Статья посвящена развитию основных когнитивных процессов младших школьников посредством реализации авторской программы «Дум Думыч». Развитие когнитивной сферы — одно из важнейших направлений, поскольку когнитивная сфера включает в себя развитие всех основных психических процессов ребенка. Изложенный в статье опыт внедрения авторской программы «Дум Думыч» для младших школьников, а именно для детей 6–7 лет позволяет сделать вывод о том, что данная программа эффективна, и её использование способствует развитию когнитивной сферы.
Ключевые слова: когнитивные процессы, младший школьный возраст, помощь в адаптации, произвольность, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воля, авторская программа.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6–7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др. [5, с. 79].
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [4, с. 321].
Возникает необходимость развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста, а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления.
Когнитивную сферу личности составляют следующие центральные сферы психики: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воля. Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль педагога и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий [2, с. 49].
Главное в системе работы по развитию когнитивной сферы младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения — мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед занятием, сделать ребенка в школе счастливым.
Поэтому ставлю перед собой цель — развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, восприятие, память, воображение, волю, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В моей методической копилке очень много тестов, позволяющих проводить диагностику общих интеллектуальных способностей, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, много заданий и упражнений для развития умственных способностей, различных игр, позволяющих активизировать и развивать познавательные способности.
Очень большим подспорьем является разработанная авторская программа «Дум Думыч». В ее основу входит работа в рабочих тетрадях по разработанной программе.
Цель программы: помощь в адаптации учащихся к школьному обучению, коррекция и развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школьный период.
Решение задач осуществляется с учетом возрастных особенностей детей 6–7 лет.
Содержание программы реализуется на основе нейропсихологической программы С. Антоновой «Движение тела — движение мысли». Программа «Дум Думыч» составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
Учебный план составлен циклично на 1 учебный год, что способствует лучшему усвоению содержания программы. Каждая тема реализуется через набор игр, упражнений; конкретные обучающие и развивающие задачи каждой совместной деятельности решаются с усложнением от темы к теме. По программе составлена рабочая тетрадь
Алгоритм реализации программы:
Первый этап — диагностический — анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.
Второй этап — коррекционно-развивающий — осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап — итоговый — анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Психодиагностика:
а) Методика исследования кратковременной памяти;
б) Методика изучения уровня внимания и самоконтроля школьников;
в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;
г) Методика на исследование наглядно образного, словесно-логического мышления;
Ожидаемый результат: Оно ориентировано на детей 6–7 лет и помогает им освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, восприятия; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.
На базе МОБУ СОШ № 21 данная программа реализуется с 2020 года с учащимися 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30–35 минут. Рабочие тетради распечатывают сами родители. Предполагаемая система занятий позволяет успешно решать задачи развития когнитивных способностей мозга: внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, скорость восприятия и обработки информации.
Отличие данной программы от других программ состоит в том, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании личности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Схема занятия
|
Этап занятия |
Время |
Содержание |
|
Организационный момент |
1–5 минут |
Разминка Упражнения на формирование межфункционального взаимодействия (ФМВ — проводятся в начале каждого занятия) |
|
Изучаем материал |
7 минут |
Работает в рабочих тетрадях |
|
Физ.минутка |
3–4 минуты |
Игры на внимание |
|
Изучаем материал |
7 минут |
Работает в рабочих тетрадях |
|
Итог занятия |
7 минут |
Игры в группе. Подводим итог занятия. |
Для того чтобы проверить как работает данная программа в начале и в конце была проведена диагностическая работа.
Вся психологическая диагностика, которую проводили с детьми, разделена на следующие составляющие:
— «Развитие познавательных процессов». Характеризует компоненты интеллектуальной деятельности ребенка, его умственную работоспособность.
— «Зрительно-моторная координация». Осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
— «Аудиомоторная координация». Показывает уровень развития ориентировки в пространстве
Для проведения психодиагностических мероприятий использовались следующие методики:
— «Корректурная проба» Бурдона (упрощенная форма);
— Методика «Рисование по точкам»
— Графический диктант
— Методика «Прослушай и нарисуй»
— Методика «Назови 10 слов»
— Методика «Назови 16 картинок»
— Методика «Исключение лишнего» (зрительный и слуховой анализ — синтез)
— Методика «Простые аналогии»
Рис. 1
На рис. 1 показаны средние результаты диагностической работы. Результаты работы прошлого учебного года.
На конец года развитие познавательных процессов, ВПФ повысилось на 31 %, зрительно-моторная координация на 9 %, аудиомоторная координация на 48 %. Также через наблюдение мы видим развитие произвольной сферы, работоспособности.
За счет малых групп, происходит активное «сотрудничество» между учеником и педагогом, за счет индивидуальной проработки программного материала различной степени сложности соответствующим индивидуальным способностям ученика. Педагог рассматривает, как слушает обучающийся, как запомнил и т. д. Постоянно напоминают, что надо делать. В результате развивается произвольность как особое качество психических процессов.
Выполнение учебных заданий требует действий по заданному порядку. Контроль взрослого развивает самоконтроль и самоотчет у детей, умение развернуто обосновывать правильность своих ответов. В результате появляются такие ценнейшие новообразования интеллекта, как внутренний план действий и внутренний самоотчет — рефлексия.
Литература
- Антонова С. «Движение тела — движение мысли»: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа — М.: Чистые пруды, 2010 г. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». вып. 34).
- Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности / Л. В. Ахметова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — C. 49.
- Зак А. З. «Развитие умственных способностей младших школьников», М., Просвещение, 1994.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон // М.: Просвещение. — 2004. — C. 321.
- Горбачева Е. И. Умственное развитие: критерии и нормативы. / Е. И. Горбачева, К. М. Гуревич // М.: Знание. — 1992. — C. 79.
- Забрамная С. Д. Боровик О. В. от диагностики к развитию: пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд.2-ое, переработанное и дополненное. — М.: В.Секачев, — 2004
- Захарова Ю. А. Тетрадь для штриховки — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
- Прокопьева, О. К. Развитие когнитивной сферы у младших школьников посредством реализации авторской программы «Дум Думыч» / О. К. Прокопьева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://detskiy-psyholog.ru/statya-2022.html (дата обращения: 10.10.2024).

