Преемственность патриотического воспитания в ФОП ДО и ФОП НОО: от любви к родному краю к гражданской ответственности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казакова, Е. Н. Преемственность патриотического воспитания в ФОП ДО и ФОП НОО: от любви к родному краю к гражданской ответственности / Е. Н. Казакова, А. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18716/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья рассматривает важность преемственности в патриотическом воспитании детей от дошкольного возраста до начальной школы. Автор выделяет общие цели и методы патриотического воспитания в ФОП ДО и ФОП НОО, подчеркивая необходимость плавного перехода и углубления знаний о Родине, ее истории, культуре и традициях.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, преемственность, ФОП ДО, ФОП НОО, детский сад, начальная школа, любовь к Родине, гражданская ответственность, история, культура, традиции, семья, методы воспитания.

На протяжении многих лет мы говорим о важности патриотического воспитания.

Но что это значит для наших детей? Как мы, педагоги, можем помочь им понять и полюбить свою Родину, стать настоящими гражданами своей страны? Ответ кроется в непрерывном, последовательном процессе воспитания, в котором дошкольное образование плавно переходит в начальное. Именно здесь и лежит ключ к успеху: формирование любви к родному краю в детском саду закладывает прочный фундамент для развития гражданской ответственности в школе.

Патриотическое воспитание в ФОП ДО и ФОП НОО имеет много общего, несмотря на различия в возрастных группах и программах.

Вот ключевые сходства:

  1. Цель: Обе системы образования стремятся сформировать у детей любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории, культуре и традициям.
  2. Формирование гражданской идентичности: В обоих типах образования важно создать у детей чувство принадлежности к своему народу, региону, стране. Дети должны понимать, что они являются частью чего-то большего, чем просто семья.
  3. Развитие ценностных ориентиров: Патриотическое воспитание в ДО и НОО направлено на формирование у детей положительных нравственных ценностей, таких как патриотизм, любовь к Родине, уважение к закону, ответственность за свои поступки.
  4. Использование разных методик: Обе системы применяют разнообразные методики, адаптированные к возрасту детей. В ДО акцент делается на игре, сказках, стихах, песнях, рисование, конструировании. В НОО применяются проекты, исследовательская деятельность, ролевые игры, дебаты.
  5. Взаимодействие с семьей: В обоих типах образования важно сотрудничество с родителями. Родители могут помогать детям узнать больше о своей семье, истории своего рода, показать им красоту родного края.
  6. Акцент на местном: Как в ДО, так и в НОО акцент делается на знакомстве с историей и культурой своего города, региона. Важно, чтобы дети знали о героях своего края, о знаменитых людях, о достопримечательностях.
  7. Социально-значимые практики: И ДО, и НОО включают в свою программу социально-значимые практики, например, участие в акциях по очистке территории, благотворительные мероприятия, посещение ветеранов и т. д.

Таким образом, патриотическое воспитание в ФОП ДО и ФОП НОО — это единый процесс, направленный на формирование у детей чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Как же это происходит? В дошкольном возрасте мы знакомим детей с красотой родной природы, с историей своего города и края, рассказываем о героях, прославивших свою родину. Например, во время прогулок мы можем обратить внимание детей на красоту деревьев, рассказать о птицах, которые гнездятся в нашем лесу, о том, как нужно беречь природу. Или же, во время тематической недели, посвященной истории города, можно организовать экскурсию в краеведческий музей, где дети узнают о том, как зарождался их город, о его известных жителях, о значимых событиях. [1]

Мы можем читать детям сказки и рассказы о героях, которые защищали свою Родину, показывать им картины и фотографии, связанные с историей нашей страны. Помимо этого, мы развиваем в детях чувство гордости за свою страну, воспитываем любви к своей семье, своим традициям, прививаем уважение к старшим, учим беречь природу. Мы учим их петь песни о России, рассказывать стихи о своей Родине, разучивать народные танцы.

В начальной школе эта работа продолжается.

Дети знакомятся с историей России, с ее героями и традициями, учатся понимать основы правового государства, основы гражданской ответственности. Например, учащиеся начальных классов могут принимать участие в школьных проектах, посвященных важным историческим событиям, узнавать о героях Великой Отечественной войны, о людях, прославивших свою страну в науке, искусстве, спорте. Мы можем использовать ролевые игры, где дети смогут попробовать себя в роли граждан, участвуя в обсуждении правил поведения в общественных местах, основах правового государства.

В чем же важность преемственности? Преемственность в патриотическом воспитании обеспечивает плавный переход от детского сада к школе, устраняет разрыв в понимании ценностей и принципов патриотизма. Она позволяет углубить и расширить знания детей, сформировать у них целостное представление о своей Родине, о ее истории, культуре и традициях. Например, ребенок, который в детском саду уже узнал о своем городе, его истории и знаменитых людях, в школе сможет более глубоко изучить эту тему, узнав о ее связи с историей страны в целом. Он уже будет знать о значении патриотизма и будет более готов понять концепцию гражданской ответственности.

Какие методы и формы работы можно использовать? В дошкольном образовании эффективно использовать игровую форму обучения, сказки, песни, стихи, рисование, конструирование. Важны экскурсии в музеи, театры, парки, посещение мемориалов. В начальной школе можно использовать проекты, исследовательскую деятельность, ролевые игры, дебаты. Важно включать детей в общественную жизнь класса, школы, города, воспитывать у них чувство ответственности за свой дом, свою школу, свой город. [2]

Такой комплексный подход, основанный на принципе преемственности, позволяет нам эффективно реализовывать задачи патриотического воспитания, формируя у детей гордость за свою Родину, ее историю и достижения. Совместная работа детского сада и начальной школы создает прочную основу для дальнейшего развития патриотических чувств у подрастающего поколения.

В заключении, хотим подчеркнуть: Патриотическое воспитание — это долгий и сложный процесс, который требует от нас, педагогов, систематической и целенаправленной работы. Преемственность в воспитании — это залог успеха в формировании у детей любви к Родине, к своему краю, чувства гражданской ответственности. Давайте вместе создадим такую систему воспитания, которая поможет нашим детям стать достойными гражданами своей страны!

Литература:

1. Бобрикова Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е. В. Бобрикова, С. Д. Бочарникова, Я. С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары, 2018. — С. 47–50.

2. Вагина Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 3–10