Библиографическое описание:

Демидова Ю. М., Капралова М. А. Совершенствование систем пожарной безопасности в учебных заведениях РФ [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 109-113.

В работе представлены результаты исследований пожарной экспертизы, результаты численных и натуральных исследований учебной эвакуации, предложены решения по совершенствованию пожарной безопасности университета.

Ключевые слова: система пожарной безопасности, пожарный риск, скорость потока, нормативное время эвакуации.

 

Объект исследования — Сибирский государственный университет путей сообщения.

Цель исследования — разработка мероприятий по усовершенствованию пожарной безопасности СГУПС и устранение выявленных нарушений.

Одной из важных и актуальных проблем является предотвращение несчастных случаев связанных с пожарами в учебных заведениях. Пожар в Московском институте государственного и корпоративного управления, унёс жизни 10 человек. Причиной трагедии стала старая электропроводка, ни разу не заменявшаяся целиком за 70-лет. Шестерых погибших нашли у заблокированного запасного выхода. Дважды горели общежития Российского университета дружбы народов, в последнем пожаре погибли 44 человека, пострадали более 170. Одним из пунктов обвинения было то, что администрация вуза не установила в помещениях общежития пожарную сигнализацию.

Задачи:

1.      Проведение пожарной экспертизы СГУПС на основании Постановления правительства РФ № 390 «Правила противопожарного режима РФ» от 25 апреля 2012 г. и др. действующей нормативно-правовой базы.

2.      Проведение исследования движения людских потоков СГУПС (численное моделирование и натуральные исследования при учебной эвакуации университета)

Проанализировав статистику все проблемы пожарной безопасности были разделены на 3 блока: проектирование и перепланировка, эвакуация и экспертиза (Рис.1)

Рис.1. Проблемы пожарной безопасности

 

1.      Проектирование и перепланировка

1.1.  Важной проблемой университета является переполненность учебных корпусов.

В СГУПСе существует Культурно Досуговый Центр, который занимает площади главного корпуса университета. В условиях дефицита учебных площадей было предложено рассмотреть вопрос о возможности надстройки 3го этажа здания столовой «Журавушка», с последующим переносом КДЦ. Под руководством сотрудников лаборатории проводится техническая экспертиза здания столовой.

1.2.  Согласно требованиям, на путях эвакуации не должно быть препятствий, таких как турникеты, паласы должны быть прикреплены к полу. [1, с.6] Демонтаж турникетов и закрепление паласов позволит увеличить скорость движения потоков при эвакуации и уменьшить количество травмоопасных ситуаций.

1.3.  В рамках пожарных учений установлено, что у большинства предоставленных огнетушителей срок годности закончился около 10 лет назад. Из 25 огнетушителей 10 оказались неэффективны, еще часть из них обладает обратным действием — вместо тушащего вещества из них выделяется кислород, который усиливает пламя. У двух огнетушителей при использовании отлетели раструбы, что представляет серьезную угрозу жизни. Важно подчеркнуть, что данные огнетушители находились в складе ГСМ, где помимо топлива, расположены автомобили и техника. Недопустимо хранение и использование неисправных огнетушителей.

2.      Эвакуация

2.1.  В течении трех последних лет во время эвакуации на каждый выход назначались наблюдатели, производившие видеосъемку и заносившие данные в протоколы. К проведению учебной тревоги были привлечены 16 проинструктированных и подготовленных наблюдателей — студентов факультета ПГС. У каждого выхода велось видео-фото наблюдение и составления протоколов исследования, представленных на рисунке 2.

протокол исследований

Рис.2. Протокол исследований

 

Данные по количеству эвакуированных людей по каждому выходу представлены на рис.3. Анализируя потоки — лабораторный корпус переполнен.

Рис. 3. Количество эвакуированных людей

 

Для научного подтверждения проводились теоретические расчеты времени эвакуации. Объем здания: V = 132*18*22=52 300 м3. Степень огнестойкости I, II. Расчётное время эвакуации оказалось почти в 2 раза больше нормативного.

Рис. 4. Первый и четвертый этажи лабораторного корпуса СГУПС

 

 

Для расчета практического времени эвакуации устанавливались метки на стенах, расстояние между которыми 2 метра, и рассчитывались скорости потока. Скорость оказалась неоднородной и низкой.

Нормативное время эвакуации: 2,5 мин. [2, п.13, п.25] Расчётное время эвакуации: 4,64 мин. Практическое время эвакуации составило 9 минут.

2.2 Были проведены расчеты пожарного риска в лабораторном корпусе, которые показали, что индивидуальный пожарный риск не отвечает требуемому.

 

Рис. 5. Расчётный участок лабораторного корпуса

 

2.2.  При эвакуации скорость движения потока уменьшается, если вторые створки дверей в переходах между корпусами закрыты. Открыть их сложно, из-за высоты расположения шпингалетов. Предлагается демонтировать верхние шпингалеты или адаптировать их к среднему росту человека.

2.3.  На некоторых дверях эвакуационных выходов установлены замки (выходы 1 и 1а, рис.6).Заблокированные двери невозможно открыть изнутри, возле них собираются толпы студентов, которые вынуждены искать другие пути эвакуации. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. [1, с.5] Предлагается демонтаж замков и установка легкооткрывающихся изнутри затворов.

2.4.  Для рационального распределения потоков студентов в сторону ближайшего эвакуационного выхода необходимо добавить указатели движения, потому что некоторые направляющие таблички вводят студентов в заблуждение и приводят в тупики.

2.5.  При пожаре, в условиях недостаточной освещенности при задымлении, будет плохо видно направляющие таблички. Предлагается сделать таблички, планы маршрутов эвакуации, аварийные выходы из фотолюминесцентных материалов.

Был проведен социологический опрос на тему: Знаете ли вы для чего дымоотсечные двери и умеете ли вы ими пользоваться? По результатам опроса было установлено: 15 %-знаю, умею; 25 %-знаю, но возникают проблемы; 60 %-не знаю. Затем добровольцам было предложено открыть дымоотсечные двери. Это оказалось затруднительно и потрачено много времени. Для решения этой проблемы разработаны простые схематичные инструкции (рис. 6) в виде табличек и установлены на каждую дымоотсечную дверь около механизма открытия, что позволяет сократить время эвакуации.

Рис.6. Схема механизма открытия дымоотсечной двери

 

2.6.  Одной из самых важных проблем в университете и грубейшим нарушением правил пожарной безопасности является неисправная система автоматического открывания эвакуационных дверей при пожаре (5,6,7 выходы, рис.6)

Двери, не открывшиеся автоматически, вынуждены открывать сотрудники охраны, что приводит к столпотворению и давке у выходов.

Презентация23

Рис.7. Схема основных и запасных действующих выходов корпусов СГУПС

 

Также охранники открывают некоторые эвакуационные двери заранее на 5–20 минут. Такими действиями эффективность учебной эвакуации сводится к нулю, так как становится невозможным проверка автоматического открывания эвакуационных дверей.

2.7.  В планах эвакуации, расположенных на каждом этаже, не отмечено места размещения самого плана в здании, что создает трудности при ориентировании в здании при пожаре. Предлагается дополнить планы этими отметками.

3.      Экспертиза

По результатам проведения пожарной экспертизы СГУПС выявлено множество нарушений и сделан вывод, что либо экспертиза пожарным надзором проводится недобросовестно, либо администрация ВУЗа не реагирует на замечания.

Статья будет направлена в качестве рекомендаций в администрацию СГУПС и планируется активное участие в осуществлении предложенных решений проблем.

 

Литература:

 

1.       Постановление Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме».- 2012. N 19. — ст. 2415.

2.       ГОСТ Р 12.3.047–2012 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля. — 2012. — ст.77.

Основные термины (генерируются автоматически): пожарной безопасности, учебной эвакуации, пожарной экспертизы, учебной эвакуации университета, исследований учебной эвакуации, пожарной экспертизы СГУПС, путях эвакуации, эвакуации скорость движения, эффективность учебной эвакуации, планы маршрутов эвакуации, В планах эвакуации, пути эвакуации, дверях эвакуационных выходов, пожарной безопасности СГУПС, пожарной безопасности университета, система пожарной безопасности, систем пожарной безопасности, проблемы пожарной безопасности, Проблемы пожарной безопасности, Проведение пожарной экспертизы.

Ключевые слова

система пожарной безопасности, пожарный риск, скорость потока, нормативное время эвакуации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос