Увеличение грузоподъемности крана-манипулятора машины для сварки трубопроводов «АСТ-4-А» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лагерев, И. А. Увеличение грузоподъемности крана-манипулятора машины для сварки трубопроводов «АСТ-4-А» / И. А. Лагерев. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/2/12/ (дата обращения: 16.01.2025).

Объектом исследования является кран-манипулятор машины для сварки трубопроводов «АСТ-4-А» (рис. 1). На гусеничном шасси установлена электрическая станция, сварочное оборудование, сушильная камера и кран-манипулятор. Машина производится ЗАО «Дизель-Ремонт» (г. Брянск).


Рис.1. Машина для сварки трубопроводов «АСТ-4-А»

Кран-манипулятор с поворотной стрелой предназначен для подъема и перемещения палатки сварщика в зону сварки труб большого диаметра. Палатка сварщика накрывает стык и предотвращает вредное воздействие окружающей среды на сварной шов. На стреле манипулятора с помощью приварных скоб крепятся электрические кабели, соединяющие размещенные в кузове агрегата сварочные выпрямители и посты сварки, находящиеся в палатке. Металлоконструкция крана-манипулятора изготовлена из проката низколегированной стали 09Г2С (класс прочности 390 по ГОСТ 19281-89).

Цель исследования – разработка рекомендаций по увеличению номинальной грузоподъемности крана-манипулятора самоходной энергетической машины с 750 до 1500 кг. Это связано с внедрением новых палаток сварщика иностранного производства, имеющих удвоенную массу. Завод-изготовитель получил заказ на модернизацию ранее выпущенных машин «АСТ-4-А».

Приняты следующие условные обозначения элементов несущей конструкции крана-манипулятора: секция А – рукоять стрелы, на которой установлен грузоподъемный крюк; секция В – стрела; секция С – поворотная опора.

На первом этапе исследования разработана геометрическая твердотельная модель крана-манипулятора. Модель использована для построения топологии объекта при расчетах методом конечных элементов.

Методика расчета металлоконструкции крана-манипулятора повышенной грузоподъемности базируется на нормативном методе предельных состояний [1, 2].

Приняты следующие характерные периоды эксплуатации исследуемого крана-манипулятора:

  • расчетный случай I – рабочее состояние оборудования при нормальной (номинальной) нагрузке и нормальных (номинальных) скоростях механизмов движения – штатный режим работы;

  • расчетный случай II – рабочее состояние оборудования при максимальной рабочей и динамической нагрузке;

  • расчетный случай III – нерабочее состояние оборудования при максимальной нагрузке – максимальные нагрузки нерабочего состояния.

Для каждого расчетного случая выделены типовые последовательности движений, совершаемые механизмами крана-манипулятора:

а) подъем и опускание груза при неподвижной машине для сварки трубопроводов и неработающем механизме поворота крана-манипулятора;

b) разгон (торможение) механизма поворота с грузом на крюке крана-манипулятора при неподвижной машине для сварки трубопроводов и неработающих остальных механизмах движения;

c) разгон (торможение) машины для сварки трубопроводов при неработающих механизмах крана-манипулятора.

Перечень эксплуатационных нагрузок для расчета крана-манипулятора машины для сварки трубопроводов приведен в [2 – 4].

Несущая металлоконструкция крана-манипулятора рассчитана на прочность и жесткость методом конечных элементов. Расчет выполнен для следующих вариантов расположения секций А и В:

  • секция А расположена горизонтально, секция В находится в положении наибольшего подъема (1 вариант);

  • секция А находится в положении наибольшего опускания, секция В – в положении наибольшего подъема (2 вариант).

Для анализа результатов проведен дополнительный расчет конструкции при работе с первоначальным грузом 750 кг. В этом случае нагрузки заданы согласно комбинации IIa.

Несущая металлоконструкция крана-манипулятора является тонкостенной, поэтому для исследования ее напряженно-деформированного состояния использованы плоские конечные элементы, моделирующие поведение трехмерных пластин и оболочек. Размер конечного элемента равен 5 мм.

Конечноэлементные модели построены на основе геометрии, импортированной из пакета твердотельного моделирования. Исключены объекты, усложняющие модель, но существенно не влияющие на результаты расчета (технологические отверстия, недеформируемые элементы и т.д.). Созданные конечноэлементные модели проверены на правильность построения с помощью встроенных в МКЭ-пакет средств. Конечноэлементная сетка доработана в ручном режиме.

В результате расчета выявлены наиболее опасные зоны исходной металлоконструкции крана-манипулятора и наихудшие сочетания нагрузок при работе с грузом массой 1500 кг.

Напряжения в исходной металлоконструкции при повышении грузоподъемности с 750 до 1500 кг увеличиваются на 55…65%. Это объясняется тем, что при увеличении грузоподъемности растут только связанные с грузом нагрузки. В то же время собственный вес, инерционные и ветровые воздействия на металлоконструкцию не изменяются.

Наиболее опасным с точки зрения прочности является сочетание нагрузок IIa (II расчетный случай, последовательность движений a). Следует отметить, что возникающие в конструкции под действием сочетаний IIa, IIb и IIc напряжения отличаются мало (не более 5%). Напряжения для сочетания III ниже на 30…40% по сравнению с напряжениями для сочетания IIa.

Напряжения в секции А для второго варианта меньше на 40…60% по сравнению с напряжениями для первого варианта, в секциях В и С – больше на 20…30%.

К опасным зонам конструкции, в которых в первую очередь следует ожидать разрушения, относятся следующие:

  • секция А: верхний и нижний пояса, область перехода верхнего пояса к накладке, обечайка и боковая стенка раскоса крепления гидроцилиндра;

  • секция В: верхний и нижний пояса, боковина задней части, проушина крепления нижнего гидроцилиндра, проушина крепления гидроцилиндра;

  • секция С: внутренняя труба ниже проушины крепления гидроцилиндра, стык внешней трубы и бокового ребра, угол кронштейна.

Для обеспечения прочности и жесткости металлоконструкции необходимо усилить секции А и В. Секция С способна выдержать возросшую нагрузку. Кроме того, следует усилить все проушины крепления шарниров.

Подобраны варианты усиления металлоконструкции крана-манипулятора (рис. 2). Подана заявка на патент на полезную модель усиленного крана-манипулятора. Напряжения в опасных зонах усиленных элементов при грузоподъемности 1500 кг не превышают напряжения в исходной конструкции при грузоподъемности 750 кг.

а) б)

Рис. 2. Схемы усиления металлоконструкции:

а – секция А; б – секция В

Секция А по верхнему и нижнему поясам, обечайке, накладке и боковой стенке раскоса крепления гидроцилиндра усиляется стальными элементами толщиной 5 мм. Пояса секции В от проушин опирания на секцию С до проушин крепления верхнего гидроцилиндра усиляются накладками толщиной 10 мм, в головной части – накладками толщиной 5 мм. Боковая стенка секции В и проушины крепления нижнего гидроцилиндра усиляются листовыми элементами толщиной 5 мм.

Напряжения в стреле крана-манипулятора усиленной конструкции показаны на рис. 3.

а) б)

Рис. 3. Эквивалентные напряжения (МПа) в стреле усиленной конструкции:

а – секция А; б – секция В

Перемещения крюка усиленного крана-манипулятора при подъеме номинального груза на 2% меньше по сравнению с исходной конструкцией. Напряжения, действующие в конструкции после усиления, сопоставимы с первоначальными. Поэтому существующие ребра жесткости позволят избежать локальной потери устойчивости элементов. Таким образом, предлагаемые схемы усиления обеспечивают требуемую жесткость конструкции.

Дополнительно проведены расчеты крюка и его подвески в нелинейной постановке. Учитывалась геометрическая нелинейность, обусловленная контактным взаимодействием деталей конструкции. Наибольшие напряжения в секции А крана-манипулятора в области опирания втулки составляют 90…110 МПа, во втулке – 150…170 МПа, в грузовом крюке – 160..180 МПа. Таким образом, прочность грузозахватного органа обеспечена.

По итогам научно-исследовательской работы можно сделать вывод, что несущая металлоконструкция крана-манипулятора после усиления способна выдержать нагрузки при увеличении грузоподъемности с 750 до 1500 кг.


Литература:
  1. Соколов, С.А. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин / С.А. Соколов. – СПб.: Политехника, 2005. – 423 с.

  2. Лагерев, А.В. Модернизация крана-манипулятора самоходной энергетической машины АСТ-4-А / А.В. Лагерев, И.А. Лагерев, В.В. Говоров // Вестн. БГТУ. – 2010. – №4. – С. 59-66.

  3. Лагерев, А.В. Нагруженность подъемно-транспортной техники / А.В. Лагерев. – Брянск: БГТУ, 2010. – 180 с.

  4. EN 12999:2002. Cranes-Loader cranes. – Brusseles, 2002. – 96 p.

Основные термины (генерируются автоматически): секция А, сварка трубопроводов, секция В, III, напряжение, секция С, несущая металлоконструкция крана-манипулятора, нижний пояс, проушина крепления, исходная конструкция.

Похожие статьи

Усовершенствование режима работы насоса «НБ-32» для буровой установки УРБ-3А3

Автоматизированная система мониторинга ультразвукового контроля стенки трубы установке «Erot-170» в ТПЦ-3 ОАО «Волжский трубный завод»

Подбор технологических режимов работы экструдера марки ШТАК-80М ООО «Апрель»

Исследование и разработка системы вывешивания и горизонтирования платформы большой грузоподъемностью с использованием системы «СКИФ» и системы «СКАУТ»

Автоматизация системы управления процессом компримирования воздуха компрессором ЦК 135/8 и осушки его на установке БОВ1 типа DRE/E2000

Модернизация программного обеспечения стенда термографических испытаний технологического передела «Сборка холодильников» завода холодильников ООО «IHP Appliances»

Модернизация цеховой тележки для перемещения корпусов автосцепки

Разработка интерфейса программы измерения скорости движения макета спускаемого аппарата для стенда бросковых испытаний по теме «Луна-Глоб»

Изменение гидродинамики парового котла БКЗ — 75/39 и реконструкция хвостовых поверхностей нагрева

Разработка лабораторного стенда для изучения работы с модулями ввода-вывода промышленного контроллера на базе ПЛК-110

Похожие статьи

Усовершенствование режима работы насоса «НБ-32» для буровой установки УРБ-3А3

Автоматизированная система мониторинга ультразвукового контроля стенки трубы установке «Erot-170» в ТПЦ-3 ОАО «Волжский трубный завод»

Подбор технологических режимов работы экструдера марки ШТАК-80М ООО «Апрель»

Исследование и разработка системы вывешивания и горизонтирования платформы большой грузоподъемностью с использованием системы «СКИФ» и системы «СКАУТ»

Автоматизация системы управления процессом компримирования воздуха компрессором ЦК 135/8 и осушки его на установке БОВ1 типа DRE/E2000

Модернизация программного обеспечения стенда термографических испытаний технологического передела «Сборка холодильников» завода холодильников ООО «IHP Appliances»

Модернизация цеховой тележки для перемещения корпусов автосцепки

Разработка интерфейса программы измерения скорости движения макета спускаемого аппарата для стенда бросковых испытаний по теме «Луна-Глоб»

Изменение гидродинамики парового котла БКЗ — 75/39 и реконструкция хвостовых поверхностей нагрева

Разработка лабораторного стенда для изучения работы с модулями ввода-вывода промышленного контроллера на базе ПЛК-110