Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние личностных характеристик на профессиональную деятельность преподавателей высшей школы

24. Педагогика
8
Поделиться
Аннотация
В статье автор раскрывает важность личностных характеристик преподавателей высшей школы.
Библиографическое описание
Туракова, Мадина. Влияние личностных характеристик на профессиональную деятельность преподавателей высшей школы / Мадина Туракова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/537/18905.


В статье автор раскрывает важность личностных характеристик преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: преподаватель, личностные характеристики, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость

Современные тенденции развития высшего образования требуют от преподавателей не только высокого уровня профессиональной компетентности, но и развитых личностных качеств, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность. Личностные характеристики преподавателя высшей школы оказывают значительное влияние на эффективность образовательного процесса, уровень вовлечённости студентов, их мотивацию к обучению и, в конечном итоге, на качество подготовки выпускников. В условиях цифровизации образования, изменений в методах преподавания и возрастания требований к педагогической деятельности личностные качества преподавателей становятся ключевым фактором успешности их работы.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, современные психологические исследования подтверждают, что такие личностные характеристики, как эмоциональный интеллект, эмпатия, стрессоустойчивость и коммуникативные способности, являются определяющими в профессиональной деятельности преподавателя [1, 2]. Во-вторых, в условиях динамично изменяющейся образовательной среды преподаватели сталкиваются с необходимостью постоянного самосовершенствования и адаптации к новым вызовам, что делает изучение их личностных особенностей особенно важным [3]. В-третьих, исследования показывают, что успешные преподаватели обладают высоким уровнем рефлексии и способны эффективно взаимодействовать со студентами на эмоциональном и когнитивном уровнях [2].

В этой связи эмоциональный интеллект (EI) становится важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога.

Эмоциональный интеллект — это способность человека осознавать, понимать, выражать и управлять своими эмоциями, а также распознавать и влиять на эмоции окружающих [4]. Концепция EI получила развитие в работах Дж. Майера, которые впервые выделили его как отдельную когнитивную способность, включающую самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию, социальные навыки [1].

В контексте преподавательской деятельности эмоциональный интеллект выполняет несколько ключевых функций, таких как, помощь педагогам в выстраивании продуктивного взаимодействия со студентами, при этом создавая атмосферу доверия и поддержки. В дополнении к этому, развитый эмоциональный интеллект способствует повышению мотивации студентов за счёт способности преподавателя учитывать их эмоциональное состояние и адаптировать методы преподавания. Также, эмоциональный интеллект играет важную роль в профилактике профессионального выгорания, позволяя преподавателям справляться со стрессами, вызванными высокой нагрузкой и эмоциональным напряжением.

В западных странах значимость эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности преподавателя давно признана, и его изучение активно развивается в научных исследованиях. Например, американский психолог и писатель, известный своими исследованиями в области эмоционального интеллекта Даниэль Гоулмандоказал, что высокий уровень EI способствует более эффективному преподаванию, так как помогает педагогам лучше понимать эмоциональное состояние студентов и адаптировать стиль подачи материала.

Другие исследования подтвердили, что эмоциональный интеллект влияет на академическую успеваемость студентов. Они показали, что преподаватели, обладающие высоким уровнем эмпатии и самоконтроля, создают комфортную образовательную среду, способствующую вовлеченности студентов.

Как и эмоциональный интеллект, важным аспектом, который влияет на эффективность преподавательской деятельности набирает популярность — когнитивная гибкость. Когнитивная гибкость — это способность быстро переключаться между различными задачами, адаптировать свои действия и решения в ответ на изменяющиеся условия и требования.

В университетах США и Европы активно развиваются курсы и тренинги, направленные на развитие когнитивной гибкости у преподавателей. Например, в Великобритании обучают преподавателей, как эффективно адаптировать образовательный процесс в условиях непредсказуемых изменений, включая пандемию и переход на дистанционное обучение.

В российских исследованиях когнитивная гибкость также признается важным качеством для преподавателей. Так, например, в работе Л. А. Гутерман и Л. В. Горюновой подчеркивается, что мотивационно-когнитивный аспект играет ключевую роль в подготовке будущих педагогов к работе в условиях инклюзии [5]. Авторы отмечают, что высокий уровень когнитивной гибкости позволяет преподавателям эффективно адаптироваться к новым методикам и технологиям, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.

В исследовании О. И. Максимовой рассматривается проблема сформированности эмоционального интеллекта у педагогов и его влияние на профессиональное выгорание. В исследовании приняли участие сотрудники департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ [7]. Для оценки уровня эмоционального интеллекта использовалась Роттердамская шкала эмоционального интеллекта (REIS). Результаты показали, что преподаватели с более высоким уровнем эмоционального интеллекта реже сталкиваются с симптомами профессионального выгорания.

Таким образом, формирование и развитие данных компетенций являются стратегически важными задачами системы высшего образования, требующими комплексного подхода. Важность эмоционального интеллекта и когнитивной гибкости диктует необходимость создания специальных образовательных программ и методик, направленных на развитие этих навыков у преподавателей. В рамках профессиональной подготовки педагогов целесообразно внедрение тренингов, практических занятий и психологических программ, ориентированных на развитие способности управлять эмоциями, понимать эмоциональное состояние студентов, а также быстро адаптироваться к изменениям в образовательной среде.

Кроме того, важным направлением является интеграция методов формирования когнитивной гибкости в учебный процесс, что позволит преподавателям не только успешно осваивать инновационные технологии, но и активно применять их на практике, повышая качество обучения.

Для достижения наилучших результатов необходимо развитие междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, психологические и цифровые технологии, что позволит создать универсальные методики подготовки преподавателей нового поколения. В перспективе дальнейшие исследования в данной области могут способствовать формированию целостной модели профессионального развития, включающей диагностику уровня эмоционального интеллекта и когнитивной гибкости, персонализированные программы обучения и системы сопровождения преподавателей на разных этапах их карьеры. Все это будет способствовать не только повышению качества высшего образования, но и созданию более гармоничной образовательной среды, соответствующей современным требованиям общества и запросам студентов.

Литература:

  1. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Target articles: Emotional intelligence: Theory, findings, and Implications» // Psychological inquiry. — 2004. — Т. 15. — №. 3. — С. 197–215.
  2. Bar O. R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). — 2006.
  3. Капитанова Н. В. Особенности адаптации преподавателей высшей школы к условиям цифровой образовательной среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9.
  4. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ //Learning. — 1996. — Т. 24. — №. 6. — С. 49–50.
  5. Гутерман Л. А., Горюнова Л. В. Мотивационно-когнитивные аспекты формирования у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования //Психологическая наука и образование. — 2023. — Т. 28. — №. 6. — С. 93–102.
  6. Максимова О. И. О роли эмоционального интеллекта в работе преподавателей вуза //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2024. — Т. 14. — №. 1. — С. 82–86.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный