживающего персонала;

Наиболее серьезными являются риски, в результате которых отменялись 15 и более поездов на полной линии или был допущен перерыв в движении поездов на одном пути перегона продолжительностью 30 минут и более, а также случаи закрытия вестибюля станции в течение 30 минут и более. В ходе исследования были выявлены риски повреждений — оставление в тоннелях или на наземных участках после ночных работ по не закреплению оборудования, инструментов и других предметов, на которые возможен наезд подвижного состава. Нарушения такого рода по вине метрополитена имели следствием нарушения графика движения поездов, отмены одного и более поездов. Также возникновение рисков было связано с объективной природой возможного дефекта — отдельного несоответствия продукции (машины, узла, детали) требованиям, установленным конструкторской (проектной) и/или нормативной документацией.

Снизить риски и, как следствие, повысить эффективность работы дистанций, улучшить технические параметры, а именно сократить количество «событий», то есть неисправностей подвижного состава, пути, контактного рельса, устройств электроснабжения, сигнализации и прочее, а также уменьшить число повреждений, ввиду оставления инструментов или незакрепленного оборудования, мерами трудовой дисциплины было недостаточно. Ввиду опасного характера производства, работники дистанций сознательно и добросовестно выполняли свои трудовые обязанности, добровольно без принуждения соблюдали установленный режим, своевременно и точно исполняли приказы и распоряжения руководства. Механистический тип управления, строгая иерархия подчинения, разделение труда, дисциплинарная ответственность, функциональная специализация, четкие правила работы и должностные инструкции, деперсонализация создавали предпосылки для эффективной работы режимного объекта на принципах рациональности. Для решения задачи повышения эффективности работы дистанций, была использована методология проектного менеджмента.

Опираясь на Руководство по управлению проектами [5], на этапе «инициации» проекта были обоснованы актуальность и целесообразность разработки проекта, направленного на повышение эффективности работы дистанций:

  1. предложение высшего руководства ГУП «Московский метрополитен» и Службы электроснабжения о повышении эффективности работы на участках дистанций, ввиду перспектив и стратегии развития организации;
  2. анализ руководством информации об особенностях внутренней среды организации, ее организационно-технических характеристиках, с ориентиром на масштабное развитие линий и рост количества станции метро;
  3. запрос внешней среды ГУП «Московский метрополитен», появление новых технологий развития общественного транспорта, цифровизации и стандартов обслуживания, изменение потребностей пассажиров в доступности метро и требований к перевозкам пассажиров;
  4. рост авторитета работника Службы электроснабжения, стремление специалистов на участках дистанций поднять значимость своей работы на линиях передачи электроэнергии, состоящих из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными, концевыми муфтами и крепежными деталями, а на маслонаполненных кабельных линиях, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

В современных условиях в процесс трудовой деятельности вмешались либеральные тенденции и взгляды, когда в приоритете оказались правовые, организационно-технические, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Запросом на инновации эффективность деятельности была взаимоувязана с развитием индивидуальной инициативы, общественного интереса, социальной ответственности организации, партнерства руководителей и работников, открытости и прозрачности управленческих решений. От активного участия работников в оперативном управлении на соответствующих участках Службы электроснабжения зависит мотивация эффективной работы. Знание и понимание действий руководителей стимулирует трудовую деятельность сотрудников.

Выдвинутая руководством цель повысить эффективность работы дистанций в условиях инноваций, повлекла формирование рабочей группы в структуре сектора безопасности Службы электроснабжения для разработки проекта и формулирования Концепции проекта в логике проектного управления. В Транспортной стратегии развития РФ на период до 2030 года, ведомственных и подведомственных программах, проектное управление включено в сценарии долгосрочного развития транспортной системы страны в целом и ее отдельных подразделений, в том числе ГУП «Московский метрополитен». Международные форумы «Транспорт России», ведущая площадка страны для обсуждения стратегических направлений развития транспорта, включают вопросы проектного управления в свои повестки дня [6].

Литература:

  1. Положение о Службе электроснабжения Дирекции инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» [Документ для служебного пользования] — М.: ГУП Московский метрополитен, 2017–25 с.
  2. Зайченков А. И., Щукин Ю. Г. Особенности электроснабжения Московского метрополитена// «КАБЕЛЬ-news», 2015, № 5
  3. Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской федерации Москва, 2016. — 330 с.
  4. Г. И. Логинов Устройства автоматики, телемеханики движения поездов на метрополитене. — М.: ГУП Московский метрополитен, 2006. — 144 с.
  5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (PMBOK) 4-е издание. — PMI, 2008.
  6. Выбор критериев и обоснование приоритетных направлений инвестирования проектов по развитию транспортной системы//7 Международный форум «Транспорт России» дек. 2013 г. — М.: Гостиный двор, 2013 [электронный ресурс] — режим доступа: https://transweek.ru/2013/ru/forum/
Основные термины (генерируются автоматически): Служба электроснабжения, Московский метрополитен, движение поездов, проектный менеджмент, проектное управление, подстанция, подвижной состав, переменный ток, капитальный ремонт, эффективность работы дистанций.

Ключевые слова

управление рисками, энергосистема метро, служба электроснабжения, дистанция, проектный менеджмент

Похожие статьи

Анализ работы подстанции 110 кВ Чучково | Статья в журнале...

Основным источником электроснабжения Чучковского района являются трансформаторные подстанции Чучковского РЭС.

В основном работа всех мощных двухтрансформаторных подстанций идентична, из-за схожего конструктивного исполнения, принципа работы и друго-го.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

проектными и строительными мощностями;  значительным опытом международного сотрудничества.

Главные цели деятельности Компании – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и...

Управление проектами на промышленном предприятии

Московское отделение Project Management Institute.

проект, управление проектами, предприятие, система управления, портфель проектов, помощь проектов

Управление проектом (проектное управление) — особый. С тех пор на науку управления проектами...

Особенности организации проектного офиса в компании

Создание проектного офиса помогает упорядочить проектную деятельность, повышает эффективность работы всех участников проектов, может служить катализатором развития корпоративной системы управления проектами и способствовать развитию бизнеса.

Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном...

В высокоскоростном пассажирском движении в настоящее время используется подвижной состав двух типов: а) с сосредоточенной тягой (скоростной локомотив и прицепные вагоны) и б) с распределенной тягой (поезд, имеющий в составе несколько моторных вагонов...

Инновационная стратегия ОАО «РЖД» | Статья в журнале...

Система автоматического управления движением поездов, которая используется РЖД, полностью российского производства. Россия является единственной страной, где высокоскоростные поезда перемещаются по тем же самым путям что и поезда местного...

Аудит электрооборудования подстанций | Статья в журнале...

Рассмотрены результаты аудита электрооборудования подстанций.

Определить причины отклонений показателей надежности электроснабжения и качества

Изучают проектные материалы, паспорт объекта, акт приемки его в эксплуатацию и акты на скрытые работы.

Показатели деятельности московской городской пассажирской...

В статье рассматривается проблема определения показателей эффективности деятельности городской пассажирской транспортной

пассажирский транспорт, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Алтайский край, срок службы, транспортная система, барнаул...

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

Проектный срок службы АБ должен быть не менее 20 лет, значительно на срок службы аккумуляторов влияют

‒ защита от перенапряжений в системе оперативного постоянного тока; ‒ организация налаженной работы цепей управления, сигнализации и контроля

Похожие статьи

Анализ работы подстанции 110 кВ Чучково | Статья в журнале...

Основным источником электроснабжения Чучковского района являются трансформаторные подстанции Чучковского РЭС.

В основном работа всех мощных двухтрансформаторных подстанций идентична, из-за схожего конструктивного исполнения, принципа работы и друго-го.

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

проектными и строительными мощностями;  значительным опытом международного сотрудничества.

Главные цели деятельности Компании – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и...

Управление проектами на промышленном предприятии

Московское отделение Project Management Institute.

проект, управление проектами, предприятие, система управления, портфель проектов, помощь проектов

Управление проектом (проектное управление) — особый. С тех пор на науку управления проектами...

Особенности организации проектного офиса в компании

Создание проектного офиса помогает упорядочить проектную деятельность, повышает эффективность работы всех участников проектов, может служить катализатором развития корпоративной системы управления проектами и способствовать развитию бизнеса.

Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном...

В высокоскоростном пассажирском движении в настоящее время используется подвижной состав двух типов: а) с сосредоточенной тягой (скоростной локомотив и прицепные вагоны) и б) с распределенной тягой (поезд, имеющий в составе несколько моторных вагонов...

Инновационная стратегия ОАО «РЖД» | Статья в журнале...

Система автоматического управления движением поездов, которая используется РЖД, полностью российского производства. Россия является единственной страной, где высокоскоростные поезда перемещаются по тем же самым путям что и поезда местного...

Аудит электрооборудования подстанций | Статья в журнале...

Рассмотрены результаты аудита электрооборудования подстанций.

Определить причины отклонений показателей надежности электроснабжения и качества

Изучают проектные материалы, паспорт объекта, акт приемки его в эксплуатацию и акты на скрытые работы.

Показатели деятельности московской городской пассажирской...

В статье рассматривается проблема определения показателей эффективности деятельности городской пассажирской транспортной

пассажирский транспорт, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Алтайский край, срок службы, транспортная система, барнаул...

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

Проектный срок службы АБ должен быть не менее 20 лет, значительно на срок службы аккумуляторов влияют

‒ защита от перенапряжений в системе оперативного постоянного тока; ‒ организация налаженной работы цепей управления, сигнализации и контроля