Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий
Авторы: Беридзе Ирина Михайловна, Харьковская Татьяна Секербаевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 09.11.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Беридзе, И. М. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий / И. М. Беридзе, Т. С. Харьковская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18709/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье раскрываются особенности художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста посредством современных технологий. Рассматриваются такие технологии, как пластилинография, экспериментирование, нетрадиционное рисование, игровая технология, изотерапия и др.
Ключевые слова: художественно-эстетическое, развитие, дети, технология.
Актуальность художественно-эстетического воспитания обусловлена важностью развития у детей способности замечать красоту в искусстве, видеть ее в жизни, воспринимать произведения искусства, испытывать наслаждение от своего творческого процесса. Социальная ситуация в нашем обществе обуславливает необходимость формирования у молодых людей чувства красоты, изящности, гармонии, желания созидать, а не разрушать.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста обосновывается необходимостью: выполнения требований Закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 г.); конструирования новой модели образовательного процесса с учётом ценностных ориентиров общества и развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, саморазвития ребёнка как субъекта деятельности в разных сферах жизни; совершенствования художественно-эстетической среды как условие поиска современных форм и средств освоения ребёнком культуры, искусства и художественно-творческой деятельности; практико-ориентированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
Средства изобразительного искусства представляют собой уникальную возможность осуществлять эстетическое развитие детей дошкольного возраста при условии грамотного руководства со стороны педагога. В русской живописи есть немало мастеров, чьи произведения продолжают вдохновлять, удивлять и восхищать нас. Однако не всегда в дошкольных образовательных учреждениях обеспечены условия эстетического воспитания дошкольников, наблюдается бедность художественно-эстетической среды, а средства изобразительного искусства используются недостаточно эффективно.
Вопросы эстетического развития детей дошкольного возраста разрабатывались в трудах В. Л. Езикеевой, Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Т. А. Копцевой, Н. А. Курочкина, М. В. Мацкевич, Ж. М. Мукашевой, Л. В. Пантелеевой, А. А. Ольховой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.
Значение приобщения дошкольников к изобразительному искусству с целью развития их эстетических вкусов отмечали М. В. Мацкевич, Ж. М. Мукашевой, Л. В. Пантелеевой, А. А. Ольховой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.
Эстетическое развитие дошкольников представляет собой процесс развития его эстетического сознания, его эстетических чувств, развитие языка эмоций. Само эстетическое развитие осуществляется поэтапно. Вначале ребенок воспринимает красоту как данное. Затем под воздействием взрослого он начинает осознавать, что в природе, в жизни что-то может быть красивым, гармоничным, пропорциональным, чистым, а что-то может приобретать неправильные, уродливые формы. Причем велика заслуга в этом человека. Именно человек может поддерживать красоту в природе, чистоту и порядок в доме, создавать красивые вещи, поделки, рисунки, а может и все разрушать, мусорить, нарушать порядок и красоту [40, с.285].
На следующем этапе эстетического развития у ребенка начинает развиваться эстетический вкус, эстетические предпочтения. Под воздействием взрослого развивается его эмоциональная сфера. Ребенок овладевает языком эмоций. Он уже может сказать: «Мама, посмотри, какое сегодня красивое небо». А взрослый может добавить: «Да, ты прав, меня восхищает его красота, я чувствую, что меня наполняет спокойствие и радость, когда я смотрю на эти розовые облака. А что чувствуешь ты?». Именно взрослый помогает ребенку осознать его эмоциональные переживания, обозначить их словом. На этом этапе эстетического развития ребенок не только начинает замечать красоту, но и пытаться ее передать в своем рисунке. Нередко бывает так, что дети, обладая недостаточно развитыми графическими навыками, расстраиваются из-за того что не могут нарисовать красиво, как это изобразил художник или как это выглядит в природе. Это означает то, что эстетическое развитие ребенка находится на высоком уровне, так как ребенок обладает собственной рефлексией, может оценить свои способности в создании прекрасного, сравнить их со способностями художника. Большая роль в эстетическом развитии в формировании эстетического вкуса у детей отводится педагогу [40, с.285].
Например, картины И. И. Шишкина представляют уникальное средство по формированию эстетического сознания и эстетического вкуса дошкольников. Такие шедевры, как «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь», «Лесные дали» и другие, проникнуты истинной любовью к русскому лесу.
На примере картин И. И. Шишкина можно использовать такую технологию, как пластилинография. Для этого картины Шишкина следует распечатать в полупрозрачном черно-белом варианте, наклеить на картон. Получается трафарет. По образцу репродукции дети наносят пластилин. В ходе такой работы дети учатся подбирать подходящие цвета, смешивать их. Многократное обращение к источнику-оригиналу заставляет замечать детей красоту живописи.
Другим средством по формированию художественно-эстетического воспитания дошкольников выступают картины В. Д. Поленова, который известен как мастер деревенского пейзажа. К шедеврам Поленова относятся такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Для проведения интегрированных занятий по рисованию можно использовать такую технологию, как изотерапия.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину и рассказывает терапевтическую сказку: «Представьте себе, что однажды теплым летним днем вы прогуливались по лесу. И вдруг вы вышли на берег лесного пруда. Здесь было так красиво, в воде отражалось небо, деревья и облака. И пахло водой и кувшинками. Вдохните этот запах. Вам хорошо? Вам стало хорошо и приятно. Вы сели на мостик и поболтали ногами в прохладной воде. Что вы чувствуете?». Такие сказки благотворно воздействуют на все органы чувств дошкольника, заставляют его чувствовать природу, ощущать ее запахи, краски, звуки.
С целью развития эстетических чувств следует познакомить детей с творчеством А. К. Саврасова. Самой известной работой художника является картина «Грачи прилетели». На примере работ А. К. Саврасова можно использовать музыкотерапию, когда рисование осуществляется по музыку, например, П. И. Чайковского «Весна».
Следует учить детей изображать весну, зиму, погодные и природные явления. Всматриваясь в картину, подбирая цвета, дети удивляются таланту художника так точно изобразить природу, подобрать необходимый цвет, искусно передать малейшие изменения в природе: знойное лето, ветер, свежий воздух, прохладу летнего сада, дождь, отражение деревьев в воде. Если педагог обращает внимание детей на детали, учит их находить особенное в картине, сравнивать с действительностью, сам восхищаться красотой природы и красотой живописи, то и дети начинают замечать ее неповторимость и эстетически воспринимать природу. То, что ребенок воспринимает эстетически, считает красивым — он будет оберегать. Поэтому путь развития эстетических чувств начинается с формирования чувств и эмоций ребенка. Перед началом рисования обязательно проводится наблюдение за красотой природой. Ведь сколько эстетического наслаждения может дать ребенку лишь одно созерцание неба на закате. Важно только выбрать подходящий момент, когда небо и облака окрашиваются в голубой, розовый, оранжевый цвета. Воспитатель обращает внимание детей на закат: «Посмотрите, какое сегодня не обычное небо. Как вы думаете, кому-нибудь из художников удавалось нарисовать такие красивые облака? А если бы выбыли художниками, то какие бы краски вы бы использовали?».
Среди современных технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно использовать технологию оживших картин. Например, все дети в течении занятий рассматривают определенную картину, например, Левитана «Большая вода», затем стараются изобразить ее элементы: кто-то рисует воду, кто-то деревья, кто-то небо и солнце. Затем в конце занятия дети встают в ряд. Педагог их фотографирует или снимает на видео. Причем каждый ребенок может озвучить свою роль, прочитав короткое стихотворение, спев песенку или рассказав, кто он на этой картине. Например: «Я береза, я стою в воде, а мои ветки тянутся к солнышку. Здесь так хорошо и пахнет водой».
На занятиях по рисования педагог обращает внимание детей на красоту русской природы, на мощь лесов, рек, широту полей, многообразие растительности, чистоту и нетронутость дикой природы. Поэтому путь развития эстетических чувств начинается с формирования чувств и эмоций ребенка.
Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства зависит от применения педагогом современных технологий и методов. Например, технология нетрадиционного рисования, которая дополняется методами творческих заданий по нарастающей сложности («Рисование тычками сирени», «Рисование отпечатком листьев осеннего пейзажа», «Рисование нитью»), игровой технологии с использованием игр-драматизаций, обыгрывания своих рисунков и поделок («Расскажи, сказку о своем рисунке», «Что случилось после»; технологии экспериментирования с красками, материалами. Своеобразие игровой технологии проявляется в содержании игровых задач, в характере игрового материала и способах выполнения детьми игровых действий. Игровые действия формируют у ребёнка собственное понимание образа и побуждают ребёнка к фантазированию.
Таким образом, руководство педагогом процессом эстетического воспитания зависит от эффективного использования современных технологий в образовательной деятельности и в культурной практике. Педагог, на основе произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки осуществляет формирование эстетического вкуса и эстетических чувств у дошкольников.
Литература:
- Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н. Б. Рябко. — Москва: Педагогическое общество России, 2010. — 352 c.
- Саллинен Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е. В. Саллинен. — Москва: Каро, 2015. — 200 c.