В статье представлена система нейропсихологических игр и упражнений, включенных в комплекс логопедических занятий. Игры и упражнения разделены на блоки: первый блок — развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта; второй блок — развитие кинетического компонента двигательного акта; третий блок — развитие динамической координации движений; четвертый блок — развитие реципрокной координации движений. Предлагаемые игры и упражнения способствуют стимулированию действий речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речевой активности детей с общим недоразвитием речи, развитии у них двигательных навыков.
Ключевые слова: дошкольный возраст, ОНР III уровня, общее недоразвитие речи, коррекция, движения.
The article presents the system of neuropsychological games and exercises included in the complex of speech therapy classes. The games and exercises are divided into units: the first unit is the development of tactile sensations and the kenestic component of the motor act; the second unit is the development of the kinetic component of the motor act; the third unit is the development of the dynamic coordination of movements; the fourth unit is the development of reciprocal coordination of movements. The proposed games and exercises contribute to stimulating the actions of the speech zones of the cerebral cortex which has a positive effect on the speech activity of children with general speech underdevelopment and the development of their motor skills.
Keywords: preschool age, general underdevelopment of speech of the third level, correction, movements.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — является наиболее распространенным речевым дефектом у детей. ОНР III уровня — средняя степень речевого развития, характеризующаяся недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических категорий речи, недоразвитием развернутой фразовой речи. Такие дети могут вести диалог с взрослыми, но только с теми, которые знают ребенка, это могут быть родители, сотрудники детского учреждения, куда ходит дошкольник и так далее. Объясняется это тем, что, не смотря на развернутую фразовую речь, незнакомым людям будет не понятно, что говорит ребенок, из-за нарушения в произношении, из-за ограниченного словаря и большого количество аграмматизмов. [7] Часто у детей данной категории можно наблюдать несогласованность движений, слабое развитие мелкой моторики, они не умеют выполнять движения, требующие мелких действий, (застегивать пуговицы, завязывать шнурки и др.). Можно сказать, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи нарушена психомоторика, т. е. совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью [7]. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека, состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания.
Проведя анализ теоретико-методологических позиций отечественной физиологии и психологии, положений научных трудов по различным отраслям соответствующих областей знаний, и прежде всего нейро-, пато-, и психофизиологии, таких как учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга (И. М. Сеченов, И. И. Павлов), учение о динамической локализации высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), общей теории построения движений (Н. А. Бернштенин), учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах и других научных концепций, можно сделать следующий вывод: недостаточность двигательных функций у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на выразительности мимики, интонационной и темпо-ритмической выразительности, на формирование произносительной стороны речи, общей внятности речи, правильного и четкого звукопроизношения, а в дальнейшем развитии диалогической речи. [1]
К высшим психическим функциям человека относится: мышление, память, восприятие, внимание, а также, безусловно, речь. Именно речи как психической функции, отводится одна из главенствующих ролей в развитии человека. Речь состоит из большого количества компонентов и уровней. О значимости речи говорил в своих работах Л. С. Выготский, он указывал на большое взаимодействие речи с мышлением, указывал на огромную роль речи в формировании и развитии детской психической системы. [1]
В старшем дошкольном возрасте устная, экспрессивная речь является регулирующим звеном деятельности, она подчиняет деятельность ключевой цели, регулирует ее исполнение, вовлекает дополнительных участников в деятельность.
У дошкольников с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений происходит задержка развития психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их нарушения мешают развитию речемыслительной и познавательной деятельности, замедляют процесс овладения знаниями, не дают возможности обеспечить полноценное общение. [5]
Более чем 15-летний опыт работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, практически подтверждает наличие у таких детей помимо расстройства речевого компонента, наличие расстройства моторного компонента, то есть нарушения развития общей и мелкой моторики. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, можно наблюдать:
— плохую координацию движений общей моторики рассогласованность движений разных групп мышц, неумение рассчитать амплитуду целенаправленного движения), трудности ориентировки в схеме тела, пространстве, и как следствие, неумение ориентироваться во времени (дети могут путаться, что было раньше, что позже; в дальнейшем затрудняются определить время по циферблату часов);
— слабое развитие межполушарных связей, что выражается в сложности выполнения действий по речевой инструкции;
— сложности в восприятии и воспроизведении ритмов в общей, мелкой моторике. Они находят отражение в восприятии и воспроизведении слоговой структуры слов,
— темпо-ритмической и интонационной организации речи в целом;
— слабое развитие мелкой и артикуляционной моторики (детей отличает невозможность сформировать позу/уклад; сложно удержание и / или переключение поз, т. е. нарушены как статические, так и динамические моторные программы;
— отсутствие самоконтроля.
Учитывая вышеперечисленные особенности дошкольников с третьем уровнем речевого недоразвития, мы предлагаем в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми потребностями (с тяжелыми нарушениями речи), использование упражнений для стимуляции мозжечка и развития межполушарных связей, в основе которых лежат концепция А. Р. Лурии, Л. С. Выготского [1], теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга позволит эффективно реализовать коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы и успешно сформирует лексико-грамматический строй речи дошкольников в более короткие сроки, положительно скажется на выразительности мимики, интонационной и темпо-ритмической выразительности, на формирование произносительной стороны речи, общей внятности речи, правильного и четкого звукопроизношения, а в дальнейшем развитии диалогической речи.
Развитие мозговой деятельности в детском возрасте формируется по блокам.
Первый блок мозга отвечает за энергию, энергетический баланс. Обеспечивает энергией весь организм человека и мозг в том числе. Это глубинные структуры, которые закладываются еще внутриутробно и к первому году жизни они практически сформированы.
Второй блок активнее всего формируется в дошкольный период и отвечает за информацию, которую мы принимаем от мира, перерабатываем и даем какой-то ответ на нее. Здесь выделяют несколько компонентов:
— зрительный (обработка зрительной информации — зрительное восприятие), слуховой (обработка неречевых и речевых звуков — слуховое восприятие);
— кинестетический (информация, которую мы получаем от тела);
— пространственный (схема тела, ощущение себя в пространстве, пространственные представления);
— кинетический (плавность переключения между отдельными элементами).
Третий блок начинает активно формироваться у детей перед школой. Этот блок программирования, регуляции и контроля за нашей деятельностью и т. д. И для коррекции работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое предназначено мозолистое тело, находящееся между двумя полушариями мозга и осуществляющее межполушарные связи. Стимулируя работу мозжечка, мы развиваем двигательные и когнитивные способности ребенка, благотворно влияем на его эмоциональный фон и поведение.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость в углубленной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня. В связи, с чем были разработаны четыре блока игр, целью которых стало стимулирование действий речевых зон коры головного мозга с использованием нейропсихологических игр.Особое внимание направленно на развитие психических процессов у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Упражнения данных блоков включены в цикл занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня.
Использование занятий с нейропсихологическими играми позволяет решить несколько задач (с учетом положений ФГОС ДО):
— создание условий для формирования и практического усвоения лексико-грамматических средств языка;
— осуществления мозжечковой стимуляции;
— практическое овладение воспитанниками нормами речи;
— развитие слухового внимания;
— умение использовать в речи словоформы (падежные уменьшительно-ласкательные и др.), обогащение активного словаря.
— умение понимать на слух и использовать в собственной речи различные формы словообразования и словоизменения;
— зрительно-моторной координации, моторной ловкости, тонких дифференцированных движений пальцев рук;
— качества произвольных движений, точности движений, мелкой моторики пальцев;
— закрепления и развития у детей речевой коммуникации;
— навыка контроля и самоконтроля при выполнении заданий;
При разработке блоков и подбора нейропсихологических игр, мы учитывали принцип «от простого к более сложному», развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта выделено в первый блок и содержит такие игры как: «Согреем ладошки», «Пила», «Утюжок», «Каток» и др. Данные игровые упражнения начинаются с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводиться растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки (применяются элементы самомассажа), после ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх — вниз. То же для другой руки. Затем правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
Второй блок — это игры, направленные на развитие кинетического компонента двигательного акта: «Веселые маляры», «Трусливый зайка», «Курочка пьет воду», «Гусь» и др. Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной потом другой рукой, затем двумя руками одновременно. Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями вверх-вниз. Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями вверх-вниз. Локти опираются на сто, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик»; движения производятся кистями вверх-вниз. Локти опираются на стол. Большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх-вниз.
Третий блок — содержит игры на развитие динамической координации движений: «Кулачок», «Здравствуй пальчик», «Человек бегает», «Мишка косолапый». Движения выполняются сначала поочередно — то одной, то другой рукой, затем двумя руками вместе. Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого и разжимаем, начиная с мизинца. Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками (здороваются). Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу. Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх (голова медведя). Движения производится поочередно большим и указательным — безымянным и мизинцем (имитируется походка медведя).
Четвертый блок — содержит нейропсихологические игры наразвитие реципрокной координации движений: «Стул», «Стол», «Птенцы», «Кулак, ребро, ладонь» и др. Данные упражнения выполняются по образцу и направленны на развитие у детей внимания, памяти, повышения общего тонуса, снятие психоэмоционального напряжения, активизация мелкой моторики. Локти опираются на стол, левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы полотно сжаты. Правая рука согнута. Кулак приставлен к нижней части ладони левой руки. Затем положение руке меняется. Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется. Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.
Данные упражнения составляют основу разработанной программы, которая рассчитанная на 29 занятий, в ее основу заложен принцип развивающего обучения. Она предусматривает использование нейропсихологических игр и упражнений, игр с элементами «Пальчикового игротренинга», целью которых ставиться развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти, воображения, а также речи, мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Опыт показывает, что необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыков ручной умелости, развития и стимулирования действий речевых зон коры головного мозга, формирования механизмов регуляции тонуса и силы сокращения мышц, позволяющие выполнять движения точно и быстро. Созданные условия позволят добиться положительных результатов в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Мы определили ряд требований к проведению занятий: подбор, если нужно, изготовление наглядного и раздаточного материала; мотивационную заинтересованность каждого ребенка в своей деятельности; эмоциональный настрой педагога на каждое занятие; умение педагога видеть всю группу детей в целом и каждого ребенка в отдельности.
Все занятия содержат игровую мотивацию, позволяют заинтересовать каждого ребенка в своей деятельности и сохранять внимание до окончания занятия. Структура занятий включает: самомассаж рук, пальчиковую гимнастику, массаж рук разными предметами (колечками, массажными шариками су-джок, грецкими орехами и др.); подвижные игры, нейропсихологических игры. Данные занятия носят интегрированный характер, так как развивают не только двигательные умения, психические процессы, но и позволяют решать проблемы коррекции речевых нарушений дошкольников с общим недоразвитием речи. Занятия с детьми рекомендуется проводить один раз в неделю.
Для детей с ОНР — это увлекательные упражнения, которые дают им чувство успешности, с каждым разом помогая становиться все более внимательными и ловкими.
Подведя итог, можно отметить, что использование данных занятий в рамках специально организованного обучения, а также в процессе психолого-педагогического сопровождения детей позволит сформировать достаточно высокий уровень развития не только речевых способностей дошкольников с общим недоразвитием речи, но и благоприятно скажется на психомоторном развитии таких детей. Можно сказать, что состояние двигательной функциональной системы во многом определяет благополучие здоровья и физические возможности ребенка, обуславливает особенности его психофизиологического развития, определенным образом сказывается на становлении личности, влияет на формирование ее внешнего поведенческого облика. Указанная зависимость наглядно проявляется в случае тех или иных отклонений в моторной сфере человека, особенно при наличии значительных нарушений в развитии двигательной функциональной системы, возникающих с раннего возраста. Отклонения в моторном развитии ребенка первых месяцев жизни выступают в качестве одного из основных показателей, сигнализирующих о будущем неблагополучии в психофизическом развитии дошкольника и возможной деформации в становлении его как личности.
Представленные данные в статье могут нести информационную и практическую ценность для практикующих логопедов, работающих в детских образовательных учреждениях с обучающимися с ОНР III уровня, использоваться указанными специалистами для развития речи у дошкольников данной категории в процессе игровой деятельности, нести информационную ценность для воспитателей и педагогов-психологов, работающих в детских образовательных учреждениях.
Литература:
- Выготский, Л. С. Мышление и речь. — Издательство «Лабиринт», Москва, 1999. — 352 с.
- Большой психологический словарь: словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Москва: АСТ: АСТ Москва; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. –811 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320с.
- Клюева, Н.ВУчим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Акад. развития, 1996. — 237 с.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя): учебное пособие для студентов педвузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Москва. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие для вузов / Р. Е. Левина. — Москва: Альянс, 2017. — 368с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — Москва: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. — 624 с.

