Торгово-развлекательные центры Архангельска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брилькова, Е. В. Торгово-развлекательные центры Архангельска / Е. В. Брилькова, Т. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/287/13930/ (дата обращения: 22.11.2024).



Рост населения породил массовый спрос на товары и услуги из самых разных сфер жизни. За последние несколько лет строительство торгово-развлекательных центров возросло. Дело дошло до того, что здания торговли строят в нескольких метрах друг от друга, что порождает недоумение у потребителей и большую конкуренцию у производителей. На рисунке 1 показан наглядный пример того, как расположены торговые центры в городе Архангельске.

Рис. 1. План центра г. Архангельска с расположением торговых и торгово-развлекательных центров.

В условиях жесткой конкуренции арендаторы стремятся за прибылью, не заботясь зачастую о качестве продаваемой продукции.

Но, проблема заключается не только в большой концентрации торговых центов и качестве товаров, но и в том, как архитектурный вид торговых центров вписывается в окружающую застройку города или природный ландшафт.

Местоположение торгового центра является важным фактором, во-первых, для застройщика, чтобы здание в будущем приносило удовлетворительную прибыль от сдачи помещений арендаторам, во-вторых, для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей и обеспечить для них многообразие выбора. Однако, как бы ни был расположен центр, или какие размеры бы не имел, он должен вписываться в общий городской пейзаж, должен органично смотреться как с эстетической точки зрения, так и с социальной.

Рассмотри данный вопрос на примере торговых центров города Архангельск.

Удачное местоположение имеет ТРК «Макси», расположенный в спальном районе на проспекте Ленинградский. Большая территория торгового центра позволила разместить большое количество торговых площадей, расположить комплекс бытовых и развлекательных услуг, устроить вместительную наземную автостоянку. Подразумевается, что в торговом центре должен быть по крайне мере хоть один магазин, который будет притягивать наибольшее количество посетителей. Обычно таким «магнитом» служит продовольственный магазин. Продовольственный магазин «Макси», несомненно, является центром торгово-развлекательного комплекса, который подавил все более мелкие торговые точки в округе. Так, не выдержав конкуренции, закрылся супермаркет «Сигма», расположенный неподалёку. Такая же участь ожидает, открывшийся на месте «Сигмы» супермаркет «Фреш-Сити» — несмотря на постоянные акции и снижения цен, посетителей в этом магазине не так много.

Также в Торгово-развлекательном центре создаются и дополнительные объекты притяжения, такие как спортивный центр (Верёвочный парк и скалодром «Суперпарк»), кинотеатр «Мираж-Синема», который является единственным в этом районе, или отдельные площади, предназначенные для различных выставок (Н-р, мультимедийная выставка «Ван Гог. Живые полотна»).

Стоит отметить, что этот комплекс больше привлекает обширностью своей архитектуры и масштабом, чем приятной атмосферой интерьера.

Рис. 2. ТРК «Макси». Главный вид и расположение на карте города

Инвесторам интересна идея строительства больших по площади торговых центров, с целью привлечения значительного числа покупателей. Примером может служить ТРК «Титан Арена», который включает в себя продуктовый супермаркет, магазины одежды, бытовой техники, кафе, рестораны, кинотеатр, ледовую арену и т. д. Этот торговый центр рассчитан на разные категории граждан. «Титан Арена» хорошо вписался в окружающую застройку и стал неотъемлемой частью центральной части города.

Рис. 3. ТРК «Титан Арена»

Идея сделать торговый центр неотъемлемой частью микрорайона привлекательна, но существует обратная сторона медали — некоторые арендаторы не способны осуществлять торговлю в условиях жёсткой конкуренции. Во многих больших магазинах из-за нерентабельности закрываются отделы. Примером служит торговый центр «Пирамида», в котором пустует значительная часть торговых площадей.

Большинство торговых центров расположено таким образом, что становятся частью городских путей с уже сложившимся пешеходным движением. Должное внимание необходимо уделять организации движения. Изнутри входы и выходы, связанные с автостоянками и остановками общественного транспорта, должны быть скорее продолжение интерьера, а не отдельным элементом. При разработке входных групп должны учитываться климатические особенности местности. К примеру, не во всех торговых центрах предусмотрен тамбур или воздушная завеса, предотвращающие доступ холодного воздуха.

Немаловажную роль играет наличие и вместимость автостоянок. Проектируя автостоянки, необходимо оборудовать их путями подъезда и выезда, чтобы исключить создание пробок. Многие горожане предпочитают наземные парковки, так как для некоторых посетителей с плохими водительскими навыками развороты и маневрирование между колоннами являются затруднительными. Однако создание необходимой площадки для стоянки автомобилей на одном уровне с торговым центром может быть невозможным из-за стесненных условий городской застройки (Например, ТРЦ «Атриум» и ТРК «Европарк»), поэтому в этом случае был рассмотрен вопрос о создании подземных автостоянок.

На окружающую застройку влияет внешнее оформление фасадов, поэтому необходимо привязывать внешний облик зданий к местности, а не противопоставлять существующим зданиям. Если же торговые центры планируют строить в исторически сложившейся части города, требуется большое умение спроектировать здание так, чтобы оно вписывалось в концепцию этой зоны. Так, например, Центральный универмаг и Троицкий пассаж, построенные в исторической части города в стиле классицизм, не нарушают окружающий ансамбль, а, наоборот, дополняют его.

Рис. 4. ТЦ «Центральный универмаг»

Рис. 5. ТЦ «Троицкий пассажъ»

При проектировании торговых центров архитекторы «играют» цветовым решением фасадов (ТРК «Сафари», «Макси») или применяют различную степень остекления, тем самым зрительно увеличивая объём комплекса (ТК «Пирамида», ТРК «Европарк»).

Рис. 6. ТРК «Сафари»

Рис.7. Торгово-развлекательные комплексы «Пирамида» и «Европарк»

В большинстве проектов торговых комплексов должного внимания не уделяется количеству естественного освещения, поэтому зачастую посетители испытывают ощущения давления искусственного света и стен. В таких случаях стоит применять специальную систему светового управления, чтобы создавать различные световые эффекты в зависимости от сезонных и погодных условий.

Стандартной схемы планирования здания торговли не существует, однако архитектору необходимо соблюдать следующее правило: архитектурное решение должно сочетаться с концепцией торговли. Сейчас наблюдается такая тенденция: перед тем, как реализовывать проект, девелоперы не проводят маркетинговых исследований рынка, поэтому некоторые торговые центры не приносят коммерческого успеха и закрываются, как, например, ТРК «Гулливер».

В настоящее время очень быстро развивается сфера досуга. Для современного потребителя из-за экономии времени выгодно обслуживаться в таком торговом комплексе, где можно купить товары первой необходимости или одежду, получить парикмахерские или бытовые услуги. Больше предпочтение отдаётся тем торгово-развлекательным комплексам, где можно провести время всей семьёй.

К сожалению, складывается такая ситуация, что не хватает специалистов в сфере архитектурного проектирования и развлечений, которые способны предложить интересные идеи для привлечения потребителей, поэтому большинство ТРК являются однотипными. Строительство торговых центров является трудной сферой, так как не существует определённых канонов. Каждый проект должен иметь свежие идеи и современные подходы к проектированию.

Рассматривая проблему большого количества торговых комплексов, можно взглянуть на неё по-разному: с одной стороны, потребителю предоставляется широкий выбор, где совершать покупки, с другой стороны, из-за того, что не все торговые площади выполняют свою функцию, возникает вопрос, нужен ли такой переизбыток торговых центров, ведь земли могли бы приносить пользу как застройщику, так и гражданам, если бы на них располагались парковые зоны, административные или культурно-просветительные здания.

Литература:

  1. Беддингтон Н. Строительство торговых центров/Пер. с англ. С. А. Хомутова; Под ред. И.Р Федосеевой. — М.: Стройиздат, 1986. — 172 с.: ил.
  2. А.Райтер, Проектирование торговых центров: особенности, нормы и рекомендации /А. Райтер // «ФБ» [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://fb.ru/article/255714/proektirovanie-torgovyih-tsentrov-osobennosti-normyi-i-rekomendatsii.
Основные термины (генерируются автоматически): торговый центр, центр, Архангельск, жесткая конкуренция, комплекс, окружающая застройка, площадь, ТРК.