В современном обществе наблюдаются значительные изменения в контексте подходов к вопросам профессионального самоопределения личности. Растущий интерес к данной проблеме основывается на процессе осознанного выбора будущей профессии и способности к эффективной самореализации в выбранной области. Смена ориентации в системе отечественного образования в сторону поддержки индивидуального и профессионального развития в рамках школьного обучения способствовала формированию психолого-педагогических предпосылок для профессионального самоопределения учащихся.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессия.
Значительные экономические преобразования оказали существенное влияние на социокультурную структуру российского общества, в следствии чего проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. В ответ на растущие потребности государства и общества, на рынке труда наблюдается рост спроса на высококвалифицированные кадры, обладающими развитыми профессиональными компетенциями. Такое положение подчеркивает особую значимость профессионального самоопределения личности в современных условиях.
В современном обществе, где вопросы индивидуального развития и самореализация личности выдвигаются на передний план, возникают проблемы, связанные с выбором профессиональной деятельности. Изучение этого феномена показывает, что расхождения между внутренними стремлениями человека и внешними ожиданиями общества могут приводить к ситуации, когда личностные требования не находят отражения в социально одобряемых формах профессиональной реализации. Этот дисбаланс можно заметить на стадии выбора направления в профессиональном образовании, когда молодые люди сталкиваются с необходимостью подстроить свои индивидуальные интересы и способности под доступные образовательные и карьерные пути [4, с.2].
Проблема неадекватного профессионального самоопределения выражается через несоответствие между индивидуальными качествами и теми требованиями, которые предписываются социальными институтами. Это несоответствие часто приводит к уменьшению трудовой мотивации и, как следствие, к снижению общей продуктивности и благополучия как отдельных лиц, так и общества в целом.
Исследования в области психологии развития оказывают значительное влияние на понимание процессов, связанных с выбором профессии. Значимость профессионального самоопределения в жизненном пути человека неоспорима, поскольку оно лежит в основе формирования его идентичности. Так, выдающиеся ученые в области психологии, такие как Л. И. Божович, И. С. Кон, Е. А. Климов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие, сходятся во мнении о том, что принятие решения о направлении будущей профессиональной деятельности происходит преимущественно в период старшей школы.
Это связано с тем, что подростковый возраст характеризуется усилением стремления к независимости и самостоятельности, что провоцирует развитие самосознания и самоопределения. Важно отметить, что социальная ситуация развития в этот период подразумевает активное включение подростка в различные формы деятельности, среди которых выбор профессии занимает ключевое место. Это обусловлено возрастной потребностью в самоопределении, которая выступает в качестве основного движущего мотива.
По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины населения Российской Федерации заняты не по своей специальности. Отсутствие возможности трудоустройства и низкий уровень заработной платы оказывают основное влияние на данное явление 5.
Исследование, проведенное ИСМО РАО, подтверждает эти данные –половина старшеклассников не учитывает свои реальные возможности при выборе профессии, а 46 % опираются на мнение своих родителей и родственников. Более того, 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии. Решение этой проблемы заключается в разработке качественной системы профессиональной ориентации для молодежи 4.
В одной из своих последних работ известный психолог-профконсультант Г. В. Резапкина, указывает на то, что интерес государства к профориентации становится более существенным в условиях ограниченности других ресурсов [3, с.20]. Необходимо отметить, что успешное определение молодежью своей профессиональной направленности способствует экономическому развитию и снижает социальное напряжение в обществе.
Сегодня особое внимание уделяется вопросам формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
Вопрос самоопределения, как профессионального, так и личностного, стал объектом глубокого анализа профессора, доктора педагогических наук Н. С. Пряжникова.
Большой объем опытно-экспериментальной работы позволил ему значительно расширить теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно подчеркивает важность взаимосвязи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни, и пишет: «Самостоятельное и осознанное определение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации является сущностью профессионального самоопределения» [2, с.112].
Согласно исследованиям отечественного психолога Е. А. Климова, профессиональное самоопределение является важным проявлением психического развития и формирования личности в качестве активного участника сообщества профессионалов.
Автор подчеркивает, что выбор профессии, который кажется простым и быстрым, на самом деле осуществляется на основе всего предшествующего опыта и жизни человека. Это позволяет глубже понять истинную сущность профессионального самоопределения [1, с.28].
Проанализировав логику рассуждений Е. А. Климова, мы приходим к выводу, что профессиональное самоопределение не может быть сводимо к единичному акту выбора профессии и не имеет завершающего этапа в виде завершения профессиональной подготовки. Скорее, оно является непрерывным процессом, который сопровождает нас на протяжении всей нашей профессиональной жизни.
Подводя итог, можно сказать, что баланс между личностными предпочтениями и социальными требованиями является ключом к эффективному формированию профессиональной идентичности. Создание условий для такой гармонизации требует совместных усилий образовательных учреждений, работодателей и государственных органов. Это позволит молодым людям совершать осознанный выбор в пользу профессий, которые соответствуют их личным склонностям и общественным потребностям, содействуя тем самым развитию устойчивого и процветающего общества.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. — М.: Academia, 2004. — 301 с.
- Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 405 с.
- Резапкина, Г. В. Тупиковые «тренды» профориентации / Г. В. Резапкина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 14 октября — 30 2017 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. — С. 19–22.
- Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (31). Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodezhi (дата обращения: 28.05.2024).
- ВЦИОМ. Большая зарплата или работа по специальности? Электронный ресурс. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bolshaya-zarplata-ili-rabota-po-speczialnosti. (дата обращения: 25.05.2024).