Исследование эффективности использования биотоплива в дизельных двигателях
Авторы: Попов Константин Сергеевич, Юнусов Айдар Фенисович, Кашапов Ринат Расилевич, Никишин Вячеслав Николаевич
Рубрика: 7. Машиностроение
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 08.04.2015
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Попов, К. С. Исследование эффективности использования биотоплива в дизельных двигателях / К. С. Попов, А. Ф. Юнусов, Р. Р. Кашапов, В. Н. Никишин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/125/7870/ (дата обращения: 16.11.2024).
Введение.
«Во всем мире идут интенсивные исследования по поиску альтернативных источников энергии. Весьма привлекательным является использование метанола в качестве топлива для дизелей. Это объясняется наличием сырья, отлаженного производства и относительной дешевизной метанола. Если для бензиновых двигателей использование метанола как добавки к бензину (15 %) не представляет проблемы, то при использовании метанола в дизелях возникают трудности. Основная причина это то, что дизельное топливо без специальных присадок не смешивается с метанолом, что исключает его подачу в смеси с дизельным топливом в камеру сгорания.» [1].
Цель задачи и исследования.
- непосредственная подача во впускной патрубок;
- подача непосредственно в камеру сгорания.
- Проведение испытаний и выявление изменение показателей работы двигателя.
Основная часть.
Испытания проводились на двигателе КАМАЗ 8ЧН 120/130 объемом 11,67 л.
Была организована следующая подача топлива в двигатель (рис. 1).
Рис. 1. Схема двухтопливной системы топливоподачи в цилиндр дизеля (основное топливо — метанол, запальное топливо — ДТ): 1 — топливный бак для ДТ; 2 — топливопровод для ДТ; 3 — топливный насос для подачи ДТ; 4 — форсунка для подачи ДТ; 5 — цилиндр дизеля; 6 — топливный бак для метанола; 7 — топливопровод для метанола; 8 — топливный насос для метанола; 9 — форсунка для подачи метанола
Это позволяет при соответствующей разнице установочных углов опережения впрыскивания дизельного топлива и метанола подавать метанол в факел распыленного дизельного топлива и способствует лучшей организации воспламенения метанола в цилиндре.
«При работе на метаноле с воспламенением от запальной порции дизельного топлива снижается максимальное давление сгорания и жесткость процесса сгорания. Это объясняется тем, что метанол впрыскивается в уже горящий факел запального топлива и воспламеняется сразу же при соприкосновении с ним, сгорая постепенно по мере впрыскивания и поступления в цилиндр.» [2].
«Применение биодизельного топлива в сравнении с нефтяным дизельным топливом в полном жизненном цикле позволяет снизить расход невозобновляемых природных ресурсов на 55 — 65 %; уменьшить выбросы парниковых газов в 3,5—4,6 раза; снизить ущерб окружающей среде на 15—16 %; уменьшить затраты с учетом экологического ущерба на 40 %.В то же время применение биодизельного топлива связано с увеличением затрат энергии в полном жизненном цикле на 10—20 % по сравнению с дизельным топливом.» [2].
Для нормальной работы двигателя необходимо подавать не менее 10 % запальной дозы топлива. Это позволяет обеспечить экономию 80 % дизельного топлива.
При этом наблюдается снижение NOx в 3,25 раза и сажи на 38 %.
Была организована следующая подача воздуха в двигатель, так как это наиболее хорошо конструктивно реализуется на разрабатываемом дизельном двигателе. (рис. 2).
Рис. 2. Подача воздуха в двигатель
Способ обеспечивает подачу метанола через центрально расположенный многодырчатый распылитель при закрутке воздушного потока. В данном случае обеспечивается снижение максимального давления сгорания, NOx , CO и CH.
Содержание метанола в метаноло-дизельной эмульсии не должно превышать 25 % объема с целью обеспечения нормальной долговечности работы двигателя.
Следует отметить, что должен использоваться обезвоженный метанол и учитываться, что со временем происходит поглощение влаги из атмосферы, что приводит к расслоению смесей.
Таблица 1
Результаты испытаний спиртов на дизеле 8ЧН 120/130
Как и следовало ожидать, добавка к дизельному топливу энергоносителя с меньшей теплотой сгорания увеличила расход топливной смеси. Однако не в том отношении, в каком уменьшилась ее расчетная Qн. Последнее объясняется эффектом утилизации теплоты и улучшением организации процесса сгорания, увеличением его термического и индикаторного КПД, уменьшением индикаторного расхода энергоносителя. Жесткость работы сохранялась при первоначальном незначительном увеличение скорости нарастания давления и неизменном положении точки максимального давления по углу поворота коленчатого вала. Концентрация сажи при добавлении 50 % метанола снизилась в 3 раза, расход ДТ в среднем на 20 %, в 3–4 раза CH при некотором росте CO. Выбросы NOx, по мнению авторов, не изменились.
При таком способе реализации питания двигателя и применении метаноло-дизельной смеси ( в соотношении 90:10) были достигнуты следующие эффективные показатели:
Ne max = 223,6 (кВт) — Максимальная эффективная мощность при nN = 1900 мин-1.
Me max =1334,4 (Н×м) — Максимальный эффективный крутящий момент при nM = 1200 мин-1.
Pe max = 1,425 (МПа) — Максимальное эффективное давление при nM = 1200 мин-1.
ge min = 233,7 (г/кВт×ч) — минимальный удельный эффективный расход топлива при nM = 1200 мин-1.
Литература:
1. Звонов В.А., Козлов А.В., Кутенев В.Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. М.: НАМИ, 2001, 248 с.
2. Звонов В.А., Козлов А.В., Теренченко А.С. Методика оценки эффективности применения альтернативных топлив на автотранспорте в полном жизненном цикле. Сб. науч. тр. Моск. семинара по газохимии 2004—2005. М.: ФГУП Изд- во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006, с. 114—129.