Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль когнитивных факторов в генезе тревожных состояний, индуцированных активностью в социальных сетях, в студенческой среде

23. Психология
1
Поделиться
Аннотация
Настоящая работа представляет собой обобщенные результаты эмпирического изыскания, посвященного анализу роли социальных сетей как провоцирующего фактора в формировании тревожной симптоматики у студентов. Цель исследования была сосредоточена на определении корреляционных зависимостей между экстенсивностью и модальностью использования социальных сетей, выраженностью ситуативной и личностной тревоги, а также на идентификации медиативной функции когнитивно-аффективных искажений. В рамках изыскания была задействована выборка из 127 респондентов студенческого возраста (18–25 лет). Методический инструментарий включил: Шкалу реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина, опросник «Страх пропустить значимое событие» (FOMO), авторскую анкету для оценки интенсивности и характера использования социальных сетей, а также инструмент для диагностики когнитивных деформаций в цифровом контексте. Аналитическая стратегия основывалась на использовании описательной статистики, корреляционного анализа, и множественного регрессионного анализа. Эмпирические данные засвидетельствовали прямую корреляционную зависимость умеренной силы между временным инвестированием в социальные сети и уровнем реактивной тревоги (r=0,47, p<0,01). Установлена зависимость между тревожной симптоматикой и феноменом «восходящего социального сравнения» (r=0,61, p<0,01), а также страхом оказаться за пределами значимых событий (r=0,52, p<0,01). С помощью регрессионного моделирования была подтверждена ключевая медиативная роль когнитивных искажений, ассоциированных с перцепцией цифрового контента, в комплексе взаимосвязей между активностью в социальных медиа и тревогой. Полученные результаты расширяют понимание психологических детерминант генеза тревожных состояний в условиях цифровизации и релевантны для прикладной деятельности клинических психологов в разработке профилактических и коррекционных программ, а также для разработки и культивации практик цифровой гигиены в когорте представителей поколения Z.
Библиографическое описание
Тиунова, Я. В. Роль когнитивных факторов в генезе тревожных состояний, индуцированных активностью в социальных сетях, в студенческой среде / Я. В. Тиунова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19124.


This paper summarizes the results of an empirical study analyzing the role of social media as a trigger factor in the development of anxiety symptoms in students. The research design focused on verifying correlations between the extensiveness and modality of social media use, the severity of situational and personal anxiety, and identifying the mediating function of cognitive-affective biases. A sample of 127 student-aged respondents (18–25 years) was used in the study. The methodological arsenal included: the Reactive and Personal Anxiety Scale by C. D. Spielberger and Yu.L. Khanin, the Fear of Missing Out (FOMO) questionnaire, an original questionnaire for assessing the intensity and nature of social media use, and a tool for diagnosing cognitive deformations in the digital context. The analytical strategy was based on the use of descriptive statistics, correlation analysis (Pearson), and multiple regression analysis. Empirical data demonstrated a direct correlation of moderate strength between time investment in social media and the level of reactive anxiety (r=0.47, p<0.01). A pronounced congruence was established between anxiety symptoms and the phenomenon of «upward social comparison» (r=0.61, p<0.01), as well as the fear of being left out of significant events (r=0.52, p<0.01). Regression modeling confirmed the key mediating role of cognitive biases associated with the perception of digital content in the complex relationship between social media activity and anxiety. The findings contribute to our understanding of the psychological determinants of anxiety in the context of digitalization and are relevant for clinical psychologists in developing preventive and intervention programs, as well as for cultivating digital hygiene practices in Generation Z.

Keywords: social media, anxiety, college students, digital environment, FOMO, cognitive biases, mental health.

Актуальность

Современный социальный мир находится в тотальной трансформации под влиянием процессов цифровизации, где социальные сети приобретают статус неотъемлемого элемента повседневной жизни, в особенности для молодежной когорты. Выполняя функции социального взаимодействия, информационного обмена и идентификационной презентации, цифровые платформы параллельно конституируются в качестве мощного предиктора психоэмоционального благополучия пользователей. В научном поле клинико-психологического профиля все чаще встречаются указания на возрастание уровня тревожности, депрессивной симптоматики и редукцию самооценочных показателей среди пользователей цифрового пространства. Особую релевантность данная проблематика обретает в контексте студенческой среды, для которой типичны такие характеристики, как перманентная академическая нагрузка, социально-экономическая лабильность, интеграция интернет-ресурсов и сложный процесс профессиональной идентичности. Студенчество, как особая социально-демографическая группа, демонстрирует повышенную уязвимость к возникновению ситуативной тревоги, вызванной академическим стрессом, при этом социальные сети могут выступать не только в роли компенсаторного ресурса, но и в качестве аддитивного стресс-фактора. В этой связи, исследование специфики связей между активностью в социальных сетях и уровнем тревожности, а также выявление системы опосредующих психологических переменных (спектр когнитивных искажений, индивидуальный паттерн использования) является императивом для конструирования научно-обоснованных интервенций, профилактики ментальных расстройств и формирования цифровой культуры.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 127 студентов (74 особы женского пола и 53 — мужского) в возрасте 18–25 лет (средний возраст = 20,8 ± 1,7 года), проходящих обучение на различных факультетах Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова. Критерии инклюзии: предоставление информированного добровольного согласия, принадлежность к указанной возрастной категории, ежедневная активность не менее чем в одной социальной сети. Критерием эксклюзии выступало наличие верифицированного диагноза из спектра тревожных или аффективных расстройств.

Методическое обеспечение.

  1. Апробированный русскоязычный вариант опросника Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, предназначенный для дифференцированной оценки ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности.
  2. Специально разработанный анкетный инструментарий для анализа поведенческих паттернов в социальных сетях, содержащий вопросы о среднесуточном временном инвестировании, предпочитаемых цифровых платформах (Instagram, VK, TikTok, YouTube) и спектре субъективных переживаний, ассоциированных с их использованием (переживание зависти, фрустрации, компульсивная проверка уведомлений, ведущие поведенческие мотивы).
  3. Валидизированная русскоязычная версия Шкалы страха пропустить важное событие (Fear of Missing Out, FOMO Scale) [5]. Данный инструмент состоит из 10 пунктов, оцениваемых респондентами по 5-балльной шкале Ликерта.
  4. Модифицированная методика диагностики когнитивных искажений в цифровой среде [2], ориентированная на выявление склонности к таким дезадаптивным когнитивным шаблонам, как катастрофизация, дихотомическое мышление, персонализация, а также — что представляет наибольший интерес — к осуществлению социальных сравнений по векторам «вверх» и «вниз».

Исследование

Реализация эмпирической фазы исследования была осуществлена в апреле-мае 2025 года в смешанном формате (очно и онлайн) с применением цифровых анкет. Статистическая обработка эмпирических данных производилась в программной среде SPSS Statistics 26.0 с привлечением методов дескриптивной статистики (расчет средних величин и стандартного отклонения), корреляционного анализа Пирсона для установления сил и направлений связей между переменными, а также множественного регрессионного анализа с целью верификации предикторов уровня тревожности.

Средний показатель временных затрат респондентов на активность в социальных сетях достиг 4 ± 1 часа в сутки. В рейтинге предпочтений цифровых платформ доминирующие позиции заняли Instagram (89 % респондентов) (запрещенная социальная сеть на территории РФ) и VK (81 %), в то время как платформа TikTok продемонстрировала наивысшие показатели пользовательской вовлеченности (средняя продолжительность одной сессии — 45 минут). Повышенный и высокий уровень ситуативной тревожности (СТ > 45 баллов) был идентифицирован у 68 % опрошенных, тогда как личностная тревожность превышала нормативные значения у 44 % выборки (ЛТ > 45 баллов). Средний балл по шкале FOMA составил 3,4 ± 0,9 из 5 возможных, что указывает на значительную распространенность данного феномена в исследуемой популяции.

В процессе кластеризации данных были эмпирически выделены три основных стиля взаимодействия с социальными сетями:

  1. Конструктивно-продуктивный (25 %): генерация оригинального контента, установление и поддержание социальных и профессиональных связей, целенаправленный поиск информации в образовательных и карьерных целях.
  2. Рецептивно-пассивный (55 %): скроллинг новостной ленты, пассивное потребление пользовательского контента (сторис, публикации), ознакомление с развлекательными и новостными материалами без активной обратной связи.
  3. Компульсивно-реактивный (20 %): систематическая, навязчивая проверка уведомлений, персистирующее обновление ленты, выраженный аффективный дискомфорт в ситуации ограничения доступа к цифровым платформам.

Максимальные количественные показатели ситуативной тревожности и FOMO были зафиксированы в группе с компульсивно-реактивным стилем использования.

Реализация корреляционного анализа позволила верифицировать статистически значимые прямые связи между анализируемыми параметрами (Таблица 1).

Таблица 1

Матрица корреляционных связей параметров использования социальных сетей с уровнями ситуативной и личностной тревожности (n=127)

Параметр

Ситуативная тревожность (r)

Личностная тревожность (r)

Временные затраты (часы/день)

0,47

0,32

Индекс FOMO

0,52

0,41

Уровень upward comparison

0,61

0,38

Выраженность катастрофизации

0,49

0,45

p < 0,05; p < 0,01

Как наглядно демонстрирует таблица, наиболее тесная положительная связь наблюдается между показателями ситуативной тревожности и склонностью к реализации восходящего социального сравнения (upward comparison). Смысл данного феномена заключается в устойчивой тенденции индивида к постоянному сравниванию с референтными другими, которые воспринимаются как превосходящие по ключевым параметрам (внешняя привлекательность, социальный статус, карьерные достижения, качество межличностных отношений и пр.). Перманентная экспозиция к curated perfection — курируемому и искусственно сконструированному «совершенству» в цифровых профилях — инициирует формирование дезадаптивных когнитивных схем, центрированных вокруг идеи собственной несостоятельности, что катализирует усиление тревожной симптоматики.

С целью идентификации предикторных переменных уровня ситуативной тревожности был задействован метод множественной регрессии. В рамках построенной модели зависимой переменной выступил показатель ситуативной тревожности, а предикторным блоком — следующие переменные: длительность использования социальных сетей, выраженность синдрома FOMO, интенсивность тенденции к восходящему социальному сравнению и склонность к катастрофизации.

Результирующая регрессионная модель обладает статистической значимостью (F(4, 122) = 23,15, p < 0,001), а ее объяснительная способность составила 43 % дисперсии зависимой переменной (R² = 0,43). Анализ стандартизированных бета-коэффициентов (β) выявил, что максимальный вклад в предсказание уровня тревожности вносит переменная «восходящее социальное сравнение» (β = 0,38, p < 0,001). На второй позиции по силе воздействия располагается «катастрофизация» (β = 0,29, p < 0,01), следом за ней — «FOMO» (β = 0,24, p < 0,05).

Примечательным является тот факт, что переменная «временные затраты на социальные сети» не была инкорпорирована в финальную регрессионную модель в качестве значимого предиктора. Это эмпирическое наблюдение позволяет сделать вывод о не прямом, а опосредованном характере ее влияния на тревожность, которое реализуется через активизацию специфического комплекса когнитивных искажений. Следовательно, детерминантой возникновения тревожных состояний выступает не столько количественный параметр временной экспозиции к социальным сетям, сколько качественная специфика когнитивной переработки цифровой информации, а именно — предрасположенность к оценочному сравнению и негативному прогнозированию.

Полученные выводы находятся в русле данных, представленных в зарубежных научных источниках [3, 4, 6], и согласуются с концепцией «социального капитала» [1], постулирующей, что рецептивно-пассивное потребление цифрового контента коррелирует с редукцией воспринимаемого социального капитала и усилением переживаний изоляции и тревоги. В свою очередь, конструктивно-продуктивный стиль взаимодействия может способствовать его накоплению.

Выводы

Проведенное комплексное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Интенсивность взаимодействия с социальными сетями, в особенности по рецептивно-пассивному и компульсивно-реактивному сценарию, является статистически значимым фактором, ассоциированным с ростом показателей ситуативной и личностной тревожности в студенческой популяции.
  2. Система ключевых психологических механизмов, опосредующих выявленную взаимосвязь, включает в себя феномен восходящего социального сравнения, страх пропустить значимое событие (FOMO) и аффилированные с ними когнитивные искажения (катастрофизация, персонализация).
  3. Временной инвестиционный вклад в социальные сети оказывает не прямое, а опосредованное воздействие на уровень тревожности, что актуализирует методологический сдвиг в сторону приоритетного изучения качественных аспектов — индивидуальных когнитивно-аффективных паттернов обработки цифровой информации.
  4. Эмпирически установленные взаимосвязи детерминируют практическую необходимость культивации принципов цифровой гигиены и развития критической медиаграмотности в молодежной среде. Целесообразной представляется интеграция в образовательную парадигму вузов специализированных просветительских модулей и тренинговых программ, сфокусированных на формировании навыков критической рефлексии цифрового контента, осознанного темпорального менеджмента в цифровой среде и когнитивной реструктуризации автоматизированных негативных мыслей.
  5. Результаты исследования формируют эмпирический фундамент для проектирования адресных интервенций в рамках когнитивно-поведенческого подхода, предназначенных для психопрофилактики и психокоррекции тревожных расстройств, этиопатогенетически связанных с активностью в цифровом пространстве.

Литература:

  1. Ellison N. B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook «Friends’ Social Capital and College Students' Use of Online Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2007. — Vol. 12(4). — P. 1143–1168.
  2. Первичко Е. И., Миско Е. И. Современные подходы к когнитивно-поведенческой терапии тревожных расстройств, ассоциированных с использованием социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — Т. 30. — № 1. — С. 70–89.
  3. Vannucci A., Flannery K. M., Ohannessian C. M. Social media use and anxiety in emerging adults // Journal of Affective Disorders. — 2017. — Vol. 207. — P. 163–166.
  4. Upward Social Comparison and Depression in Social Network Settings: The Role of Emotions // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. — 2020. — Vol. 23(5). — P. 295–300.
  5. Przybylski A. K. et al. Motivational, emotional, and behavioral correlates of fear of missing out // Computers in Human Behavior. — 2013. — Vol. 29(4). — P. 1841–1848.
  6. Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические модели использования социальных сетей: обзор зарубежных исследований // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 3(27). — С. 35–45.
  7. Spielberger C. D., Gorsuch R. L., Lushene R. E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1970. — 24 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный