Библиографическое описание:

Якуничева Е. Н., Новикова Л. Е., Липень Я. С. Визуальные технологии с интерактивной функцией [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 11-14.



В среде коммуникаций и технологий искусство ищет новые формы выражения. Для абстрактного искусства технологии — не столько новинка, сколько возможность сформировать в сознании зрителя представление о произведении. Kinect-технология — это технология интерактивного взаимодействия между программой и пользователем. Она способна предоставить исключительные возможности по управлению мультимедийными файлами без прикосновений к экрану.

Ключевые слова: медиаискусство, медиа-проект, цифровое искусство, нодовое программирование, Kinect-технология

Сейчас наступил век информационных технологий, в котором почти каждый человек не представляет себя без каких-либо технических средств, делающих его жизнь ярче и насыщеннее. Так применение мультимедиа технологий, например, в музеях, позволяет сделать их посещение намного интереснее и разнообразнее.

Медиаискусство — вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа-) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедийные технологии, интернет. Отдельные группы произведений часто характеризуют как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство» [1].

Искусство должно быть активным, ведь это форма выражения коллективного сознания, оно раскрывает понимание жизни вообще. И цифровое искусство, конечно, тоже. Цифровое искусство будет двигаться в сторону творческого взаимодействия в сети Интернет и персональной подписки на абстрактную графику. Возможно, расцвет ожидает алгоритмическое искусство, так как новое поколение художников и зрителей изначально находится в цифровой среде, умеет в той или иной степени программировать и готово воспринимать алгоритм как средство художественной выразительности [2].

Медиаискусство — это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий. Технологии лишь предлагают новые возможности.

Для создания медиа-проектов, в том числе и нашего проекта, используются программы, основанные на нодовом программировании. Данное программирование создаётся путём создания блоков, называемых нодами. Это не стандартное программирование в виде кода, а построение графических объектов и их модификаций.

Для создания проекта была выбрана программа TouchDesigner компании Derivative. «TouchDesigner — это платформа визуальной разработки, которая предоставляет инструменты, необходимые для создания потрясающих проектов в реальном времени, дающая возможность художникам и дизайнерам работать с материалами в открытой свободной среде. TouchDesigner — идеальное решение для интерактивных мультимедиапроектов, использующих видео, звук, трехмерную графику, ввод с помощью контроллеров, Интернет и базы данных, источники света DMX, датчики окружающей среды и вообще все, что только можно вообразить. Это мощная среда для смешения всех названных элементов бесконечным числом способов» [3].

На рис. 1 представлена копия экрана разрабатываемого проекта в программе TouchDesigner.

Рис. 1. Построение нод для двух персонажей через фильтрацию

С помощью этой программы можно создать различные проекты, такие как: Mapping, виртуальная реальность и Kinect-технология. На сегодняшний день для создания и реализации огромного многообразия экспозиций, выставочных мероприятий, презентаций для проведения аукционов применяется именно система Kinect. С ее помощью возможно управление видеоэкраном без прикосновений рук или специальных аксессуаров.

Kinect-технология использует информацию с наружных камер для быстрого анализа пространственного положения человеческой фигуры, после чего все данные передаются в компьютер. В результате, участнику мероприятия предоставляются возможности управления текстовыми составляющими презентации, а также видео- и фотоизображениями, трансляция которых ведется на установленном экране. Кроме того, предусмотрена возможность перелистывать страницы, горизонтально или вертикально смещать объекты, менять их масштаб и вращение.

Для осуществления руководства от человека требуется оставаться в одном конкретном секторе, из которого будет осуществляться взаимодействие с представленными на экране данными. Эта технология заинтересовывает зрителя и с помощью её можно шире раскрыть тему выставки. Плюсом этой интерактивной разработки является возможность вовлекать посетителей в сам процесс выставки.

Данный проект позволяют посетителям активно взаимодействовать с данной технологией, и тем самым получать соответствующую информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности.

Созданный Kinect-проект — это не просто контроллер, это технология, которая позволяет распознавать движения человека таким образом, что он может телом управлять программными процессами.

Для осуществления этого проекта использовались такие техническими средствами как:

– специализированная камера, оснащённая датчиками движения и камерой высокой четкости (в основе Kinect: два сенсора глубины, цветная видеокамера, объединенные со специальным аппаратным и программным обеспечением, которое способно выполнять распознавание движений тела в трехмерном пространстве);

– проектор, для проецирования результирующего изображения;

– компьютер, оснащённый драйверами и поддержкой данных устройств.

В основе проекта заложены созданные нами фигуры, которые в последствии путем наложения эффектов и применения различных функций создали образ для основы под Kinect. В заключительной стадии программирования был подключен драйвер Kinect и настроены его параметры для более точного проецирования нашей экспозиции.

С помощью функции трекинга, примененной в нашем проекте, Kinect способен распознать фигуры двух человек и отслеживать их движения (на основе 20 опорных точек-скелета).

В проекте были применены контрастные цвета, чтобы была более понятна создаваемая картина на экране, также сделаны плавные переходы объектов для утонченности и придания целостности картины.

Рис. 2. Проекция одного персонажа на экране

Рис. 3. Добавление ноды Kinect в цепь для визуализации проекта

Данный проект иллюстрирует и символизирует человека как часть технологии. В центре внимания на этой выставке — интерактив в чистом виде, взаимодействие как таковое. На первый взгляд кажется, что это простая и понятная вещь, но через взаимодействие проект оживает. Проект берет свое начало от концепции кибернетики, давая жизнь этому утопическому концептуальному пространству.

Это только первый этап проекта для будущей медиа-выставки, где будут применены и другие технологии, такие как mapping, 3D-инсталляции и виртуальная реальность. Проект был представлен на выставке визуального программирования в Санкт-Петербургском доме молодежи «Квадрат» 31 Марта 2017 года. На выставке можно было увидеть принцип работы проекта и понять, как он взаимодействует с людьми.

Литература:

  1. Медиаискусство. Википедия, свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиаискусство
  2. Багулин С. Г. Зачем нужен диджитл-арт / Interview. — 2016, № 41, С. 2–5.
  3. Программа TouchDesigner. Компания Derivative. https://www.derivative.ca
Основные термины (генерируются автоматически): Добавление ноды kinect, виртуальная реальность, система kinect, Kinect способен, драйвер kinect, основе kinect, вид искусства, помощью современных информационно-коммуникационных, технология интерактивного взаимодействия, сознании зрителя представление, проецирования результирующего изображения, путём создания блоков, абстрактного искусства технологии, принцип работы проекта, touchdesigner компании derivative, положения человеческой фигуры, бесконечным числом способов», применение мультимедиа технологий, выражения коллективного сознания, век информационных технологий.

Ключевые слова

медиаискусство, медиа-проект, цифровое искусство, нодовое программирование, Kinect-технология

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос