Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема дистанционного обучения иностранным языкам как одному из видов речевой деятельности

24. Педагогика
11
Поделиться
Аннотация
Дистанционное обучение стало важной частью образовательного процесса, в особенности в контексте изучения иностранных языков. В данной статье рассматривается проблема дистанционного обучения иностранным языкам с точки зрения формирования навыков письма. Приводятся проблемы и ограничения, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты при развитии письменной речи в условиях дистанционного общения, и предлагаются методические решения для повышения эффективности этого процесса.
Библиографическое описание
Коваленко, С. И. Проблема дистанционного обучения иностранным языкам как одному из видов речевой деятельности / С. И. Коваленко, Д. Д. Габдрафикова, А. В. Нефёдов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18721.


Дистанционное обучение стало важной частью образовательного процесса, в особенности в контексте изучения иностранных языков. В данной статье рассматривается проблема дистанционного обучения иностранным языкам с точки зрения формирования навыков письма. Приводятся проблемы и ограничения, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты при развитии письменной речи в условиях дистанционного общения, и предлагаются методические решения для повышения эффективности этого процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранные языки, письменная речь, навыки письма, речевая деятельность.

Введение

В современном мире все больше людей начинают пользоваться интернетом, поэтому с развитием цифровых технологий дистанционное обучение иностранных языков стало неотъемлемой частью образовательной системы. Особое внимание в данном формате обучения уделяется формированию речевых навыков, в частности навыков письма . представляет собой сложную задачу как для преподавателей, так и для учащихся, поскольку письмо требует постоянного взаимодействия и обратной связи, что часто бывает затруднительно в условиях дистанционного обучения .

Актуальность темы объясняется необходимостью совершенствования методик преподавания, адаптированных под удаленное обучение. Цель статьи — исследовать проблемы формирования письменных навыков в процессе дистанционного обучения иностранным языкам и предложить методы их эффективного решения.

1. Особенности формирования навыков письма в дистанционном обучении

С каждым годом люди все больше и больше переходят в медиапространство. В среднем, «человек проводит в сети более десяти часов в день» [1, с. 119], вследствие чего люди пересматривают свое отношение к содержанию образовательных дисциплин. В Интернете появляется все больше «многочисленных интерактивных курсов» [1], которые осваивают обучающиеся на различных платформах.

Что понимает под дистанционным обучением?

Дистанционное обучение — это процесс обучения, в котором «используются как традиционные, так и новые специфические методы и средства обучения, основанные на компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях» [2, с. 49].

Преимущества дистанционного обучения

Гибкость и доступность . Дистанционное обучение позволяет охватить широкий круг учащихся, занятия для которых может проводиться в удобное для них время [2, с. 51];

Использование цифровых инструментов . Существуют платформы, комбинирующие различные курсы занятий и разнообразные возможности для обучающихся [2, с. 51];

Недостатки дистанционного обучения в аспекте обучения письму

Ограниченное взаимодействие с преподавателем . Обратная связь является ключевым элементом при обучении письменной речи, так как именно она помогает исправлять ошибки и улучшать качество текста.

Сложности с мотивацией и концентрацией . Необходимо наличие высокого уровня самодисциплины у обучающегося, также в дистанционном формате учащиеся часто испытывают недостаток мотивации, что негативно сказывается на процессе обучения [2, с. 51];

Отсутствие живого общения и контроля . Письменная работа требует умения составлять связные и логичные тексты, что часто усложняется отсутствием возможности «живого» корректирования ошибок.

Недостаточная компьютерная грамотность. Некоторые преподаватели и обучающиеся имеют малый опыт в работе с компьютерными технологиями и пользовательским интерфейсом в тех или иных программах [2, с. 51].

2. Методы и подходы к обучению письму в дистанционном формате

Для того чтобы достичь высоких результатов в обучении иностранным языкам, особенно в развитии письменных навыков, необходимо учитывать следующие аспекты.

Применение интерактивных технологий

Современные платформы, такие как Google Docs, Trello, Zoom, а также специализированные языковые ресурсы, создают эффективные условия освоения письменной речи. Совместная работа над документами в реальном времени, использование инструментов автоматической коррекции и возможность проведения виртуальных консультаций способствуют более углубленному развитию навыков письма [3].

Методы коллективного обучения

Совместные задания, такие как написание эссе в группе, ведение блога или обсуждение различных тем в формате форума, помогают студентам совершенствовать навыки письменной речи, создавая благоприятную среду для обмена идеями и получения обратной связи от преподавателей и одногруппников [4].

Использование автоматизированных систем проверки

Автоматизированные системы проверки, такие как Grammarly, LanguageTool и Writefull, онлайн-доски могут стать полезным дополнением для преподавателей, предоставляя студентам возможность самостоятельно проверять и улучшать свои тексты перед отправкой на проверку.

3. Проблемы и вызовы при дистанционном обучении письму

Дистанционное обучение письму затрагивает множество проблем и задач, связанных со спецификой виртуального образовательного процесса. Как отмечает А. Е. Зубкова: «Трудности разработки адекватного дистанционного обучения вызывают определенные разочарования в виртуальном дистанционном обучении» [6, с. 103]. Это подчеркивает, что создание эффективной программы дистанционного обучения не является простой задачей, и многие аспекты этого процесса могут вызывать недовольство как у преподавателей, так и у студентов.

Влияние внешних источников

Одной из ключевых причин этих трудностей является «функция сетей как поставщиков сетевого медийного контента» [5, с. 120], которая, хотя и схожа с образовательной, имеет «более широкую аудиторию». Это означает, что медийный контент, который доступен в интернете, часто не нацелен на образовательные цели и может отвлекать студентов от учебного процесса. В результате студенты могут испытывать трудности с концентрацией на учебных материалах, поскольку они поглощены разнообразием медиа-контента.

Ограниченная индивидуализация обучения

В дистанционном формате преподавателям сложно учитывать индивидуальные особенности учащихся, что влияет на успеваемость и степень мотивации, о чем подтверждает А. А. Маркеева в своей работе «Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении» [7].

Отсутствие немедленной обратной связи

В условиях очного обучения преподаватель может сразу отреагировать на ошибки и дать рекомендации, тогда как дистанционное обучение часто ограничивается текстовой обратной связью, что снижает эффективность коррекционного обучения.

Трудности в обучении креативному письму

Навыки креативного письма, такие как создание интересного и связного повествования, требуют дополнительных усилий. В условиях удаленного обучения процесс формирования этих навыков усложняется, так как учащимся не хватает вдохновляющей атмосферы и живого общения с преподавателем.

Таким образом, несмотря на все преимущества дистанционного обучения, такие как доступ к разнообразным ресурсам и возможность гибкого графика, существует множество проблем и вызовов. Необходимость в поддержании мотивации, обеспечении качественной обратной связи и создании структурированной образовательной среды становится особенно актуальной в условиях дистанционного обучения письму.

4. Практические рекомендации по совершенствованию процесса дистанционного обучения письму

Для преодоления указанных трудностей могут быть полезны следующие рекомендации:

  1. Регулярная обратная связь . Установление конкретных временных рамок для проверки письменных работ учащихся и предоставления обратной связи поможет поддерживать мотивацию (напр., нематериальная мотивация) и корректировать ошибки своевременно.
  2. Применение индивидуального подхода . Использование различных платформ позволяет учителям отслеживать прогресс учеников и давать рекомендации с учетом их уровня знаний и возникающих трудностей. Например, онлайн-доска Board.Classuper, где можно взаимодействовать с учениками, смотреть как они пишут определенное слово и исправлять его в случае ошибки.
  3. Организация занятий в малых группах . Групповая работа позволяет учащимся обмениваться мнениями и участвовать в коллективных обсуждениях, что стимулирует развитие письменной речи.
  4. Использование кейсов и реальных ситуаций . Метод ситуационного обучения предоставляет учащимся возможность совершенствовать письменные навыки, опираясь на примеры из жизни, что значительно укрепляет их коммуникативные умения. Так, студенты могут создать деловое письмо с запросом информации о курсе, оттачивая формальный стиль и правила официальной переписки, либо написать письмо другу с выражением благодарности, чтобы освоить нюансы неформального общения.

Заключение

Дистанционное обучение иностранным языкам открывает значительные возможности для изучающих, но требует адаптации традиционных методов для формирования письменных навыков. Важными аспектами эффективного обучения являются регулярная обратная связь , применение интерактивных инструментов и учет индивидуальных особенностей учащихся . Современные технологии могут значительно улучшить процесс обучения письму, однако они не могут полностью заменить живое взаимодействие. Внедрение предложенных методик поможет преодолеть основные трудности дистанционного обучения письменной речи и повысить его результативность.

Литература:

  1. Бушев, А. Б. Французский язык открывает двери в мир франкофонной политологии / А. Б. Бушев // Виртуальная коммуникация и социальные сети. — Тверь: Т. 1, 2022. — № 3 — С. 118–129. [https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-setevogo-diskursa-kak-osnovanie-ego-klassifikatsii]
  2. Артюхов, А. А. Международный научно-исследовательский журнал / А. А. Артюхов // Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе: научная статья. — Екатеринбург, 2021. — № 5. — С. 49–55.
  3. Шейко, А. И. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе / А. И. Шейко [Электронный ресурс]. — URL: https://multiurok.ru/files/statia-na-temu-primenenie-interaktivnykh-tekhnolog.html (дата обращения: 04.11.2024).
  4. Бабаева, М. А. Коллективное взаимообучение студентов основам естествознания в дистанционном формате / М. А. Бабаева [Электронный ресурс]. — URL: https://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2024/03/Бабаева-Взаимообучение-студентов-в-дистанте-2023.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
  5. Бушев, А. Б. Цели сетевого дискурса как основание его классификации / А. Б. Бушев // — Тверь: Т. 1, 2022. — № 1 — С. 120–132.
  6. Зубкова, А. Е. Развитие социокультурной компетенции учащихся при обучении иностранному языку / А. Е. Зубкова // — Пермь, 2014. — № 3 — С. 130–152.
  7. Маркеева, А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения: 12.11.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный