Занимаясь текущим ремонтом зданий, мы всегда начинали нашу работу с написания дефектных ведомостей, в общем-то, как и все грамотные строители, после этого составляли сметы на демонтаж и монтаж, с демонтажем в принципе все понятно, ломай то, что видишь, конечно, есть и скрытые работы, но и их можно вполне точно определить. А как же быть с монтажом? Разумеется, можно заказать проект демонтажа и соответственно монтажа конструкций и систем у проектных организаций, но, во-первых, это стоит немалых денежных вложений, во-вторых, нам необходимо полностью знать весь объем необходимых материалов и инструмента, а так как все мы люди и думаем по-разному, представления проектировщиков и наши за частую разнятся, особенно это касается при монтаже тех или иных систем. Опять встает вопрос противоречия, делать самим и заказывать все необходимые материалы по факту и докупать недостающие элементы в процессе или же заказать проект и делать строго по проекту, в любом случае часть работ будет выполняться, выходя за рамки проекта, и придется докупать определенное количество каких-либо материала, просто на просто из-за противоречий. Так как же все-таки быть?
В силу того, что параллельно мы являемся студентами строительного института, по одному из направлений подготовки нас познакомили с BIM (BuildingInformationmodeling) проектированием, а в частности с программным комплексом Revit, прекрасная программа не только для классического проектирования, но и для проведения ремонтов и реконструкций. Встал вопрос, а почему бы не воспользоваться прекрасной возможностью делать проекты для себя, затрачивая минимальное количество времени на создание проекта и сохранение финансовых средств, не заказывая проекты у сторонних организаций, все это так называемые бухгалтерские издержки, которые моделируются в прибыль.
Возможность использования не заставила себя ждать и в первом же предоставленном объекта, а именно Михайловской артиллерийской академии в Санкт-Петербурге, мы выделили для себя небольшое пространство, где намеренно стали использовать BIMтехнологии. Так как это был текущий ремонт, объектом исследования стали инженерные сети, кажется все тривиально и просто, проложить магистральные трубы горячего, холодного водоснабжения, трубы канализации, подключить ко всей этой системе приборы и водоразборную арматуру, пройти по всей трассе и посчитать необходимое количество требуемых фитингов и крепежей. На практике все расчеты, сделанные вручную или по плану, созданному в 2D проекциях, зачастую не являются точными, даже при запасах по каждой позиции в пределах 10–15 %, все сантехники делают по-разному. Следующей задумкой было создание модели помещения до ремонта и после, этот проект нужен в большей степени для заказчика, естественно интересующегося в конечном результате, зачастую они просто забывают, что было, и с чем приходилось работать строителям, поэтому проект просто необходим, да еще и в 3D виде! Просто подарок для всех сторон.
Оставалось самое сложное, разобраться с Revit на уровне пользователя. С построением планов, разрезов все оказалось просто, ничего нового, все быстро и автоматизировано. С системами сложнее, но в конечном итоге проект водоснабжения устроил полностью, приятным дополнением стало то, что в Revit есть автоматизированный расчет систем, конечно это не расчет на гидроудары и максимальную пропускную способность систем, но подбор необходимых диаметров трубопроводов очень хорошо отслеживается, большего и не нужно. После этого составили спецификацию необходимых материалов и оборудования, сделали заказ и стали ждать результатов.
Параллельно с производством работ выполняли создание стадийного проекта. Почему создание именно стадийного проекта, а не отдельные проекты? Ответ прост — для наглядности и меньших затрат времени. В Revit существует 4 стадии проекта:
– существующая — текущий вид объекта;
– снесенный — проект демонтажа;
– новый — проект монтажа;
– временный — проект вариантных решений.
Ниже представлены картинки трех стадий. На рисунке 1 представлена существующая версия объекта. Как и во многих зданиях конца XIX века окна зданий были арочного типа, объяснить это можно тем, что применение железобетонных перемычек над проемами нашло распространение уже в XX веке. Рисунок 2 показывает стадию сноса, демонтируемых конструкций, в основном это двери и окна. Рисунок 3 отображает вновь создаваемые перегородки из гипсокартонных листов по стальному каркасу типа Knauf и заполнение оконных и дверных проемов.
Рис. 1. Существующая стадия проекта
Рис. 2. Стадия сноса
Рис. 3. Стадия новый проект
Рис. 4. Проект водоснабжения
Последняя картинка в статье отображает проект системы, в частности водоснабжения и водоотведения, по этому проекту как написано выше, мы заказывали все необходимые материалы и рассчитывали трудозатраты, по которым подбирали исполнителей.
В конечном итоге, при использовании BIM технологий в проектировании работа приняла более линейный вид. Экономический эффект превзошел все наши ожидания из прогнозируемых 5–10 % дополнительной прибыли, было получено порядка 20 %. А сдача исполнительной документации стала гораздо проще и приятнее.
Применение и внедрение BIM технологии мы начали в период рецессии, но непостижимым образом перешли сразу к экспансии, миновав точку застоя или депрессии, что было приятным доказательством преимущества BIM.
Ну и в заключении хотелось бы процитировать выдержку из статьи о внедрении BIM: «При внедрении BIM надо учитывать стадию жизненного цикла организации» [1].
Литература:
- Талапов В. В. Основы BIM: введение в информационое моделирований зданий. — М.: ДМК Пресс, 2011.
- ВандезантДж., РидФ., КригелЭ. Autodesk©Revit©Architecture 2013–2014. Официальный учебный курс/Перевод с англ. В. В. Талапов. — М.: ДМК Пресс, 2013.
- Талапов В. В. Внедрение BIM: проблема формализации процессов и возраста организации [Электронный ресурс], 2015. — Режим доступа: http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=18104.

