Как и любой текст, поэзия рока характеризуется присущей каждой совокупности словесных единиц мозаичностью, которая, по словам Б. М. Гаспарова возникает при интерпретации любого текста, «деконструируя» его [2, с. 226]. Текст есть воплощение неотвратимой множественности: это, по словам Гаспарова, не сосуществование значений, но переход, пересечение, вследствие которых текст не нуждается в интеграции, а наоборот — во взрывании.
Цель данного исследования — представление основных мотивов в лирике Ильи Кормильцева — «одного из старейших членов Наутилуса Помпилиуса, автора большей части текстов» [4, с. 322]. 1985 год стал для него значимым, именно тогда он встречает Вячеслава Бутусова, с которым его объединит работа в общей группе. В середине 80-х Кормильцев становится видной фигурой в свердловских музыкальных кругах, участвуя в создании свердловского рок-клуба.
«Илья Кормильцев — самый эрудированный член коллектива: нет такой темы, в которой он бы не разбирался — от химии до космических технологий. Как любой великий русский поэт, эмоционален, раним и неуравновешен. Всю жизнь стремиться скрыться на необитаемом острове и там писать стихи. Но даже на острове он будет знать, сколько компакт-дисков группы продано на настоящий момент» [4, с. 324].
Рассматривая сказочность как важный элемент поэзии Ильи Кормильцева, мы можем выделить использование метафоричного языка, ярких образов и аллегорий. Мифологические и фольклорные мотивы, которые Кормильцев включает в свои произведения, создают атмосферу таинственности и грани между реальностью и фантазией. Поэт соединяет повседневность с элементами магии, что придаёт глубину и многозначность его текстам. Также уделяется внимание символам и скрытым значениям, которые делают его поэзию многослойной, позволяя читателю интерпретировать её под разными углами. Сказочность становится инструментом для создания уникальной поэтической реальности, вызывая у читателя разнообразные эмоции и размышления.
К сказочному миру мы можем отнести третью песню Кормильцева, написанную для Наутилуса, «про девочку и фотографию известного французского киноактера» [5, с. 29]:
Первый опыт борьбы против потных рук
Приходит всегда слишком рано.
Любовь — это только лицо на стене.
Любовь — это взгляд с экрана («Взгляд с экрана», [1, c. 201]).
Героиня этого стихотворения живет ирреальном мире, она влюблена Алена Делона, который «говорит по-французски». Его образ отличен от молодых людей, находящихся с нею рядом:
Соседи по подъезду
Парни с прыщавой совестью («Взгляд с экрана», [1, c. 201]).
Героиню окружают самые обычные мужчины простого провинциального городка. Не самые красивые, не самые романтичные, и уж точно не ищущие большой и искренней любви, но именно это она находит в «лице на стене». Ален Делон отличается от местных парней:
Ален Делон говорит по-французски,
Ален Делон, Ален Делон не пьёт одеколон.
Ален Делон, Ален Делон пьёт двойной бурбон
(«Взгляд с экрана», [1, c. 202]).
Противопоставляя бурбон одеколону, Кормильцев стремится показать, как отличается тот, кем восхищается лирическая героиня, от тех, кто ее окружает.
Сказочный и фантастический код мы встречаем в окончании стихотворения:
А дома совсем другое кино:
Она смотрит в его глаза,
И фантазии входят в лоно любви
Сильней, чем все те, кто узнают её («Взгляд с экрана», [1, c. 202]).
Лоно любви становится своего рода кодом, концептом желания героини, ее ухода от мира реальных мужчин к предмету ее воздыхания — фотографии Алена Делона.
Творчество Ильи Кормильцева представляет собой уникальный синтез музыкального и поэтического искусства, в котором религиозные мотивы играют ключевую роль. В условиях постсоветского общества, переживающего глубокие изменения и кризисы, Кормильцев обращается к вопросам веры, духовности и поиска смысла жизни. Его произведения насыщены православно-христианскими темами, которые он переосмысляет и адаптирует к современным реалиям, создавая тем самым особую поэтическую среду, в которой светское и духовное находятся в постоянном диалоге.
Песня «Прогулки по воде» группы пронизана философским смыслом, который многослоен и многозначен. Основные темы произведения: самопожертвование, мечты и их реализация. Название песни отсылает к библейским мотивам, что задает общий контекст для интерпретации произведения. Текст песни выражает поиски смысла существования и глубокие личные переживания, что делает его универсальным. Литературные приемы и метафоры, использованные Кормильцевым, раскрывают внутренний мир человека и его стремление к самореализации, позволяя каждому слушателю увидеть отражение своих собственных эмоций. Это произведение становится не только музыкальным произведением, но и глубоким философским размышлением о жизни и человеческих ценностях.
В основе песни лежит история знакомства апостола Андрея, (тогда ещё простого рыбака) и Иисуса Христа. Андрей был первым апостолом Иисуса (поэтому его называют Первозванный) и единственным из его приспешников, погибшим также как учитель — посредством распятия на кресте, поэтому далее идут такие слова:
Видишь там, на горе, возвышается крест
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нём
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной
(«Прогулки по воде», [1, c. 268])!
Крест — это код, которых характеризует веру людей в Бога, ему они поклоняются. Не даром в священном писании говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (по [3]).
Как и многие поэты 80–90-х годов Илья Кормильцев обращался к темам, связанным с преобразованиями в общественной и государственной жизни страны. В одном из своих стихотворений Кормильцев изображает мир, подобный Оруэлловскому «1984».
Смысл текста заключается в полном повиновении государству, никто из членов общества не может даже повернуть голову, так как все они «скованы одной цепью, связаны одной целью»:
И я держу равнение, даже целуясь
На скованных одной цепью
(«Скованные одной цепью», [1, c. 278])
Общество, показанное в тексте Кормильцева, готово отказаться от людей, которые могли бы противостоять режиму: « Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц » («Скованные одной цепью», [1, c. 278]).
Орел — вольная птица, которая истребляет крыс, змей, т. е. они сброшены с должностей за моральный облик и стремление изменить окружающую действительность. На высокие должности ставят «бройлерных куриц», которые выращены искусственным путем. Они необходимы лишь для одного — это мясо, которое можно съесть, к тому же, в отличии от орла, она не умеет летать.
В своем творчестве Илья Кормильцев отражает общественные изменения, протестные настроения и внутренние переживания людей. Рассматривая его произведения, мы можем выделить темы социальной справедливости, свободы слова и противостояния власти.
В песне «Скованные одной цепью» автор стремился показать общество без свободы слова, без стремления бороться за собственную независимость. Этот текст — своего рода культурный код, который отображает беспомощность человеческого существования в тоталитарном обществе.
Кормильцев в своих произведениях изображал и реальный мир, который его окружал, чаще всего это происходило через иносказание и метафору. Пример — стихотворение «Черные птицы [1, c. 291].
Кормильцев исследует страх перед неизбежностью, приближающейся бедой и смертью, используя символику черных птиц как вестников страшных событий. Стихотворение отличается многоуровневой структурой, в которой формальный, семантический и метатекстуальный уровни объединяются для передачи глубоких философских и метафизических размышлений о человеческом существовании. Подробно рассматриваются диалогичность языка и важные образы текста, а также влияние творчества Тарковского на восприятие жертвоприношения.
Черные птицы являются олицетворением:
– Чёрные птицы — это нечистые силы, которые покушаются на человеческую душу:
Черные птицы из детских глаз
Выклюют черным клювом алмаз
Алмаз унесут в чёрных когтях,
Оставив в глазах чёрный угольный страх [1, c. 291].
– Чёрные вороны — учителя и советчики героя, его проводники по жизненному пути:
Нам не нужно твоё царство,
Нам не нужно твоё царство
И корона твоя из клёна [1, c. 292].
– Чёрные птицы — это ночные кошмары, которые могут забрать у человека спокойную жизнь и общение с родными:
Чёрные птицы — кошмарные сны.
Кружатся, кружатся всю ночь
Ищут повсюду мою дочь [1, c. 291].
– Чёрные птицы — это карма, которая накажет всех, кто был нечист и грешен в прошлом:
Нам уже не нужны глаза твои,
Побывали уже в глазах твоих
И всё, что нам нужно, взяли [1, c. 292].
Песня «Черные птицы» представляет собой глубокое художественное произведение, в которое вложены различные смысловые и эмоциональные оттенки. Через текст и музыкальное оформление автор передаёт читателю свои размышления о жизни, утраченных мечтах и поисках светлых моментов в мрачных реальностях.
Черные птицы могут олицетворять негативные аспекты жизни, однако их присутствие в произведении способствует созданию контраста с моментами надежды, которые также упоминаются в тексте. Природные метафоры напоминают о неизбежности утрат и о том, что жизнь полна перемен, где светлые моменты соседствуют с тёмными.
Музыкально «Черные птицы» представляют собой мелодичную и глубоко эмоциональную композицию. Звучание часто подчеркивает текстовую составляющую, создавая атмосферу меланхолии и размышлений. Инструментовка включает в себя как акустические, так и электрические элементы, что делает музыку более насыщенной и многогранной.
Таким образом, рок-поэзия представляет собой синтез музыки и литературы — объединение двух мощных форм самовыражения. Музыка и литература, обладая своими уникальными языками, могут создавать глубокие и многослойные произведения, которые затрагивают эмоциональную и интеллектуальную сферу человека.
Литература:
- И. К. Кормильцев И. В. Введение в наутилусоведение. Книга 3. Эта музыка будет вечной. М.: ТЕРРА, 1997. С. 191–316.
- Гаспаров Б. М. В поисках — другого. Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов. М: Школа. Языки русской культуры, 1998. 226 с.
- Гриценко В. К. Цитаты из Библии. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty-iz-biblii/251 (дата обращения: 23.10.2025).
- Пинич В. Введение в Наутилусоведение. М.: ТЕРРА, 1997. 400 с.
- Прохня Л. Достоверное описание жизни и превращений Nautilus’a из Pompilius’a. // Введение в Наутилусоведение. М.: ТЕРРА, 1997. С. 7–84.
- Прохня Л., Кушнир А., Кормильцев И., Бутусов В., Сурова О., Пинич В. Введение в наутилусоведение. М.:ТЕРРА, 1997. 400с.

