В статье рассматривается государственная поддержка МСБ в агропромышленном комплексе. Анализируются меры поддержки и существующие проблемы, с которыми сталкиваются предприятия.
Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, средний бизнес, агропромышленный комплекс, регулирование.
The article discusses government support for SMEs in the agro-industrial complex. Support measures and existing problems faced by enterprises are analyzed.
Keywords: state support, small business, medium-sized business, agro-industrial complex, and regulation.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации и растущей конкуренции на международных рынках, эффективная поддержка малого и среднего бизнеса становится не только необходимостью, но и стратегическим приоритетом для обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения жизненного уровня населения.
Как показывает опыт развитых стран мира, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы стран.
Международный опыт представляет ценность при решении вопросов эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. Страны с развитым аграрным сектором реализуют разнообразные модели государственной поддержки, что позволяет им использовать лучшие практики в данной сфере. Например, в некоторых государствах применяются программы, ориентированные на повышение локальной производительности и конкурентоспособности через налоговые льготы и инновационные субсидии. Анализ этих моделей может способствовать разработке более действенных механизмов поддержки в России [3].
Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе России напрямую связана с развитием национальной экономики. Поэтому важно не только осваивать финансирование, но и совершенствовать качества предложенных программ. Это повлечет за собой необходимость тщательного анализа как отечественного, так и зарубежного опыта, что позволит выработать подходящие рекомендации для повышения результативности системы.
На рисунке 1 представлены методы государственного регулирования субъектов малого и среднего агробизнеса в зарубежных странах.
Рис. 1 Методы государственного регулирования субъектов малого и среднего агробизнеса в зарубежных странах
На основе данного рисунка можно сделать следующий вывод: методы государственного регулирования субъектов малого и среднего агробизнеса в зарубежных странах включают широкий спектр мер, направленных на поддержку и развитие агробизнеса. Эти меры можно условно разделить на несколько групп: налоговые режимы (специальные режимы налогообложения, упрощенный документооборот, налоговые скидки), имущественную поддержку, информационную поддержку, финансовую поддержку (гарантирование кредитов, субсидирование процентных ставок, стимулирование микрофинансирования), а также консультационную помощь и обучение предпринимателей. Кроме того, важным аспектом является ценообразование (затраты производства, паритет цен, доходность фермерских хозяйств и отраслей), что способствует стабилизации рынка и повышению его эффективности. В целом, зарубежные страны используют комплексный подход, сочетающий налоговые, финансовые, информационные и ценовые меры для стимулирования развития малого и среднего агробизнеса.
Несмотря на эффективные меры государственного регулирования, в развитии сельского хозяйства остаются определённые проблемы.
В 2024 году, актуальными проблемами развития сельского хозяйства России, влияющими на формирование мер по стимулированию и поддержке малых предприятий в агропромышленном комплексе, являются недостаточное финансирование и доступ к кредитам, низкая технологическая оснащенность, дефицит кадров и инновационных решений, а также ограниченная инфраструктура. Эти факторы в прошедшем периоде оказывали значительное влияние на эффективность и устойчивость аграрного сектора, требуя постоянного поиска новых стратегий и мер поддержки для их преодоления.
Решение проблем требует комплексного подхода к разработке мер поддержки, направленных на развитие малых и средних предприятий в аграрном секторе, включая государственное финансирование, образовательные инициативы и модернизацию инфраструктуры [2].
Для решения существующих проблем государство осуществляет финансовую поддержку. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации оказывает поддержку малому бизнесу, предоставляя финансовую помощь через различные государственные программы и фонды, такие как «Микрокредитование», «Развитие малого и среднего предпринимательства» и другие. Кроме того, предоставляется консультационная поддержка по вопросам бизнес-планирования, маркетинга, финансового управления, а также помощь в экспорте для малых и средних предприятий через программу «Экспортный кредит». Также реализуются меры поддержки регионального развития малого бизнеса через программу «Развитие территорий» [1].
Льготное кредитование — ещё один вид поддержки: субъекты малого и среднего бизнеса получают такие кредиты от уполномоченных кредитных организаций. За реализацию этого механизма отвечает АО «Корпорация МСП» — федеральный институт поддержки малого и среднего предпринимательства, контрольным пакетом акций которого владеет Российская Федерация через Министерство экономического развития РФ. В свою очередь, кредитные организации получают субсидии из федерального бюджета для компенсации недополученных доходов, что регулируется правилами предоставления таких субсидий. Эти средства направляются Министерству экономического развития РФ и предназначены для возмещения недополученных доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, использующим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», при этом кредиты предоставляются по льготной ставке [3].
Размер господдержки сельского хозяйства в 2024 году составил 558,6 млрд руб. по основным отраслевым программам. Размер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2024 году составил 15 млрд руб. (в 2023 году — 13 млрд руб.). Она включает, среди прочего, гранты, субсидии, компенсацию затрат, льготные кредитование и лизинг.
B 2024 году установлен минимальный размер гранта «Агростартап», предназначенного для поддержки инициатив по созданию или расширению фермерских хозяйств, который составляет 1,5 миллиона рублей. В то же время, для предприятий, занимающихся разведением крупного рогатого скота мясного или молочного направления, максимальный размер гранта может достигать 7 миллионов рублей. Для других сегментов агробизнеса максимальный размер гранта ограничен 5 миллионами рублей. Такие меры направлены на стимулирование развития сельскохозяйственного сектора, повышения его конкурентоспособности и обеспечения продовольственной безопасности страны. Важность этого грантового финансирования обусловлена необходимостью поддержки инновационных и масштабных проектов, способных внести значительный вклад в модернизацию аграрного комплекса и устойчивое развитие агросектора в условиях современных вызовов.
Господдержка сельского хозяйства в России показывает, что государство активно инвестирует в развитие сельского хозяйства и малого бизнеса, предоставляя значительные финансовые ресурсы через гранты, субсидии и кредитные программы. Это свидетельствует о стратегической важности этих секторов для национальной экономики и стремлении стимулировать их рост и модернизацию.
B России господдержка сельского хозяйства и малого бизнеса демонстрирует стратегическое направление на развитие и модернизацию ключевых секторов экономики за счет государственных инвестиций и программ поддержки.
В других странах также большое внимание уделяется поддержке сельскохозяйственного бизнеса. В США реализуются масштабные меры для защиты и стимулирования бизнес-интересов, что способствует созданию благоприятной деловой среды, инновациям и экономической стабильности [5].
Основными мерами поддержки в США являются:
— предоставление доступа к микрокредитам с помощью частичного гарантирования рисковых займов из фонда «Восстановительный Капитал Америки»;
— возможность снижения налогооблагаемой базы на сумму, потраченную на инвестиции, при наличии документального подтверждения;
— расширение системы кредитования малого бизнеса с целью временного снижения платы по кредитам МСП и увеличения порога гарантийных обязательств до 90 % со стороны SBA;
— активное привлечение субъектов МСБ к государственным заказам.
Китайский опыт также вызывает значительный интерес. В период экономических потрясений в Китае применяется стратегия развития экономики под названием «Лювэнь-любао» [4].
Основа этого подхода заключается в сочетании ключевых элементов:
— факторы стабильности включают в себя надежность финансового сектора, активность в международной торговле, привлечение иностранных капиталовложений, инвестиции в национальные экономические секторы, гарантию занятости для населения, эффективное государственное управление;
— факторы гарантии охватывают надежность в обеспечении продовольствия и энергоресурсов, предотвращение нарушений в функционировании инфраструктурных систем, стабильность в цепочках поставок, борьбу с безработицей, поддержание финансового благосостояния граждан и предотвращение банкротства рыночных участников.
Состояние развития, экономический уровень и зависимость от стратегии, которую формируют страны, показывают, что Россия поддерживает государственные программы из-за аналоговой среды и изменений в мировой экономике и политике. Многие государства пришли к выводу, что для быстрого роста сектора малого и среднего бизнеса необходимо внедрение инноваций. В связи с этим они сосредоточились на поддержке компаний в стратегически значимых областях, поощряя использование передовых технологий и выход на международные рынки.
Также стоит подчеркнуть, что информационная поддержка непрерывно эволюционирует, что проявляется в формировании единого информационного портала для предоставления всех видов поддержки, а также в разработке онлайн-платформ. В период кризиса, зарубежные страны принимают следующие меры в поддержку малого и среднего бизнеса:
— внимание сосредоточено на персонализированной поддержке МСБ, с особым вниманием на стимулирование инновационных инициатив;
— поощряется экспортная активность;
— активно привлекают МСБ к участию в партнерских отношениях или консорциумах, что способствует увеличению их присутствия в экономической системе.
B заключение можно сказать, что поддержка и регулирование малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе требуют всестороннего подхода и внедрения передовых международных практик. В условиях быстро меняющейся экономики страны необходимо развивать успешные и инновационные модели, которые обеспечат эффективное развитие малых и средних предприятий и значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности.
Литература:
- Государственная поддержка агропромышленного комплекса // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/.
- Имашева З. З. Школа бизнеса с целью развития предпринимательских компетенций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 5–1 (111). С. 181–184.
- Караева А. Р. Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы развития // StudNet. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-problemy-i-perspektivy-razvitiya (18.06.2025).
- Мусинова Н. Н., Сергиенко Н. С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика // Вестник университета. 2021. No 1. С. 5–12.
- Экономика Китая в условиях пандемии: секреты роста на фоне спада в других странах. URL: imccenter.ru/ekonomika-kitaya-v-usloviyakh-pandemii-quot-sekrety-quot-rosta-na-fone-spada-v-drugikh-stranakh/.
- SBA’s America’s Recovery Capital Loan (ARC Loan) Program PROCEDURAL. –URL: www.sba.gov/sites/default/files/files/elend-ing_rcvry_procguide(1).pdf.

