Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектирование модели формирования профессиональных компетенций для специалистов экстренных служб по программам дополнительного профессионального образования

24. Педагогика
1
Поделиться
Аннотация
В статье автор исследует ключевые аспекты при проектировании модели формирования профессиональных компетенций в системе дополнительного профессионального образования.
Библиографическое описание
Попова, Е. В. Проектирование модели формирования профессиональных компетенций для специалистов экстренных служб по программам дополнительного профессионального образования / Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/521/18624.


В статье автор исследует ключевые аспекты при проектировании модели формирования профессиональных компетенций в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, специалисты экстренных служб, модель формирования профессиональных компетенций, аварийно-спасательные формирования.

Тенденции, вызванные изменением требований к трудовым ресурсам учреждений различного профиля, открывают нам ряд проблем при формировании образа «современного работника». Данный процесс неразрывно связан с его обучением и позволяет преподавателю своевременно определить не только уровень, но и само наличие профессиональных компетенций, чтобы своевременно взять их на контроль и приступить к написанию технологии по их управлению, наращиванию или расширению.

Раскрывая особенности реализации управления профессиональными компетенциями в процессе обучения и развития персонала, первоначально важно определиться с категорией «развитие персонала» [6, с. 9].

Автор А. П. Егоршин видит развитие человеческих ресурсов как «комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы» [2, с. 166].

«Традиционно под развитием персонала понимают совокупность мер, связанных с переподготовкой и повышением квалификации кадров, с профессиональным обучением работников» [4, с. 42].

«Моделирование — это целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении при помощи модели» [5, с. 4].

«Моделирование как метод научного познания применим во многих науках, в том числе и в педагогике. Моделирование — это построение принципиальной схемы, отражающей реальный педагогический процесс или явление. Вне зависимости от контекстного наполнения к большинству педагогических процессов необходимо построить модель процесса формирования чего-либо» [1, с. 74].

Следующим этапом в компоновке плана развития, будет проектирование модели формирования профессиональных компетенций, которая, в свою очередь, должна опираться на особенности предполагаемой возрастной категории. Он заключается в создании, в первую очередь, учебно-методического маршрута для преподавателя, а именно:

  1. Выделение отдельных элементов модели.
  2. Проектирование структуры.
  3. Определение психолого-физиологических параметров учебной группы.

Разнообразие форм существующих моделей позволяет проектировать учебный процесс с выбором наиболее оптимальных педагогических условий и учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося. Помимо этих факторов, появилась необходимость принимать во внимание такое явление, как реализация учебных программ полностью в заочном формате и с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, без отрыва специалиста от основного места работы и его трудовой деятельности. Наблюдая за этим явлением, складывается ощущение, что физический контакт в системе «преподаватель-обучающийся» сводится к нулю. Поэтому перед нами предстает сложная проблема — создание таких условий, при которых обучение и развитие человека будет проходить результативно.

Рассмотрим пример построения модели формирования профессиональных компетенций для начинающего преподавателя.

В первую очередь следует определится с количеством входящих в структуру компонентов. Опираться необходимо на свой профессиональный опыт, имеющуюся базу теоретических знаний и интуицию. Начинающему преподавателю достаточно начать с трех блоков, таких как: целевой, содержательный и мотивационный.

Далее следует провести анализ каждого блока по отдельности и определить его внутреннюю структуру, содержание и иерархию.

Целевой блок даёт возможность заглянуть в будущее и увидеть то что в процессе будет сформировано. От правильной постановки целей существенно зависит выбор инструментов, т. е. наполнение содержания. Этот блок может определиться и оставаться неизменным на протяжении всего процесса обучения, а может подвергаться различным видам изменений и дополнений.

Содержательный блок включает в себя палитру педагогических средств, методик и алгоритмов по работе с ними, различные виды заданий на самоподготовку и многих других модулей. После каждого занятия этот блок можно пересматривать, анализировать, менять структуру и наполнение. Качество учебного процесса будет расти по мере увеличения количества этих процедур.

Третий блок на примерной модели наполняется мотивационным контекстом, который вытекает из основ теории деятельности А. Н. Леонтьева и в содержании своем имеет три уровня: низкий, средний и высокий. На первом уровне (низком) происходит «сдвиг мотива на цель» трудовой деятельности и обучающийся находит «свой» инструмент для ее достижения. На втором (среднем) происходит «принятие» обучающимся необходимости вовлечения своего внимания в образовательный процесс для достижения личных целей и морального обогащения. И на третьем уровне (высоком) У обучающегося формируется модель поведения будущего специалиста определенного профиля и говорит преподавателю о конечном результате достижения поставленных педагогических задач.

Мотив как двигательная сила, некое побуждение к действию, имеет огромное значение с возрастной категорией обучающихся лиц. Их сложившиеся, плотно слежавшиеся и годами копившиеся знания и опыт очень тяжело идут на встречу переменам. Залогом успеха в таком случае могут послужить:

— кропотливая и терпеливая работа;

— тщательные наблюдения и детальные вслушивания, т. к. люди такого возраста склонны к преувеличению и сокрытию истинных навыков, порой сами того не осознавая.

«Преподаватель должен владеть новейшими образовательными технологиями и применять в своей деятельности большой выбор активных методов обучения: проблемное обучение, игровые технологии и технологии тренингов. Также традиционные формы организации учебной деятельности, такие как лекции и практические занятия, могут обладать мотивационным потенциалом, если они будут включать разные способы активного обучения» [3, с. 58].

Важно также учесть эти факторы для учета возрастающей педагогической нагрузки на самого работника системы образования.

Описанная выше модель формирования профессиональной компетенции позволит преподавателю грамотно наметить цели, выстроить образовательный процесс, соблюдая основные законы логики, подобрать ключи к сейфам сокрытых знаний в сознании обучающихся и вывести их на нужный уровень.

Литература:

1. Горячова, М. В. Моделирование педагогических процессов / М. В. Горячова. — Текст: непосредственный // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 1. — С. 74–75.

2. Егоршин, А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. — Москва: НИМБ, 1999. — 632 c. — Текст: непосредственный.

3. Ляшенко, М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко. — Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 53–73.

4. Мусаева, А. З. Система развития персонала организации / А. З. Мусаева, О. М. Багомедов, С. Ш. Мусаева. — Текст: непосредственный // Вопросы структуризации экономики. — 2018. — № 4. — С. 42–53.

5. Овчинникова, К. Р. Педагогическое моделирование как современная технология исследования процесса информатизации образования / К. Р. Овчинникова. — Текст: непосредственный // Образование и наука. — 2006. — № 4 (40). — С. 3–11.

6. Токарева, Ю. А. Управление профессиональными компетенциями / Ю. А. Токарева, Е. О. Гаспарович. — Екатеринбург: Урал, 2021. — 327 c. — Текст: непосредственный.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный