Направления повышения эффективности вибродиагностики насосных агрегатов нефтеперекачивающих станций магистральных трубопроводов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 марта, печатный экземпляр отправим 19 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

XCIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)

Дата публикации: 15.01.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Духновский, В. Э. Направления повышения эффективности вибродиагностики насосных агрегатов нефтеперекачивающих станций магистральных трубопроводов / В. Э. Духновский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/528/18814/ (дата обращения: 07.03.2025).



Статья посвящена проблемам вибродиагностики магистральных насосных агрегатов нефтеперекачивающих станций. Отмечена возможность перехода от системы планово-предупредительных ремонтов агрегатов к системе ремонтов по текущему состоянию, а также ее преимущества. Предложены некоторые мероприятия для осуществления перехода к отмеченной системе.

Ключевые слова: вибродиагностика, насосный агрегат, магистральный нефтепровод

Контроль технического состояния механизмов и машин является в современных условиях важной задачей. При этом уровень существующих технологий диагностики и неразрушающего контроля позволяют обеспечить решение отмеченной задачи. Однако, по разным причинам, в разных отраслях промышленности такие задачи решаются не всегда в полной мере.

Магистральные нефтепроводы (МН) имеют для нашей страны стратегическое значение, поскольку обеспечивают транспортировку нефти на расстояния от нескольких сот до нескольких тысяч километров. Без сети магистральных нефтепроводов районы добычи в районы потребления углеводородного сырья будут разобщены, будут отсутствовать возможности переработки, а также экспорта нефти и нефтепродуктов. При этом основным оборудованием нефтеперекачивающих станций (НПС), обеспечивающим транспортировку нефти, являются насосные агрегаты. Поэтому контроль и поддержание технического состояния основных насосных агрегатов на НПС на требуемом уровне является важнейшей задачей.

Требуемый уровень технического состояния магистральных насосных агрегатов обеспечивается системой планово-предупредительных ремонтов (ППР). В соответствии с системой ППР насосы должны с определенной периодичностью подвергаться текущему, среднему и капитальному ремонтам. Кроме того, должно проводиться межремонтное обслуживание, которое включает периодические: замену масла в системе смазки, контроль центровки валов, контроль основных параметров и визуальный контроль агрегатов [1].

Как отмечают многие исследователи [2,3,4], обеспечение требуемого технического состояния промышленных машин, и, в частности, магистральных насосных агрегатов за счет системы ППР, зачастую оказывается неэффективной, поскольку проводимые по временным планам ремонты и мероприятия могут быть запоздалыми, или, наоборот, преждевременными. Кроме того, в случае проведения некачественного ремонта, техническое состояние машины может ухудшиться после него. Решением отмеченной проблемы может быть переход от системы ППР к системе обслуживания и ремонтов по фактическому техническому состоянию. По некоторым оценкам [5] при таком подходе количество ремонтов может снизиться в 2–4 раза, а экономический эффект также усиливается за счет исключения замены исправных узлов и деталей.

Однако, обеспечить функционирование системы обслуживания и ремонтов по фактическому состоянию можно только обладая достоверной и всеобъемлющей информацией о таком фактическом техническом состоянии. В качестве источника информации могут быть использованы результаты диагностики и неразрушающего контроля насосных агрегатов. Из существующих методов неразрушающего контроля позволяет в процессе эксплуатации (без остановки насосов) непрерывно, в течении длительного времени, в режиме реального времени получать и накапливать информацию о фактическом техническом состоянии агрегатов метод вибрационного контроля. Именно поэтому в компании «Транснефть» магистральные насосные агрегаты оборудованы стационарными системами вибродиагностики.

Параметром, который контролируется стационарными системами вибродиагностики основных насосных агрегатов является виброскорость [6,7]. Отмеченные документы [6, 7] разработаны на основе [8], который регламентирует допустимые среднеквадратичные значения виброскорости для различных машин — рис. 1.

Допустимые значения виброскорости для машин различных классов в соответствии с ГОСТ-10816–1-97

Рис. 1. Допустимые значения виброскорости для машин различных классов в соответствии с ГОСТ-10816–1-97

Магистральные насосы НПС МН относятся к третьему классу машин на рис. 1, что и нашло свое отражение в нормах руководящих документов [6,7], приведенных в табл. 1. Как можно видеть из табл. 1 нормы ГОСТ-10816–1-97 немного скорректированы в сторону ужесточения в документах [6,7].

Из табл. 1 видно, что вибрационный контроль магистральных насосов сводится к созданию уставок, в соответствии с которыми, либо обеспечивается сигнализация с предупреждением о превышении первого допустимого уровня вибрации (п. 1.2, п. 2.2 табл. 1), либо о превышении второго допустимого уровня вибрации (п. 1.3, п. 2.3 табл. 1). При превышении второго допустимого уровня вибрации происходит автоматический аварийный останов насосного агрегата. Также стационарная система вибродиагностики обеспечивает запись и хранение значений виброскорости по точкам измерения в течении длительного времени. Таким образом, работа данных систем сводится к выполнению лишь двух функций.

Таблица 1

Оценка технического состояния насосов по значениям виброскорости

п/п

СКЗ виброскорости, мм/с

Оценка технического состояния

1

Для номинальных режимов перекачки

1.1

До 5,6

Допускается длительная эксплуатация

1.2

Св. 5,6 до 7,1

Допускается ограниченная эксплуатация

1.3

Св. 7,1

Эксплуатация не допускается

2

Для режимов перекачки, отличных от номинальных

2.1

До 8,9

Допускается длительная эксплуатация

2.2

Св. 8,9 до 11,2

Допускается ограниченная эксплуатация

2.3

Св. 11,2

Эксплуатация не допускается

П р и м е ч а н и я

1 Для номинальных режимов перекачки при СКЗ виброскорости свыше 5,6 до 7,1 мм/с длительность эксплуатации насоса — не более 600 ч.

2 Для режимов перекачки отличных от номинальных при СКЗ виброскорости от 8,9 до 11,2 мм/с длительность эксплуатации насоса — не более 168 ч

Несмотря на существенное развитие области вибродиагностики за последние десятилетия, а также на то, что ГОСТ-10816–1-97 взятый за основу руководящих документов [6,7] введен в действие более 25 лет назад его основные нормы в отмеченных документах являются основополагающими. В частности, в соответствии с [6,7], предписывается проводить измерения виброскорости в полосе частот от 10 до 1000 Гц. При этом, известно, что магистральные насосные агрегаты при их эксплуатации имею спектр частот вибрации до 5000 Гц. Даже в ГОСТ-10816–1-97 имеется формулировка: «В прошлые годы контроль вибрационного состояния в основном связывали с измерением вибрации в фиксированном диапазоне частот 10...1000 Гц …. могут потребоваться измерения в другом диапазоне частот».

Также следует отметить, что современный уровень развития вибрационного неразрушающего контроля позволяет предварительно идентифицировать виды дефектов и узлы, на которых они возникли, в зависимости от частоты, на которой они проявляются наиболее заметно. Например, дефект дисбаланса ротора проявляется наиболее наглядно при частотах около 50 Гц, а дефекты зубчатых передач при частотах 400–500 Гц.

Таким образом, действующие стационарные системы вибродиагностики магистральных насосных агрегатов охватывают не весь возможный частотный диапазон вибраций и не позволяют получать диагностическую информацию в координатах «виброскорость-частота». Работа системы сводится лишь к двум функциям: контроль и запись информации в координатах «виброскорость-время». Для перехода к системе ремонтов на основе фактического состояния этого недостаточно. Требуется дальнейшее развитие системы, в том числе в направлении частотного анализа дефектов.

Литература:

  1. Насосы нефтяные магистральные и агрегаты электронасосные на их основе. Общие технические требования: ОТТ-23.080.00-КТН-049–10: утв. ОАО «АК «Транснефть» 30.12.2009 г.: введ. в действие с 15.02.2010 г. — Москва: ООО «НИИ ТНН», 2010. — 65 с. — Текст: непосредственный.
  2. Шатерников В. Е. Постановка задачи диагностики элементов и узлов магистральных насосных агрегатов / В. Е. Шатерников, П. В. Беляев. — Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Приборостроение и информационные технологии. № 29. — Москва, 2010. — С. 46–53.
  3. Савоськин В. В. Технологии и решения по вибрационному контролю и диагностике технического состояния динамического оборудования / В. В. Савоськин, М. В. Черкашин. — Текст: непосредственный // Автоматизация в промышленности. — 2016. — № 3. — С. 29–32.
  4. Иванов Э. С., Гольянов А. И. Совершенствование процессов эксплуатации газоперекачивающих агрегатов / Э. С. Иванов, А. И. Гольянов. — Текст: непосредственный // Нефтегазовое дело. — 2012. — № 1. — С. 42–48.
  5. Hussain А. An expert system for acoustic diagnosis of power circuit breakers and on-load tap changers / А. Hussain, S. Lee, M. Choi, F. Brikci. — Direct text. // Expert Systems with Applications. — 2015. — V. 42. Issue 24. — P. 9426–9433.
  6. Магистральные нефтяные насосы типа НМ. Нормы вибрации: РД-23.080.00-КТН-056–09: утв. ОАО «АК «Транснефть» 07.04.2009 г.: введ. в действие с 15.04.2009 г. — Москва: ООО «НИИ ТНН», 2009. — 29 с. — Текст: непосредственный.
  7. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование и техническое освидетельствование механо-технологического оборудования. Чаcть 2. Методики технического диагностирования насосов и запорной, предохранительной, регулирующей арматуры: РД-19.100.00-КТН-0036–21: утв. ПАО «Транснефть» 10.01.2022 г.: введ. в действие с 10.01.2022 г. — Москва: ООО «НИИ ТНН», 2022. — 184 с. — Текст: непосредственный.
  8. ГОСТ ИСО 10816–1-97. Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 1. Общие требования: издание официальное: утв. и введ. в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 сентября 1998 г. № 353: введ. впервые: дата введ. 1999–07–01 / разработан Российской Федерацией. — Москва: ИПК Издательство стандартов, 1998. — 16 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

магистральный нефтепровод, вибродиагностика, насосный агрегат

Похожие статьи

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Особенности транспортировки высоковязкой нефти в условиях эксплуатации «горячего» трубопровода

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи о повышении энергоэффективности системы «трубопровод — насосная станция» в случае горячей перекачки нефти, дана оценка трубопроводной системы Казахстана, перекачивающих высоковязкие нефти. Авторы п...

Контроль качества ремонта колонного оборудования нефтехимических предприятий

В статье автор исследует причины нарушения качества ремонтных работ колонного оборудования.

Техническое диагностирование трубопроводов аммиачных холодильных установок

Изложен обобщенный подход к техническому диагностированию трубопроводов аммиачных холодильных установок с анализом возможных причин возникновения аварийных ситуаций.

Оптимизация системы технического обслуживания и ремонта для насосного оборудования нефтеперерабатывающих предприятий

Оптимизация системы технического обслуживания и ремонта для насосного оборудования является актуальной задачей для предприятий топливно-энергетического комплекса России, решение которой в современных условиях является для каждого предприятия индивиду...

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Оценка эффективности работы сооружений для механической очистки и их реконструкция на примере города в Иркутской области

В данной статье дана оценка эффективности работы сооружений для механической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод города и производственных сточных вод промышленного района нефтеперерабатывающего завода на примере города в Иркутской области. Сфо...

Использование программного обеспечения Unisim Design в моделировании промысловых сетей сбора и объектов подготовки нефти и газа

В статье рассмотрены осложнения при добыче и транспортировке нефти и газа — актуальная проблема нефтегазовых предприятий. В целях прогнозирования образования газогидратов, асфальтосмолопарафиновых отложений, а также для оптимизации промысловых сетей ...

Современные методы контроля технического состояния оборудования нефтеперекачивающей станции

В статье авторы разбирают инновационные методы контроля технического состояния НПС.

Особенности управления проектом строительства магистральных нефтепроводов

В данной статье рассматривается cовременное состояние изучения методов и систем управления проектами строительства магистральных нефтепроводов, системы управления, их основные преимущества и недостатки. Рассмотрены предпосылки для дальнейшего соверше...

Похожие статьи

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Особенности транспортировки высоковязкой нефти в условиях эксплуатации «горячего» трубопровода

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи о повышении энергоэффективности системы «трубопровод — насосная станция» в случае горячей перекачки нефти, дана оценка трубопроводной системы Казахстана, перекачивающих высоковязкие нефти. Авторы п...

Контроль качества ремонта колонного оборудования нефтехимических предприятий

В статье автор исследует причины нарушения качества ремонтных работ колонного оборудования.

Техническое диагностирование трубопроводов аммиачных холодильных установок

Изложен обобщенный подход к техническому диагностированию трубопроводов аммиачных холодильных установок с анализом возможных причин возникновения аварийных ситуаций.

Оптимизация системы технического обслуживания и ремонта для насосного оборудования нефтеперерабатывающих предприятий

Оптимизация системы технического обслуживания и ремонта для насосного оборудования является актуальной задачей для предприятий топливно-энергетического комплекса России, решение которой в современных условиях является для каждого предприятия индивиду...

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Оценка эффективности работы сооружений для механической очистки и их реконструкция на примере города в Иркутской области

В данной статье дана оценка эффективности работы сооружений для механической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод города и производственных сточных вод промышленного района нефтеперерабатывающего завода на примере города в Иркутской области. Сфо...

Использование программного обеспечения Unisim Design в моделировании промысловых сетей сбора и объектов подготовки нефти и газа

В статье рассмотрены осложнения при добыче и транспортировке нефти и газа — актуальная проблема нефтегазовых предприятий. В целях прогнозирования образования газогидратов, асфальтосмолопарафиновых отложений, а также для оптимизации промысловых сетей ...

Современные методы контроля технического состояния оборудования нефтеперекачивающей станции

В статье авторы разбирают инновационные методы контроля технического состояния НПС.

Особенности управления проектом строительства магистральных нефтепроводов

В данной статье рассматривается cовременное состояние изучения методов и систем управления проектами строительства магистральных нефтепроводов, системы управления, их основные преимущества и недостатки. Рассмотрены предпосылки для дальнейшего соверше...