Техническая инновационика как теоретическая модель научного обеспечения производства локомотивов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воробьев, В. И. Техническая инновационика как теоретическая модель научного обеспечения производства локомотивов / В. И. Воробьев, Д. А. Бондаренко, Н. И. Товпеко. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/163/8812/ (дата обращения: 17.12.2024).

Трудности создания новых отечественных локомотивов (2ТЭ25К, ЭП10 и других) свидетельствуют о необходимости перехода от описательных теорий проектирования машин к единой объяснительной теории. Предлагается использовать теоретическую модель, названную технической инновационикой [1–4], структура которой представлена на схеме Рис.1.

Рис.1. Общая структура технической инновационики

 

Обобщение частных проблем, возникающих вследствие ошибок проектирования и случаев косности при создании новой техники, позволило определить общую проблемную ситуацию — чем больше степень новизны создаваемой машины, тем больше трудностей при ее создании, тем выше риск неудачи проекта, — и объект исследований — деятельность при проектировании новой техники. Теоретическая модель основана на базовых положениях, в соответствии с которыми проектирование рассматривается как информационная технология, обеспечивающая управление производством для выпуска новой продукции для достижения конкурентных преимуществ, в форме перехода от научных знаний к формализованным техническим решениям. В соответствии с этими положениями, в качестве основного объяснения причины ошибок проектирования назван невыявленный дефицит информации, отсюда косность рассматривается как стихийная реакция на возможность таких ошибок и роста риска срыва работы, а степень новизны машины определяется степенью дефицита информации, требуемой для создания проекта. Введено новое понятие унинформации — информационного описания тех количественных и качественных знаний, которых не хватает для работы над проектом, своевременное выявление унинформации позволяет определить объем необходимых исследований и избежать ошибок. Данная теоретическая модель позволяет прогнозировать, что решение поставленной Президентом РФ задачи снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции возможно только при условии решения следующих задач: непосредственной интеграции изобретательского творчества в процесс проектирования машин и освоения производством машин, повышения продуктивности инженерного анализа для еще не созданных машин в период проектирования последних и создания эффективных методов принятия решений в условиях недостатка информации, требуемой для создания новой машины.

Для решения этих задач на основе принятой теоретической модели созданы следующие методики:

-        общий метод синтеза алгоритмов решения изобретательских задач;

-        метод непараметрического прогнозирования развития конструктивных схем;

-        метод создания новых технических концепций;

-        метод синтеза новых методик эксперимента при недостатке опыта в требуемой области исследований;

-        метод анализа логики рационального выбора технических решений (анализ «know-why»);

-        вариант метода базовой точки для оптимизации тягового привода локомотива.

На основе указанных методик предложены новые конструкции, на ряд которых получены патенты на изобретения и полезные модели, или положительные решения.

Полученные результаты показывают практическую пригодность использования технической инновационики как теоретической модели научного обеспечения производства локомотивов.

 

Литература:

 

1.      Техническая инновационика. Методы изобретательского творчества: монография / [О. В. Измеров и др.]. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2011. — 149 с.

2.      Техническая инновационика. Проектирование конкурентоспособных машин: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. чл.-кор. Академии электротехн. наук Рос. Федерации, д-ра техн. наук, проф. А. С. Космодамианского. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 415 с.

3.      Техническая инновационика. Проблемы инженерного анализа технических систем: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. чл.-кор. Академии электротехн. наук Рос. Федерации, д-ра техн. наук, проф. А. С. Космодамианского. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 261 с.

4.      Техническая инновационика. Рациональный выбор технических решений при проектировании: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. О. В. Измерова. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 340 с.

Основные термины (генерируются автоматически): теоретическая модель, решение, создание новой.