Высокоэффективные методы прямого нанесения каталитических слоев на протонпроводящую мембрану для формирования мембранно-электродных блоков твердополимерных топливных элементов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Терукова, Е. Е. Высокоэффективные методы прямого нанесения каталитических слоев на протонпроводящую мембрану для формирования мембранно-электродных блоков твердополимерных топливных элементов / Е. Е. Терукова, В. А. Мошников, Д. В. Кошкина. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/3/664/ (дата обращения: 16.04.2024).

Введение

Сегодня интерес к альтернативным источникам энергии очень велик. В этой области ведется большое количество фундаментальных и прикладных исследований во всем мире. Топливные элементы (ТЭ) используются в качестве приборов преобразования химической энергии водорода в электрическую энергию. При получении водорода с помощью возобновляемых источников энергии (например, с использованием солнечных батарей для электролиза воды), применение ТЭ сможет в скором будущем решить многие проблемы, связанные с экологией, экономикой и безопасностью энергетического сектора. Среди большого разнообразия топливных элементов на сегодняшний день наиболее перспективными являются твердополимерные топливные элементы (ТПТЭ), в связи с их низкой рабочей температурой, высокой плотностью мощности и возможностью масштабирования [1].

Основной целью многих исследований в области ТПТЭ являются снижение загрузки платины, улучшение газопроницаемости, повышение электронной и протонной проводимости, увеличение протяженности трехфазных границ [2], а также решение вопросов менеджмента воды в мембране и каталитических слоях мембранно-элекродных блоков (МЭБ) ТПТЭ. Таким образом, необходимо усовершенствование и оптимизация методов получения и структуры МЭБ.

Обычно МЭБ спрессован между двумя платами с газоподводящими каналами. МЭБ состоит из протонповодящей мембраны, каталитических слоев и газодиффузионных слоев (ГДС). Тонкопленочные каталитические слои делятся на два вида по способу нанесения:

  1. каталитический слой, наносящийся на газодиффузионный слой;

  2. каталитический слой наносится на мембрану.

В обоих случаях сначала готовятся каталитические чернила, основными составляющими которых являются каталитический порошок, раствор иономера, растворитель (чаще всего изопропанол). Наиболее распространенными методами нанесения каталитических слоев являются методы намазывания, распыления под давлением, декалькомании. Оптимизация каталитических слоев осуществляется за счет изменения состава чернил, а также оптимизации методов и условий их формирования.

В этой статье описываются два метода получения МЭБов: электродиспергирование и распыление под давлением спиртовых растворов платинированной черни. Оба этих метода используют прямое нанесение каталитических чернил на протонпроводящую мембрану, таким образом, исключается обычно используемое горячее прессование, являющееся дополнительной операцией, а также приводящее к механическим и термическим повреждениям мембраны и негативно влияющее на структуру каталитических слоев.

Основным методом диагностики в работе является метод снятия поляризационных кривых мембранно-электродных блоков с помощью измерительной ячейки фирмы Heliocentris [3] и электронной нагрузки PL-150 фирмы Элинс [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основной сложностью при изготовлении МЭБ ТПТЭ является необходимость формирования трехфазных границ. Концепция трехфазных границ (ТФГ) говорит о том, что окисление водорода и восстановление кислорода возможно лишь в особых областях, где катализатор, иономер и углерод находятся в контакте. Состав и компоненты каталитических чернил, а также метод и условия нанесения каталитического слоя сильно влияют на формирование ТФГ.

Экспериментальная методика. Каталитические чернила изготавливались из следующих компонентов: коммерческий катализатора E-TEK с 20 % содержанием платины, коммерческий 10%-ный водный раствор иономера Nafion, очищенный изопропанол. После перемешивания компонентов с помощью ультразвукового воздействия чернила наносились на мембрану Nafion 212 (толщина 50 мкм), обладающей высокой протонной проводимостью 0,1 См/см [5] и высоким электронным сопротивление 2*105 Ом*см [6]. Масса нанесенных чернил в обоих случаях была одинакова. При пересчете загрузка платины составила на аноде и катоде (симметричная загрузка) 0,6 мг/см2. Площадь каталитического слоя составляла 1 см2.

С помощью двух предложенных методов можно получить тонкий каталитический слой с минимальной загрузкой платины, обеспечивающий хорошую газопроницаемость, а также протонную и электронную проводимость.


Рис. 1. Схема нанесения каталитического слоя методом распыления под давлением.

При использовании метода распыления чернила помещались в резервуар и под давлением, создаваемом компрессором распылялись с помощью аэрографа на мембрану, подогретую до 80оС с помощью электроплитки (рис. 1).

    Метод элекртодиспергирования основан на капиллярных электростатических неустойчивостях жидкости, подверженной действию электрических сил. Этот метод подробно описан в [7]. Этот метод был модифицирован путем помещения изоляторов между катодом и мембраной и над маской [8].

Рис.2. Схема нанесения каталитического слоя методом электродиспергирования.

Полученные результаты и их анализ. В ходе эксперимента были получены симметричные мембранно-электродные блоки. Состав каталитических чернил при использовании различных методов был одинаков. Масса нанесенных слоев контролировалась путем взвешивания на высокоточных весах. Расчетная загрузка платины составила 0,5 - 0,6 мг/см2.

Мембраны с нанесенными анодным и катодным каталитическими слоями испытывались в стандартных ячейках для испытания топливных элементов (ячейка фирмы Heliocentris, марка 12E-W MEA). В этой ячейке образец устанавливается между двумя жесткими пластинами корпуса и работает в условиях сжатия. Водород и воздух подаются на электроды через входные отверстия ячейки. Измерения проводились после приведения МЭБ в стационарный режим путем многократного циклирования по напряжениям (от напряжения холостого хода до 200 мВ). Характеристики сняты при скорости развертки 20 мВ/с, при комнатной температуре, при подаче сухого водорода и сухого воздуха.

Рис. 3. Поляризационная и мощностная характеристики ТЭ с каталитическим слоем, формируемым методом распыления под давлением (штрих линия) и методом электродиспергирования (сплошная линия).

Результаты измерения приведены на рис. 3. Из рисунка видно, что поляризационные кривые имеют схожий характер и отличаются в основном на участке высоких токов. Максимальные удельные мощности практически не отличаются и оставляют порядка 110 мВт/см2, что сопоставимо с удельной мощностью коммерчески доступных МЭБ, изготовленных фирмой BASF Fuel Cell Incorporation (120 мВт/см2) [9]. В области контактных сопротивлений поляризационные кривые практически совпадают, а в области диффузионных ограничений сопротивление образца, полученного методом электродиспергирования ниже, а токи соответственно выше, что свидетельствует о лучшей газопроницаемости слоя этого образца. Несмотря на это оба метода показали высокую эффективность в области рабочих напряжений (500-800 мВ). Отметим также, что несмотря на худшие результаты метод распыления под давлением является менее энергоемким и более простым, к тому согласно экспериментальному анализу потери при использовании метода нанесения под давлением меньше, чем при использовании метода электродиспергирования.

Выводы

В работе показана эффективность применения методов нанесения каталитических слоев непосредственно на протонпроводящую мембрану посредством распыления под давлением и электродиспергирования спиртовых растворов платиновых чернил. Планируются дальнейшие работы по оптимизации данных методик, а также по характеризации структурных особенностей получаемых каталитических слоев.

Работа выполнена в рамках ГК № П2279 от 13 ноября 2009 г.

Литература:

  1. Wang Y., Chen K.S., Mishler J., Cho S.C., Adroher X.C. A review of polymer electrolyte membrane fuel cells: Technology, applications, and needs on fundamental research // Applied Energy 88 (2011) 981–1007/

  2. O’Hayre R., Barnett D., Prinz F. The Triple Phase Boundary. A Mathematical Model and Experimental Investigations for Fuel Cells // Journal of the Electrochemical Society, 152 (2) A439-A444 (2005).

  3. Сайт компании «Heliocentris»: http://www.heliocentris.com/

  4. Сайт компании Elins: http://www.elins.su/

  5. T. A. Zawodzinski Jr., C. Derouin, S. Radzinski, R. J. Sherman, V. T. Smith, T. E. Springer, and S. Gottesfeld, J. Electrochem. Soc., 140 (1993) 1041

  6. T. E. Springer,M. S. Wilson, and S. Gottesfeld, J. Electrochem. Soc., 140 (1993) 3513.

  7. Электродиспергирование спиртовых растворов платиновой черни для формирования высокопористых каталитических слоев воздух-водородных топливных элементов / Горохов М. В., Кожевин В. М., Явсин Д. А., Томасов А. А, Зеленина Н. К., Гуревич С. А. // Альтернативная энергетика 10, 2008. с. 26–30.

  8. Кошкина Д.В., Кукин А.В., Терукова Е.Е. Оптимизация установки формирования каталитических слоев топливных элементов методом электродиспергирования // Тезисы докладов VI российской конференции «Физические проблемы водородной энергетики», Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2010 г.

  9. Гуревич С.А., Горохов М.В., Зеленина Н.К., Кожевин В.М., Терукова Е.Е., Томасов А.А. Оптимизация мембранно-электродных блоков на основе полимерно-электролитных мембран для топливных элементов // Письма в Журнал Технической Физики 2009, 35, 20, стр. 27-33.

Основные термины (генерируются автоматически): слой, давление, каталитический слой, мембрана, метод электродиспергирования, чернила, BASF, E-TEK, MEA, схема нанесения.

Похожие статьи

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий

Схема метода приведена на рис.1.

Основные преимущества ГФЭ — возможность нанесения однородного по толщине тонкого эпитаксиального слоя на подложку большой площади.

Горячая регенерация асфальтобетонных покрытий

Режим разогрева слоя регулируют изменением давления в газовой системе

Схема устройства двух слоев по технологии Remix+ изображена на рисунке 5.

Стоимость работ по методу термопрофилирования выше стоимости укладки асфальтобетонного слоя из-за...

Парофазная и жидкофазная дегидратация метилфенилкарбинола...

Процесс дегидратации МФК протекает на стационарном слое катализатора в двухступенчатом адиабатическом реакторе.

На рис. 1,2 представлены технологические схемы парофазной и жидкофазной дегидратация МФК в стирол [1–5].

Разработка методики нанесения пленок перовскита

Energy & Environmental Science — 2014.

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий. Тонкие пленки нитрида кремния чаще всего являются изолирующим слоем в кремниевой.

Исследование возможности применения ориентированных...

Ключевые слова: углеродные нанотрубки, метод каталитического пиролиза, блок

Разработка интегральных схем, включающих в себя элементы на основе УНТ, может привести к

Расстояние между графитовыми слоями в многослойной углеродной нанотрубке близко к...

Исследование механических напряжений в микромеханических...

...изготовленных на основе микромеханических тонкоплёночных мембран, необходимо снижать механические напряжения в слоях, входящих их в состав.

Рис. 1. Схема эксперимента: а — формирование плёнки карбида кремния на

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий.

Применение мультифрактального анализа для количественного...

В данной работе слои пористого кремния были получены методом электрохимического травления

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий.

Формирование мембран на основе пористого оксида алюминия и основные области их применения.

Каталитические нейтрализаторы для дизельных двигателей

Толщина наносимого на металлическую поверхность слоя бемита составляет 20–30мкм.

Электрофоретический метод нанесения вторичного носителя может быть использован для модификации вторичного носителя каталитически активными компонентами.

Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки...

Не допускается нанесение краски на промерзшую, мокрую и пропитанную водой проезжую часть автомобильных дорог. Время высыхания покрытия составило 15 мин, толщина слоя 0,4-0,6 мм.

Похожие статьи

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий

Схема метода приведена на рис.1.

Основные преимущества ГФЭ — возможность нанесения однородного по толщине тонкого эпитаксиального слоя на подложку большой площади.

Горячая регенерация асфальтобетонных покрытий

Режим разогрева слоя регулируют изменением давления в газовой системе

Схема устройства двух слоев по технологии Remix+ изображена на рисунке 5.

Стоимость работ по методу термопрофилирования выше стоимости укладки асфальтобетонного слоя из-за...

Парофазная и жидкофазная дегидратация метилфенилкарбинола...

Процесс дегидратации МФК протекает на стационарном слое катализатора в двухступенчатом адиабатическом реакторе.

На рис. 1,2 представлены технологические схемы парофазной и жидкофазной дегидратация МФК в стирол [1–5].

Разработка методики нанесения пленок перовскита

Energy & Environmental Science — 2014.

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий. Тонкие пленки нитрида кремния чаще всего являются изолирующим слоем в кремниевой.

Исследование возможности применения ориентированных...

Ключевые слова: углеродные нанотрубки, метод каталитического пиролиза, блок

Разработка интегральных схем, включающих в себя элементы на основе УНТ, может привести к

Расстояние между графитовыми слоями в многослойной углеродной нанотрубке близко к...

Исследование механических напряжений в микромеханических...

...изготовленных на основе микромеханических тонкоплёночных мембран, необходимо снижать механические напряжения в слоях, входящих их в состав.

Рис. 1. Схема эксперимента: а — формирование плёнки карбида кремния на

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий.

Применение мультифрактального анализа для количественного...

В данной работе слои пористого кремния были получены методом электрохимического травления

Обзор методов нанесения кремниевых покрытий.

Формирование мембран на основе пористого оксида алюминия и основные области их применения.

Каталитические нейтрализаторы для дизельных двигателей

Толщина наносимого на металлическую поверхность слоя бемита составляет 20–30мкм.

Электрофоретический метод нанесения вторичного носителя может быть использован для модификации вторичного носителя каталитически активными компонентами.

Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки...

Не допускается нанесение краски на промерзшую, мокрую и пропитанную водой проезжую часть автомобильных дорог. Время высыхания покрытия составило 15 мин, толщина слоя 0,4-0,6 мм.