Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Программное обеспечение для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами в организациях легкой промышленности

1. Информатика и кибернетика
3
Поделиться
Библиографическое описание
Цыбина, Е. О. Программное обеспечение для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами в организациях легкой промышленности / Е. О. Цыбина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14262/.


Ключевые слова: легкая промышленность, CRM, информационная система, клиент, система, клиентская база, программный продукт, SAP, задача.

В России до сегодняшнего момента продукция легкой промышленности уступает по качеству товарам развитых стран, что выражается в том факте, что рост потребительского рынка и удовлетворение спроса в модных товарах происходит, в большей степени, за счет импорта [1].

Для перспективного развития отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства с учетом предпочтений потребителей продукции с помощью внедрения современных решений в сфере информационных технологий. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие технологии для дальнейшего повышения качества и конкурентоспособности продукции, что естественным образом приведет к подъему отрасли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий момент текстильное и швейное производство находится в нестабильном положении, а одним из решений проблемы может быть внедрение информационной системы, которая должна наиболее полно автоматизировать процесс взаимоотношений с клиентами.

Целью работы является сравнение информационных систем для автоматизации процесса взаимоотношений с клиентами в организациях, деятельностью которых является производство продукции легкой промышленности.

На сегодняшний день в организациях легкой промышленности бизнес-процессы могут быть автоматизированы с использованием различных типов и стандартов информационных систем.

  1. Системы управления взаимоотношениями с клиентами — CRM. Они ориентированы на ведение клиентской базы (поставщики и потребители) и формирование маркетинговой стратегии организации. CRM-системы подходят для интеграции с корпоративными системами организаций, осуществляющих продажи товаров оптом и в розницу. Наибольшей популярностью в сфере легкой промышленности пользуются следующие CRM-системы: NauCRM: Ведение клиентов, Monitor CRM «3+2», КОМПАС: Маркетинг и менеджмент, Terrasoft CRM.
  2. Программа «1С: Розница 8» на платформе «1С: Предприятие 8» осуществляет четкий оборот информации между различными подразделениями организации, включая торговые точки. Программный продукт позволяет распределять документооборот по магазинам, а в центральном офисе организации накапливает информацию по всем операциям, происходящим в них. В итоге весь обмен информацией о процессах, связанных со взаимодействием с клиентами, проходит с минимизацией трудозатрат, способствуя оперативному получению данных о продажах и движении товара.
  3. Системы анализа данных (BI), функциональность которых, в первую очередь, ориентирована на оперативную обработку большого объема информации с большой скоростью, анализ информации о каждой торговой точке. Наибольшей популярностью среди систем BI в организациях легкой промышленности пользуются: MicrosoftDynamicsAX, OracleBI,SAP.
  4. ERP-системы позволяют решать ключевые задачи организации, такие как построение цепочек поставок, ориентированных на спрос и повышение качества обслуживания клиентов. В данный момент, одной из наиболее востребованных ERP-систем в отрасли легкой промышленности можно назвать систему «InforM3», которая также используется и в индустрии моды (ранее носящая название «LawsonM3 Fashion»).

С целью достижения максимальной эффективности от автоматизации бизнес-процесса взаимодействия с клиентами необходимо внедрять совокупность программных продуктов и осуществлять их интеграцию, создавая единое информационное пространство и интегрированную корпоративную систему (КИС) организации, производящей продукцию легкой промышленности. Перед интеграцией приложения для автоматизации процесса взаимоотношения с клиентами в КИС организации, необходимо выбрать оптимальный программный продукт, соответствующий необходимой функциональности (назначение информационной системы; возможность интеграции; осуществление работы в единой централизованной базе данных в режиме реального времени; уровень защищенности данных; степень необходимой поддержки разработчика).

Любой из введенных в эксплуатацию продуктов должен выполнять ряд более специфичных, но при этом ключевых, задач. Исходя из анализа предметной области, можно выделить следующие характеристики, наличие которых должно присутствовать в информационной системе, автоматизирующей бизнес-процессы в организации легкой промышленности: ее многоязычность, многовалютность и возможность поддержания различных часовых поясов (так как главный офис и его подразделения, торговые точки и клиенты организации могут быть территориально разобщены, а производимая продукция может продаваться не только в рамках одного региона, а также и за пределы страны) [2].

В организациях легкой промышленности имеется необходимость управления огромным числом позиций продукции, точнее с товарной номенклатурой, которая имеет короткий цикл существования. Система, внедряемая для автоматизации взаимодействия с клиентами, должна выполнять максимум операций без ошибок на уровне стиля, цвета, размера и упаковки и лишь при необходимости переходить к работе с конкретной позицией [2].

Большая часть продукции легкой промышленности обладает сезонным характером, спрос в определенные времена года на определенную продукцию возрастает. Однако, возможны и всесезонные виды продукции, такие как аксессуары. Это должно учитываться в функционале информационной системы, что позволит осуществлять формирование прайс-листов для клиентов с учетом сезонности [2]. Также при автоматизации процесса необходимо учесть реализуемые в организации программы скидок. В соответствии с этим информационная система должна осуществлять ввод, хранение и обработку информации по программам скидок на весь чек продажи или на некоторые позиции в нем с привязкой к клиенту или группе клиентов [3].

В качестве важной характеристики рассматриваемых информационных систем необходимо выделить ее функциональность по автоматизации процедуры ведения заказов, а именно: предоставление сведений об остатках продукции на складе при вводе заказа; автоматическое применение цен и скидок; прогнозный расчет будущей даты отгрузки заказа и резервирование товарных позиций на складе при оформлении заказа [3].

Организации легкой промышленности при продаже товаров реализуют большие объемы заказов с высокой стоимостью, поэтому при отгрузке товаров необходимо проверять такие параметры как, например, наличие поступления предоплаты от клиента и превышение кредитного лимита клиента. Если у клиента превышен лимит дебиторской задолженности, то информационная система должна реализовать функцию выдачи соответствующего сообщения пользователю и, таким образом, прекращается отгрузка товара [3]. Кроме того, с помощью программного продукта необходимо проводить анализ клиентской базы с целью формирования отчетов, что позволит принимать управленческие решения и ориентировать производство и сбыт на клиентов. Реализация данных функций важна для удержания конкурентоспособности организаций легкой промышленности с учетом постоянных изменений предпочтений клиентуры в данной отрасли [3].

Таким образом, при подробном рассмотрении информационных систем с целью автоматизации бизнес-процесса взаимодействия организаций легкой промышленности с клиентами в соответствии с выделенными задачами, была составлена таблица 1, где «+» — задача решаема, «–» — задача не решаема или решаема частично.

Таблица 1

Наименование

задачи

«NauCRM:

Ведение клиентов»

«Monitor CRM

«3+2»

«КОМПАС: Маркетинг и менеджмент»

«Terrasoft

CRM»

«1С:

Розница 8»

«Microsoft Dynamics

AX»

«Oracle BI»

«SAP»

«Infor M3»

Многоязычность, многовалютность, поддержка различных часовых поясов

+

+

+

+

Работа с товарной номенклатурой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Настройка сезонности

+

+

+

+

+

Ввод и хранение программ скидок с привязкой к клиентам

+

+

+

+

+

Ведение заказов

+

+

Автоматическая проверка кредитного лимита клиента

+

Анализ

+

+

+

+

+

+

+

+

Проведенный сравнительный анализ программных продуктов по выделенным критериям иллюстрирует, что рассмотренные информационные системы очень отличаются набором реализуемых задач.

Среди описанных программных продуктов набольшее предпочтение можно отдать системе «InforM3», поскольку она имеет наиболее полно реализуемый набор рассматриваемых задач и ее можно рекомендовать как наиболее оптимальную для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами в организациях легкой промышленности.

Литература:

  1. Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ (дата обращения: 05.03.2018 г.)
  2. Цыбина Е. Анализ эффективности информационных систем для оптимизации процесса производства продукции легкой промышленности / Е. Цыбина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам LXIX Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». — № 16(69). — М., Изд. «Интернаука», 2018
  3. Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2016): сборник материалов Международной научно-технической конференции. Часть 3. — М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. — 308 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
легкая промышленность
CRM
информационная система
клиент
система
клиентская база
программный продукт
SAP
задача

Молодой учёный