Лестничное чтение: интерактивный путь к формированию читательской грамотности
Автор: Шлапунова Наталья Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 10.12.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Шлапунова, Н. В. Лестничное чтение: интерактивный путь к формированию читательской грамотности / Н. В. Шлапунова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18754/ (дата обращения: 17.12.2024).
Препринт статьи
Читательская грамотность — это не просто умение декодировать текст, но и способность критически осмысливать информацию, анализировать её, интерпретировать и использовать в различных контекстах. В современном мире, переполненном информацией, формирование этой грамотности становится всё более актуальным. Эффективными являются интерактивные методы чтения информации. Интерактивные методы обучения читательской грамотности ориентированы на активное участие учеников в процессе обучения, превращая его из пассивного восприятия в активное созидание смыслов. Они способствуют развитию критического мышления, умению анализировать, интерпретировать и применять полученные знания.
Одним из нестандартных и эффективных способов достижения этой цели является лестничное чтение — интерактивный метод, который выходит за рамки традиционного пассивного чтения. Лестничное чтение предполагает чтение текста несколькими участниками, расположенными на разных уровнях (например, ступеньках лестницы, различных возвышениях). Каждый участник отвечает за определенный фрагмент текста или роль персонажа. Это не просто чтение вслух, а целое театрализованное представление, где важны интонация, мимика, жесты, а также взаимодействие между читающими.
Как лестничное чтение способствует формированию читательской грамотности?
Во-первых, это глубокое понимание текста. Подготовка к лестничному чтению требует тщательного анализа текста. Участники должны понять не только сюжет, но и подтекст, мотивы персонажей, авторскую позицию. Такой глубокий анализ способствует формированию критического мышления и умению работать с информацией на разных уровнях.
Во-вторых, это развитие навыков анализа и интерпретации. Выбор интонации, темпа чтения, жестов — всё это требует анализа текста и его интерпретации. Участники учатся передавать смысл текста различными средствами, что помогает им лучше его понять и осмыслить.
В-третьих, это улучшение навыков выразительного чтения. Лестничное чтение — это отличный тренинг для развития навыков выразительного чтения. Участники учатся контролировать свою речь, интонацию, темп, что важно не только для чтения, но и для публичных выступлений.
В-четвертых, это формирование коммуникативных навыков. Работа в группе, координация действий, обсуждение интерпретации текста — всё это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и выстраивать продуктивное взаимодействие.
В-пятых, это повышение интереса к чтению. Интерактивная форма лестничного чтения делает процесс чтения более увлекательным и захватывающим. Это особенно актуально для детей и подростков, которые часто испытывают трудности с традиционным чтением.
В-пятых, это развитие творческого потенциала. Участники могут проявлять свою творческую инициативу, выбирая способы интерпретации текста, добавляя собственные элементы (жесты, мимику, музыкальное сопровождение).
Лестничное чтение может использоваться на различных этапах обучения. Короткие рассказы, стихотворения, сказки можно использовать на начальном этапе. На среднем этапе подойдут для анализа более сложные тексты, рассказы и повести. Для учащихся 10–11 классов можно использовать литературные произведения, анализ которых требует глубокого осмысления.
Таким образом, лестничное чтение — это не просто развлечение, а мощный инструмент формирования читательской грамотности. Этот интерактивный метод способствует глубокому пониманию текста, развитию критического мышления, коммуникативных навыков и творческого потенциала. Его использование в образовательном процессе может значительно повысить эффективность обучения чтению и способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Сценарий лестничного чтения «Плач скрипки» (по рассказу А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»)
Методические рекомендации: текст рекомендуется прочитать самостоятельно до проведения мероприятия, попытаться дать свою оценку изображенным действиям, расставить логические ударения и паузы, продумать музыкальное сопровождение.
- Вступление.
Слово учителя. Сегодня, ребята, в форме лестничного чтения мы знакомимся с рассказом Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда». Отмечу, что Чехов всегда себя позиционировал как врач, а не как писатель. И все, что он написал, это попытка вылечить людей. Этот рассказ Чехов написал в 1894 году, когда ему было 34 года. Уже в этом возрасте писатель задумывался над вопросами жизни и смерти, взаимоотношений в семье, об отношении к окружающим и о преодолении смерти через искусство. Чехов придумал необычное название — «Скрипка Ротшильда».
— Почему « Скрипка Ротшильда »? Ведь главный герой — Яков Матвеич и скрипка принадлежала ему. (Скрипка — душа Якова, когда ему становилось плохо, он брал в руки скрипку и играл. Музыка лечила его и помогала выжить в сложные времена. Жизнь Якова была нелепой и глупой. Именно спасением он видел смерть, а в знак переосмысление своей жизни он дарит скрипку человеку, к которому всю жизнь он испытывал ненависть.)
Отмечу, Ротшильды (нем. Rothschild) — международная династия банкиров и общественных деятелей. Основателем династии Ротшильдов является Майер Амшель Ротшильд, основавший банк во Франкфурте-на-Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе, Франкфурте-на-Майне. Это всемирно известная фамилия, вызывающая ассоциацию с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе и банковским делом. В ходе обсуждения текста мы подумаем: почему Чехов дает фамилию Ротшильд человеку, который не был богат?
В тексте условно можно выделить три части: знакомство с героем, болезнь и смерть жены Якова и переосмысление своей жизни.
- Основная часть.
Часть 1. Знакомство с героем .
Чтение текста с начала до слов «…скрипка издавала звук, и ему становилось легче». Обсуждение:
— Что вы узнали о главном герое рассказа? Дайте характеристику герою? Кто он? (Яков Иванов — гробовщик, его жизнь течет без перемен, по плану, его интересы сугубо материальные, жил бедно, каждый день подсчитывал убытки, его интересовала только материальная сторона жизни. Иногда его приглашали играть в оркестре, но там он выражал свою ненависть к еврею Ротшильду, поэтому приглашения были только в исключительных случаях и т. д.)
— Почему Яков хочет побить Ротшильда? (По словам автора, Ротшильд любую радостную мелодию превращал в очень грустную музыку; выражает ненависть и злобу к богатым людям; Яков попадает под обманное впечатление внешнего, видимого — фамилии банкира и национальности еврея хватает для ненависти)
— Почему Ротшильд не вступает с Яковом в конфликт? (уважает за талант)
— Как называется оппозиция ЯКОВ — РОТШИЛЬД? (противопоставление, антитеза)
— Как называет автор героя в тексте? (Яков, Яков Матвеич, Бронза)
— Автор дает прозвище БРОНЗА. Какой смысл вкладывает Чехов ? (Бронза — значит окостенение души, т. е. обронзовение, стала жесткой и черствой, особенно, когда он делал детские гробики — не хотел заниматься чепухой)
— Однако что-то хорошее в душе Якова осталось. Что именно? (любовь к музыке. Значит, автор будет спасать своего героя. Посмотрим, как..)
— Как называется такая часть в композиции текста? ( Экспозицией )
Резюме: главный герой — гробовщик, живет бедно и скучно. Всю жизнь его интересует материальная сторона. В свободное время играет на скрипке. Игра на скрипке спасает героя, когда ему тяжело. Главный герой имеет прозвище Бронза. Напоминание автора о профессии героя — бронзовые надгробные памятники. Автор показывает обронзовевшую душу Якова — черствую, неживую.
Часть 2. Чтение и обсуждение.
Со слов «Шестого мая прошлого года… до слов..он потрогал рукой гроб и подумал: «Хорошая работа». Чтение по ролям (Марфа, Яков, Максим Николаевич, Автор). Обсуждение.
— Какие были отношения у Якова и Марфы?
— Как Яков относится к Марфе?
— Какое событие нарушило привычный ход жизни Якова?
— Как реагирует Яков на известие о смерти Марфы?
— Опишите Марфу. Почему она считала смерть спасением?
— Что являлось в тексте символом окостенения души? (Железный аршин, которым он измерял Марфу)
Резюме: Произошло событие, которое нарушило привычный ход жизни и даже изменило его. Впервые Яков увидел лицо жены ясным, радостным, счастливым. И понял, что для неё смерть — избавление от этой жизни, в которой не было ничего радостного и счастливого.
Часть 3.
Чтение эпизода «Но когда он возвращался с кладбища… (1 абзац)…. Он сел под нее и стал вспоминать… тем печальнее пела скрипка … — скрипку отдайте Ротшильду и до конца»
Обсуждение:
— Оживший, воскресший Яков пересматривает всю свою жизнь. К какому очень важному выводу он приходит?
— Перед смертью Яков играет на скрипке. О чём печальная песня скрипки?
— Почему именно Ротшильду он завещает скрипку?
— Случайно ли Чехов дал своему герою фамилию знаменитого богача? Чем богат музыкант Ротшильд?
Резюме: После прочтения этой части чувствуется тоска и сожаление.После смертижены Яков стал осознавать, что вся жизнь его была неправильной. Смерть Марфы заставляет Якова очнуться от обронзовелости. Самое дорогое, свою скрипку, Яков завещает Ротшильду, тому, кого ненавидел и кто стал его братом. Завещает свою душу.
- Заключение.
Страшная и жуткая история. Чехов дает своему герою исповедаться перед смертью. Мелодия скрипки обнажает живую душу. Именно поэтому рассказ оставляет светлое чувство, веру в добро, в настоящие отношения. Чехов показывает, как искусство способно исцелить человека, пробудить его душу и не оставаться равнодушным к проблемам других людей.
Литература:
- Журавлева О. Я. Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»//Журнал «Первое сентября» https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801607
- Козлова Л. В., Солодовникова Н. В. Смысловое чтение как средство формирования читательской грамотности//Актуальные проблемы образования, г. Чита, 2021.
- Круглова Е. Н. Читательская грамотность как важнейший индикатор функциональной грамотности//Современные наукоемкие технологии № 1, 2023.
- Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов. М.: Прогресс Традиция; М, 2003.
- Моргунова Л. Б. Интерпретация рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Разработка урока литературы для профильного физико-математического класса//Журнал «Открытый урок. Первое сентября». https://urok.1sept.ru/articles/585079