В рамках научной статьи, на основе инициатив в сфере миграционной политики, мер по противодействию незаконной миграции, а также других предложений законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по миграционному вопросу, сделан вывод о том, куда двигается современная миграционная политика в Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранный гражданин, миграционная преступность, миграционная политика, противодействию незаконной миграции.
В данной статье будут рассмотрены меры, которые собираются или уже ввели в Российской Федерации в отношении иностранных граждан, которые находятся в России.
Для поддержания постоянного экономического прогресса властям нужен стабильный рост населения, его сокращение приведет к возрастанию спроса на рабочую силу, что, в свою очередь, повлияет на увеличение зарплаты и себестоимости производства, снижение рентабельности предприятий и в конечном счете их банкротство. Для того, чтобы избежать этих негативных тенденций, государство активно прибегает к использованию рабочей силы мигрантов. К тому же немаловажным является тот факт, что, во-первых, Россия сталкивается с проблемой старения населения и снижения рождаемости, что приводит к дефициту трудовых ресурсов. Во-вторых, нехватка рабочей силы в определенных отраслях влияет на то, что мигранты часто занимают рабочие места, которые не привлекательны для россиян из-за низкой оплаты, тяжелых условий труда или отсутствия квалификации. В-третьих, использование труда мигрантов часто бывает более выгодным, так как позволяет снизить затраты на оплату труда. В-четвертых, в некоторых регионах России наблюдается нехватка рабочей силы, которую восполняют мигранты из других регионов или стран.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство, хотя и не формулирует это напрямую, косвенно использует труд мигрантов для поддержания и развития определенных секторов экономики. Поэтому в мае 2023 года президент России Владимир Путин внес изменения в Концепцию миграционной политики России на 2019–2025 гг., призванной бороться с пространственной сегрегацией, маргинализацией приезжих иностранцев и формированием этнических анклавов. Но даже внесение изменений в миграционную политику государства не помогло предотвратить теракт в «Крокус Сити Холле», который отчетливо показал, что именно этот институт оставался без внимания долгие годы. Впоследствии теракт послужил толчком к формированию новых инициатив в сфере миграционной политики, мер по противодействию незаконной миграции, а также других предложений законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по миграционному вопросу, анализ которых и является главной задачей настоящей статьи.
Меры по противодействию незаконной миграции осуществляемые МВД РФ:
- перекрыто в 2,5 раза больше каналов ввоза в Россию нелегальных мигрантов, чем в прошлом;
- в результате комплексных мероприятий общее число преступлений, совершенные иностранцами, снизилось на 6,4 % по сравнению с прошлым годом [9].
Также МВД РФ расширило перечень оснований для прекращения российского гражданства:
- если не уведомить ОВД о начале работы, трудовой патент будет аннулирован;
- сотрудники полицию смогут самостоятельно принимать решения об административном выдворении иностранцев;
- для нелегальных мигрантов вводится специальный режим высылки и реестр контролируемых лиц;
- усилен контроль за законностью нахождения мигрантов в РФ и процедурой получения сертификатов о владении русским языком [6].
В добавление к третьему пункту полицейским разрешат свободно заходить в дом нелегальных мигрантов, которых внесут в реестр контролируемых лиц [7].
Меры по противодействию незаконной миграции осуществляемые Правительством РФ. Так, Правительство РФ, во-первых, выпустило постановление № 1510 [14], в соответствии с которым иностранцы при въезде в РФ станут сдавать биометрические данные. Данная мера направлена на безошибочную идентификацию человека, пересекающего границу (это необходимо в первую очередь, потому что некоторые иностранные граждане, депортированные из страны пребывания, меняют паспортные данные на своей родине, после чего возвращаются). Во-вторых, утвердило квоту на временное проживание иностранцев в РФ в размере 5,5 тыс. разрешений в 2025 г. Тогда как в 2024 г., квота составляла 10,6 тыс. разрешений, таким образом, квота сократилась вдвое [5].
Меры по противодействию незаконной миграции вносимые Госдумой РФ. В частности, Госдума рассмотрела пять законопроектов о миграционной политике:
- отнесение организации незаконной миграции к особо тяжким преступлениям;
- внесение во внесудебную блокировку интернет-ресурсов, в которых содержаться предложения о незаконных услугах для мигрантов;
- установление меры повышенной ответственности за подделку, изготовление или оборот поддельных документов;
- признание отягчающим наказание обстоятельств совершения преступления лицом, незаконно находящимся в РФ [4].
Помимо этого, Госдума приняла ряд законов:
- Закон о борьбе с фиктивными браками мигрантов. Так, срок проживания в браке с гражданином РФ для получения разрешения на временное проживание в России был увеличен до 3 лет [3].
- Закон об усилении ответственности за организацию незаконной миграции [2]. В соответствии с данным законом ст.322.1 УК РФ была дополнена новыми квалифицирующими признаками, также появилась новая часть, предусматривающая уголовную ответственность за совершение незаконной миграции организованной группой лиц или в целях совершения тяжких и особо тяжких преступлений на территории РФ [15].
- Законопроект № 729112–8 [16], который вводит положение, в соответствии с которым преступление, совершенное нелегальным мигрантом, будет признаваться отягчающим обстоятельством (п. «у», ч. 1, ст. 63 УК РФ) [12].
- Закон о конфискации имущества за организацию незаконной миграции [1]. Так, конфискация денег, ценностей и другого имущества, в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, будет грозить виновным в организации незаконной миграции, но при условии, что лицо, подвергнутое уголовной ответственности, совершило данное деяние из корыстных побуждений.
- Закон, в соответствии с которым мигрантов, оказывающие материально-техническую, финансовую и консультационную помощь противнику в деятельности, заведомо направленную против безопасности России, будут лишать свободы на срок до 15 лет (Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 510-ФЗ) [17].
Также Госдума РФ одобрила запрет брать в школы не знающих русский язык мигрантов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 N 544-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с 1 апреля 2025 г. вводится обязательное тестирование на знание русского языка для детей мигрантов при приеме в российские школы [11]. При этом глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев заявил, что «отказ принимать в школы детей мигрантов без знания русского языка не должен привести к их маргинализации, государство должно заниматься их обучением, если у них есть российское гражданство» [10].
Кроме того, группа депутатов Государственной думы от ЛДПР предложила законопроект, который запретит трудовым мигрантам привозить свои семьи в Россию. Данный проект вызвал большую обеспокоенность со стороны правительств стран, входящих в СНГ, сейчас законопроект дорабатывается, но уже можно сказать, что он коснётся только работников низкоквалифицированных специальностей [8].
Вдобавок к приведенным мерам Министерство здравоохранения предлагает ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административные штрафы для врачей и медучреждений, нарушивших порядок медицинского освидетельствования иностранных граждан или лиц без гражданства (в пояснительной записке к законопроекту указанно, что значительная часть иностранных граждан не проходит медицинское освидетельствование).
Таким образом, можем сделать вывод о том, что разрабатывающиеся и уже вступившие в силу изменения, которые были приведены выше, серьезно ужесточили миграционную политику, что является плюсом для национальной безопасности государства. Но их тенденцию можно будет отследить только по прошествии определенного времени. Возможно, вдобавок к мерам ужесточения следует проработать и положительные меры для мигрантов, направленные на их интеграцию, защиту прав, улучшение условий жизни и способствование их вкладу в экономику и культуру страны. Их внедрение, безусловно, поможет создать более справедливое и инклюзивное общество, в котором мигранты смогут реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие принимающей страны.
Литература:
- ГД приняла закон о конфискации имущества за организацию незаконной миграции [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/22269239 (дата обращения: 17.03.2025).
- ГД приняла закон об усилении ответственности за организацию незаконной миграции [Электронный ресурс] // ИНТЕРФАКС URL: https://www.interfax.ru/russia/989140 (дата обращения: 17.03.2025).
- Госдума приняла закон о борьбе с фиктивными браками мигрантов [Электронный ресурс] // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/15/10/2024/670e49c49a79472d472e681d (дата обращения: 17.03.2025).
- Госдума рассмотрит пять законопроектов о миграционной политике [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/politika/21988365 (дата обращения: 17.03.2025).
- Квоту на временное проживание мигрантов в РФ урезали на 2025 год почти вдвое [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/22130997 (дата обращения: 17.03.2025).
- МВД расширило перечень оснований для прекращения гражданства РФ [Электронный ресурс] // ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА URL: https://vm.ru/news/1179141-mvd-rasshirilo-perechen-osnovanij-dlya-prekrasheniya-grazhdanstva-rf (дата обращения: 17.03.2025).
- Полицейским разрешат свободно заходить в дома нелегальных мигрантов [Электронный ресурс] // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/02/01/2025/67763cb09a794735a7807112 (дата обращения: 17.03.2025).
- Правительство не поддержало запрет привозить свои семьи трудовым мигрантам [Электронный ресурс] // ГАЗЕТА.РУ URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/11/25/24470389.shtml (дата обращения: 17.03.2025).
- Статистические сведения о состоянии преступности в первом полугодии 2024 года [Электронный ресурс] // МВД России URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/53480994/ (дата обращения: 17.03.2025).
- Фадеев призвал власти не допускать маргинализации детей мигрантов [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/22473143 (дата обращения: 17.03.2025).
- Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 28.12.2024 N 544-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494829/ (дата обращения: 17.03.2025).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/3157 (дата обращения: 17.03.2025).
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс] // Гарант URL: https://base.garant.ru/72092260/#friends (дата обращения: 17.03.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2024 г. N 1510 «О проведении эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [Электронный ресурс] // Гарант URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1767686/ (дата обращения: 17.03.2025).
- Федеральный закон от 9 ноября 2024 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1766556/ (дата обращения: 17.03.2025).
- Федеральный закон от 9 ноября 2024 г. N 384-ФЗ «О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1766557/ (дата обращения: 17.03.2025).
- Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 510-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1778112/ (дата обращения: 17.03.2025).

