Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Пороговые гидравлические режимы течения при использовании противотурбулентных присадок на магистральных трубопроводах

7. Технические науки
17.11.2025
6
Поделиться
Аннотация
Работа посвящена ограничениям применения противотурбулентных присадок на магистральных трубопроводах. Расчетным путем определены значения пороговых производительностей нефтепроводов различных диаметров, при которых начинает проявляться положительное действие эффекта Томса. Проанализированы факторы, влияющие на данную величину.
Библиографическое описание
Слинкин, Д. С. Пороговые гидравлические режимы течения при использовании противотурбулентных присадок на магистральных трубопроводах / Д. С. Слинкин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 6-12. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/545/19174.


Применение противотурбулентных присадок на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах открывают широкие перспективы. Введение в поток высокомолекулярных полимерных соединений в количестве от единиц до десятков миллионных долей позволяет заметно снизить гидравлическое сопротивление трубопроводов (в некоторых случаях на величину до 50–60 %). Это, в свою очередь, дает возможности понижать рабочее давление в системе для повышения ее надежности, повышать производительность системы, снижать энергопотребление системы, либо решать отмеченные задачи для системы магистрального трубопровода в комплексе. Естественно, в связи с отмеченным, в настоящее время ведутся активные работы по внедрению технологии на трубопроводном транспорте, как со стороны эксплуатирующих организаций, так и со стороны научного сообщества.

У технологии использования ПТП имеются ограничения. В первую очередь, это факторы экономического характера, обусловленные высокой стоимостью ПТП. Кроме того, сдерживающим фактором являются слабая нормативно-техническая база по производству и использованию ПТП. В системе ПАО «Транснефть» отмеченные проблемы постепенно и достаточно успешно решаются. В Алабуге в 2019 году состоялось официальное открытие и начиная с 2020 года эксплуатируется завод по производству ПТП, который является дочерним предприятием компании и выполняет задачи импортозамещения химических реагентов для магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов [1]. Под производство разрабатывается и внедряется нормативно-техническая база [2].

Однако, помимо экономических и организационно-правовых ограничений внедрения ПТП есть и другие, в частности, ограничения технологического характера. Известно, что для возникновения эффекта Томса от использования ПТП, необходимым условием является наличие в потоке турбулентности. Как показано в работах [3,4,5], турбулентность потока при этом не обязательно является достаточным условием для проявления эффекта Томса. Необходимым и достаточным условием является достижение порогового напряжения сдвига. Авторами статьи [6] получено выражение:

, (1)

где R — газовая постоянная, R = 8314 Дж/(кмоль·К); T — температура транспортируемого раствора с полимерной ПТП, К; µ — молярная масса полимерной ПТП, кг/кмоль; η — характеристическая вязкость транспортируемого раствора с полимерной ПТП, м 3 /кг.

Интересно понять какие режимы действительно эксплуатируемых трубопроводов соответствуют обозначенному (1) режиму, то есть в каком реальном трубопроводе эффект Томса будет проявляться, а в каком нет. Однако, оценить какое действует напряжение сдвига в трубопроводе по зависимости (1) сложно, поскольку действительное напряжение определяется общеизвестной зависимостью:

(2)

где ΔP — перепад давления на участке, Па, трубопровода внутренним диаметром D , м, с длиной трубопровода L , м. А данная зависимость предполагает знание перепада давления на участке трубопровода, где применяется ПТП. Таким образом, расчет по зависимостям (1) и (2) возможен только с использованием данных опытно-промышленных испытаний ПТП на реально эксплуатируемом трубопроводе. Поэтому авторы работы [5] предлагают связать перепад давления в трубопроводе с его производительностью через уравнение Дарси-Вейсбаха и, таким образом, получить зависимость уже не порогового напряжения сдвига, а порогового значения числа Рейнольдса. Например, для режима гидравлически гладких труб такая зависимость выглядит так [5]:

(3)

где ν — кинематическая вязкость транспортируемого раствора с полимерной ПТП, м 2 /с; ρ — плотность транспортируемого раствора с полимерной ПТП, кг/м 3 . Концентрации ПТП в растворе составляют миллионные доли, поэтому их влиянием на вязкость и плотность раствора можно пренебречь.

Интерес представляет определение пороговых режимов перекачки, при которых начинает проявляться эффект Томса, для тех или иных параметров трубопровода, свойств транспортируемой жидкости и свойств ПТП. Общеизвестное уравнение

, (4)

где υ — средняя скорость потока в трубопроводе, м/с, позволяет выразить из него значение средней пороговой скорости:

(5)

Через уравнение неразрывности и пороговую скорость можно выразить пороговую объемную производительность:

(6)

По формулам (3–6) были проведены расчеты с целью определения пороговых режимов работы для трубопроводов различных диаметров. Температуру нефти приняли равной 15 0 С, плотность 850 кг/м 3 . Анализ источников [7,8,9] показывает, что у современных суспензионных ПТП молярная масса лежит в пределах от 1,5·10 6 до 5,1·10 6 кг/кмоль, а характеристическая вязкость в пределах от 0,6 до 3,1 м 3 /кг. Для расчетов выбрали условную ПТП с молярной массой 2·10 6 кг/кмоль и характеристической вязкостью 1,0 м 3 /кг. Расчеты выполнены при трех различных значениях кинематической вязкости — 3 сСт, 5 сСт, 10 сСт. Результаты расчетов сведены в таблицу 1 и представлены на графиках (рис.1).

Таблица 1

Результаты расчетов пороговых режимов работы нефтепровода

Пороговые значения

Внутренний диаметр нефтепровода, мм

300

400

500

600

700

800

1000

1200

Кинематическая вязкость ν = 3 сСт

Re w

76370

106073

136860

168539

200980

234089

302031

371943

υ w , м/с

0,76

0,8

0,82

0,84

0,86

0,88

0,91

0,93

Q w , м 3 /час

194

360

580

857

1193

1588

2561

3784

Кинематическая вязкость ν = 5 сСт

Re w

42616

59191

76370

94048

112151

130626

168539

207551

υ w , м/с

0,71

0,74

0,76

0,78

0,8

0,82

0,84

0,86

Q w , м 3 /час

181

335

540

797

1109

1477

2381

3519

Кинематическая вязкость ν = 10 сСт

Re w

19311

26821

34606

42616

50819

59191

76370

94048

υ w , м/с

0,64

0,67

0,69

0,71

0,73

0,74

0,76

0,78

Q w , м 3 /час

164

303

489

723

1005

1338

2158

3189

Результаты расчетов пороговых режимов работы нефтепровода

Рис. 1. Результаты расчетов пороговых режимов работы нефтепровода

Из таблицы 1 и рис. 1 видно, что с увеличением диаметра трубопровода пороговая производительность растет. Снижение вязкости транспортируемого продукта также приводит к увеличению пороговой производительности. Проведенные расчеты при различных значениях плотности жидкости (в табл. 1 и на рис. 1 не представлены) свидетельствуют о том, что с понижением плотности растет пороговая производительность. То есть, с увеличением диаметра трубопровода и понижением вязкости и плотности жидкости (при прочих равных условиях) вероятность проявления положительного эффекта Томса становится меньше. Это необходимо учитывать при планировании режимов работы нефтепроводов.

Литература:

  1. Транснефть Синтез: [сайт]. — URL: https://synthesis.transneft.ru (дата обращения: 25.03.2025). — Текст: электронный.
  2. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Присадки противотурбулентные. Общие технические требования: ОТТ-23.040.00-КТН-104–17: утв. ПАО «Транснефть» 10.01.2019 г.: введ. в действие с 10.01.2019 г. — Москва: ООО «НИИ ТНН», 2022. — 44 с. — Текст: непосредственный.
  3. Манжай, В. Н. Количественное описание эффекта Томса и его применение в трубопроводном транспорте нефти / В. Н. Манжай. — Текст: непосредственный // Известия вузов. Нефть и газ. 2009. № 2. — С. 99–105.
  4. Манжай, В. Н. Экспериментальное изучение влияния напряжения сдвига и числа Рейнольдса на величину эффекта Томса / В. Н. Манжай. — Текст: непосредственный // Известия вузов. Нефть и газ. 2010. № 4. С. 85–89.
  5. Гареев, М. М. Прогнозирование эффективности добавок противотурбулентных присадок в поток нефти и нефтепродуктов при перекачке по магистральным трубопроводам / М. М. Гареев, В. Н. Манжай, Д. А. Альмухаметова, Р. Г. Шагиев. — Текст: непосредственный // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2015. № 4. С. 14–17.
  6. Манжай, В. Н. Лабораторные исследования и промышленные испытания полимерной добавки для снижения энергетических затрат на магистральном нефтепроводе / В. Н. Манжай, А. В. Илюшников, М. М. Гареев, Г. В. Несын // Инженерно-физический журнал. 1993. Т. 65, № 5. С. 515–517.
  7. Карпов, Ф. А. Оценка эффективности транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам за счет использования противотурбулентных присадок с учетом их деградации: 2.8.5: дис.... канд. техн. наук / УГНТУ. — Уфа, 2023. — 155 с. — Текст: непосредственный.
  8. Абдусалямов, А. В. Формирование композиции противотурбулентной присадки и её физико-химические и реологические cвойства: 02.00.04: дис.... канд. техн. наук / НИТГУ. — Томск, 2017. — 177 с. — Текст: непосредственный.
  9. Манжай, В. Н. Сравнение эффективности противотурбулентных присадок в нефти и нефтепродуктах / В. Н. Манжай. — Текст: непосредственный // Химия нефти и газа. Материалы XII Международной конференции. Томск, 2022. С. 118–119.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный