Библиографическое описание:

Акишева В. Д. Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 49-53. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/231/12437/ (дата обращения: 12.12.2017).



Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировочными решениями.

На фоне современных производственных строений несомненный интерес представляет архитектурный образ одного из ведущих предприятий, созданный в 1930-е годы специалистами мастерской № 1 Наркомата тяжелой промышленности, которой руководил В. А. Веснин, выпускник Института гражданских инженеров Императора Николая I. В научный оборот вводится информация о работе архитекторов братьев Весниных над промышленной архитектурой завода № 402. Автор благодарит за представленные чертежи и фотоматериалы генерального директора АО ПО «Севмаш» М. А. Будниченко, начальника по управлению делами М. А. Старожилова, научных сотрудников музея В. Щекину и С. Железнева.

Ключевые слова: архитекторы Веснины, промышленная архитектура Русского Севера

В научном архиве Архангельского областного краеведческого музея (АОКМ) сохранились воспоминания Тимофея Васильевича Сафронова, начальника 2-го Государственного Союзного Проектного института (ГСПИ-2). Он возглавлял правительственную комиссию, выбиравшую площадку для строительства [1]. Получив задание от наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе «в районе города Архангельска построить завод тяжелой промышленности…», комиссия, в которую входили судостроители, геологи, инженеры, партийные представители и военные специалисты, выехала в Архангельск на рекогносцировочную разведку.

В марте 1936 года «… были обследованы правое побережье Северной Двины до острова Мудьюг с Сухим морем и левое побережье, до Унской губы». Всего было намечено 12 площадок. «Разобрав данные по каждой из них, и выслушав мнение местных организаций», было решено представить в НКТП рекомендации — строительство завода осуществлять на «месте бывшего Никольского монастыря» [1, 2].

31 мая 1936 годаПолитбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны на основании проведенных изысканий приняли Постановление № 0–137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья реки Северная Двина. Профиль завода был определен как «крупное судостроительное предприятие по строительству кораблей всех классов и значений». К сентябрю требовалось разработать проектное задание и немедленно приступить к работам на стройплощадке [2, 3].

Первые строители высадились на болотистом берегу Двинского залива у стен Николо-Корельского монастыря в июле 1936 года, единственным капитальным строением был заброшенный храм северной обители, ликвидированной в 1921 году. Спустя всего несколько месяцев участники комсомольской стройки возвели жилые бараки, устроили телефонный коммутатор, временную электростанцию и клуб. А через полтора года в поселке было построено 193 жилых дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника, больница, три бани, прачечная, 12 столовых и три пекарни. Началось строительство электро-ремонтного, механического, инструментального, кузнечно-штамповочного и сталелитейного цехов [5].

Строительство шло быстро. Новый населенный пункт «Судострой», выросший при заводе, был отнесен к категории рабочих поселков с подчинением Архангельскому городскому Совету депутатов. 27 декабря 1937 года горсовет ходатайствует о переименовании поселка в город Беломорск. В августе 1938 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Судострой преобразовали в Молотовск, спустя 20 лет, в 1957 году городу дано имя — Северодвинск. 26 марта 1992 года Указом президента Б. Н. Ельцина на базе северодвинских оборонных предприятий был создан Государственный Российский центр атомного судостроения.

Рис. 1. Здания предзаводской площадки и заводоуправления, построенные по проекту архитекторов братьев Весниных. Фото 2000-х гг. Музей АО «ПО Севмаш»

Архитектурный образ зданий и планировочное решение территории создали знаменитые зодчие советского периода — братья Александр и Виктор Веснины, они стояли у истоков зарождения на Севере флагмана отечественного судостроения. «Бригада» архитекторов Весниных, так назвал сообщество С. О. Хан-Магомедов, состояла из трех талантливых, единых в устремлении, но разных архитекторов. Они удачно дополняли друг друга сторонами своих талантов и профессионального опыта, которые «с наибольшей отдачей проявлялись тогда, когда братья работали вместе» [9].

В 1934 году Виктор Веснин был назначен главным архитектором и членом совета Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), в то время главного наркомата СССР. Виктор Александрович руководил всем промышленным строительством страны, масштабы строек — заводов-гигантов были огромны. Автор книги «Веснины» М. А. Ильин, рассказывая о семье зодчих, сказал, что «...в руках Веснина сосредоточились нити управления почти всей промышленной архитектурой Советского Союза» [4]. «Мастерская, принадлежавшая самому мощному наркомату, вела громадное жилое и общественное строительство, проектировала города, возводившиеся при крупных предприятиях, строила промышленные гиганты первых пятилеток…» [10].

Большая часть проектов промышленных предприятий страны была засекречена, не стал исключением и проект завода под Архангельском. В городском музее и музее предприятия сохранились подшивки заводских многотиражек, печатные издания распространялись только на территории завода, без права выноса за пределы. Материалы газет — настоящая шифровка, определить, что и где строится, а главное, кем — невозможно.

Из-за специфики закрытого города история Молотовска (ныне Северодвинска) в широких кругах оставалась неизвестной. Особый статус был связан с секретностью завода, поэтому информация о причастности Весниных к проектированию завода долгое время находилась в закрытых источниках. В начале постсоветского периода многие документы были рассекречены, с Северодвинска сняли статус закрытого города.

Страницы градостроительной истории трагичны. Стройка у Полярного круга в годы первых пятилеток имела статус комсомольской стройки, но, по сути, с 1938 года представляла огромный лагерь, заполненный заключенными. Начальник стройки И. Т. Кирилкин после доклада в Москве об успешном окончании первой очереди строительства судостроительного завода был вскоре арестован и признан «врагом народа». Строительство перешло в подчинение НКВД [5]. 13 апреля 1938 года нарком внутренних дел Н. И. Ежов издает приказ № 00220, где распоряжается для выполнения гидротехнических работ организовать Ягринский исправительно-трудовой лагерь с непосредственным подчинением ГУЛАГу НКВД.

Эшелон за эшелоном в город стали прибывать заключенные — «враги народа», среди них крупные специалисты судостроительной промышленности СССР, представители Ленинградского, Балтийского, Николаевского, Севастопольского судостроительных предприятий, именно они составили «мозговой центр» завода. Одновременно с организацией Ягринлага при НКВД создано Управление 203-го строительного треста (Строительство-203), которое было призвано выполнить все гидротехнические работы в районе завода — создание оградительных молов и подходных каналов, дноуглубление на акватории, строительство набережных завода, бассейна, полушлюза. Оно строило транспортные и инженерные коммуникации –водопровод, железнодорожную ветку и автодороги. Воплощая инженерные решения градостроителей, заключенные создавали платформу для становления города [7]. ЯГРИНЛАГ просуществовал с апреля 1938 года по январь 1953-го. Число узников уже к октябрю 1938-го составляло 14 тысяч человек, а к концу года –28 тысяч [6, 7].

Проектирование завода и города при нем осуществлялось ведущими проектными организациями страны, объем проектных работ включал в себя несколько составляющих, в том числе непосредственное проектирование самого завода, жилого массива, источников энерго- и водоснабжения, телефонии, транспортной сети, подсобных предприятий.

Геологические изыскания и рабочие чертежи кессонов полушлюза были выполнены «Фундаментпроектом» (г. Москва) и под личным контролем академика Н. М. Герсеванова. Ведущими инженерами строительства были специалисты «Фундаментпроекта» А. М. Михальчук и П. Р. Тикунов. Ленинградское отделение «Гипромаша» проектировало технологический проект литейных цехов. Ленинградское отделение «Гипромеза» — проект прессово-термического цеха, ЦНИИ «Проектстальконструкция» (г. Москва) — проекты всех производственных помещений, решаемых в металле. Автором металлоконструкций был Н. П. Мельников [3]. Мастерская № 1 В. А. Веснина выполнила архитектурную часть проекта цехов завода, а также проекты всех объектов предзаводской площадки и здания заводоуправления. Большое участие в строительстве завода приняли руководитель мастерской В. А. Веснин и ведущие архитекторы С. В. Лященко, Е. Е. Вахтамеев и В. Ф. Капафатов [3].

Генплан завода безупречен даже с позиций настоящего времени, а строительство стало градообразующим, из поселка Судострой вырос город корабелов. Последующая планировка Молотовска, разработанная Ленгипрогором, явилась логическим продолжением идеи заводского генплана братьев Весниных.

Мастерская Виктора Веснина осуществляла общее руководство за архитектурным образом зданий, выдавала согласования строительных проектов, выполненных смежниками, она была центром, объединяющим отдельные элементы и этапы строительства в единый архитектурно-строительный комплекс. За качеством работ, цветом кирпича, выразительностью кладки стен зданий и цехов В. А. Веснин следил лично, проверяя кладку со строительных лесов. В работе учитывались не только техническо-экономические параметры, но также их социальные, функциональные и идейно-художественные составляющие проекта.

Рис. 2. Архитектурный образ эллинга А. Музей АО «ПО Севмаш»

Веснины решили многие конструктивные и архитектурные задачи в процессе строительства завода, создав заметный, и до сей поры архитектурно интересный, промышленный ансамбль. Архитекторами был разработан метод кладки с использованием анкеров, что «обеспечивало хорошее качество рисунков, и строгую вертикальность рядов».

В музее Севмашпредприятия сохранились уникальные чертежи и проектные решения Весниных, в которых отражены все архитектурные веяния эпохи конструктивизма (рис.2). Декоративность сооружениям завода придавала рельефная кладка с рустами, поясками, пилястрами. Для создания такой кладки архитекторы использовали выдвижение кирпича из плоскости стены зданий предзаводской площадки и заводоуправления, игра светотеней на выступающих элементах фасада придает сооружениям парадность и монументальность (рис.1).

Принцип ковровой кладки с орнаментами и декоративными панно использован Весниными на производственных зданиях предприятия. Рисунок составлен из повторяющихся геометрических фигур, мотивы которых взяты из народного творчества Русского Севера. Использование разной цветовой гаммы кирпича применено также и на декоративных панно, отражающих идейно-художественных аспекты того времени. Наряду с плоским орнаментом применяется рельефный декор, образованный выступающими из плоскости стены кирпичами. Объемная эмблема предприятия с флагами, якорями, звездами, украшенными символом СССР — серпом и молотом, дата строительства корпуса завода выполнены из цветного кирпича (рис.3).

Рис. 3. Декоративная кирпичная кладка и элементы оформления фасадов производственных корпусов, эллинг А. Фото 2000-х гг. Музей АО «ПО Севмаш»

На стенах производственных корпусов декоративный рисунок, углы сооружений оформлены цветной кирпичной рустовкой, плоскость полотна стен выложена объемными рельефными квадратами и ромбами. Кроме сложности кирпичной кладки промышленных зданий, оригинально оформлены оконные и дверные заполнения, а также ворота эллингов и шлюза.

Разновеликие прямоугольные окна сложной нарезки импостов и круглые окна, оформленные рельефными кирпичными украшениями, которые в купе с рельефными узорами из кирпича на стенах сооружений, сочетанием различных способов перевязки и оформления швов, объемными декоративными элементами якорей, флагов, звезд, выполненными из цветного и крашеного кирпича придают дополнительное очарование декорированию фасадов сооружений Весниных.

Все работы велись в сложных климатических условиях. Рожденный в окрестностях Николо-Корельского монастыря, на 85 % заболоченных территориях, город построен по новаторской технологии. Впервые в стране были смонтированы уникальные верфи закрытого типа — промышленные сооружения способные нести огромные нагрузки. «Вся площадка путём гидронамыва (нового тогда инженерного метода) поднята над уровнем моря» [7]. Со дна морского залива извлечено более 25 млн. тонн песка, забито 200 тысяч тридцатиметровых свай. Центр северного судостроения в границах своей территории стоит на искусственно созданной платформе, с едиными источниками энергетики и едиными коммуникациями. [5] Результатом работы градостроителей стал эстетически-ценный одновременно соответствующий своему функциональному назначению промышленный комплекс, где смело применены новые приемы, сочетание различных объемов, использование материалов. И как отмечают архангельские историки — здесь, на Севере, была рождена творческая лаборатория СССР, в которой отрабатывались новейшие технологии того времени [7; 8].

В настоящее время АО «Производственное объединение «Севмаш» является главным судостроительным предприятием страны, в его ведении находятся здания, имеющие историческую и архитектурную значимость не только для Русского Севера, но и всего мирового сообщества. Сооружения завода представляют огромную ценность, требуют бережного отношения и должны быть поставлены на государственную охрану.

В архитектурном образе предприятия проявились трезвость взглядов и рациональное мышление руководителя мастерской № 1 Виктора Веснина, его тонкий вкус и понимание конструктивно-технических вопросов позволили создать мощный градообразующий ансамбль, в архитектуре которого результативно проявилось творческое амплуа братьев Весниных.

Литература:

  1. Архангельский областной краеведческий музей (АОКМ). Научный архив. НФ № 12.
  2. Бронникова Е. П., Ефремова С. А. Архангельск — век минувший. — Архангельск: Правда Севера, 2009. — С. 190–191.
  3. Борисов А. А. История проектирования и строительства Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. Воспоминания. — СПб.: ОАО ЦТСС, 2011. — С. 24–29.
  4. Ильин М. А. Веснины. — М: изд-во АН СССР, 1960. — С. 10.
  5. К 75-летию «Севмаша», специальный выпуск. — Нижний Новгород: Риц — курьер медиа, 2014. — С. 4.
  6. Коротков О. Кадры решали всё, и в Судострое и в Молотовске // Корабел, 1999. 30 дек.
  7. Мельник Т. Ф. Ягринский ИТЛ в Молотовске // Каторга и ссылка на Севере России.– Архангельск: ПГУ, 2006. — Т. 2. — С. 216–224, 243–244.
  8. Степашкина В. Колыбель атомного флота // Поморская столица. — Архангельск, 2003. — № 8. — С. 26–28.
  9. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М.: Стройиздат, 1996. — Т. 1. — С. 370–371.
  10. Чередина И. С. Архитектор, который умел проектировать все / Вестник Российской академии наук. — 2007, — Т. 77, — № 4. — С. 347, 348.
Основные термины (генерируются автоматически): братьев Весниных, судостроительного завода, флагмана отечественного судостроения, архитекторов братьев Весниных, предзаводской площадки, промышленной архитектурой завода, тяжелой промышленности, проекта цехов завода, строительства судостроительного завода, строительстве судостроительного завода, строительство набережных завода, Фото 2000-х гг, процессе строительства завода, «мозговой центр» завода, Декоративность сооружениям завода, строительство завода, строительства корпуса завода, проектированию завода долгое, Генплан завода безупречен, секретностью завода.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос