Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Динамика развития событийной индустрии

Научный руководитель
15. Экономика
26.06.2024
54
Поделиться
Библиографическое описание
Кротов, А. М. Динамика развития событийной индустрии / А. М. Кротов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18609/.


В статье автор рассматривал развитие событийной индустрии России в послепандемийный период.

Ключевые слова: событийная индустрия, пандемия коронавируса, ивент-услуги, компания.

Рост событийной индустрии всегда связывался с развитием экономики впечатлений. При помощи событийных мероприятий можно вызвать любой спектр эмоций и впечатлений у людей. Современное разнообразие видов событийных мероприятий позволяют удовлетворить потребности людей в полной мере. Рынок ивент-услуг относился к одной из наиболее перспективных сфер потребительского рынка. Однако, в последние годы событийная индустрия показывала снижение финансовых показателей. Особое влияние на это падение и дальнейшие структурные изменения оказали пандемия коронавируса и текущая геополитическая ситуация. В тоже время, активные действия со стороны государства, направленные на экономический рост страны, будут способствовать росту спроса на рынке организации мероприятий абсолютно различных масштабов и характера.

В современных геополитических условиях событийная индустрия развивается нестабильно. После начала специальной военной операции начались массовые отмены концертов иностранных и отечественных звезд, отмечается резкое снижение спроса на событийные мероприятия, компании приостанавливают действия контрактов, изменяется план действий компаний, так как часть событийных мероприятий зависела от взаимодействия с зарубежными стейкхолдерами.

Центром развития индустрии традиционно являются Москва и Московская область. В Москве и Московской области сосредоточена половина ивент-компаний, при этом по объему выручки они занимают 80 % от общей выручки событийной индустрии. Также к лидерам отрасли можно отнести г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Свердловскую область и Краснодарский край.

По количеству компаний в 2021 году лидировал Центральный федеральный округ (54 %), далее идут Северо-Западный (16 %) и Приволжский (9 %) федеральные округа. По объему выручки первые три места принадлежат Центральному (81 %), Северо-Западному (8 %) и Южному (7 %) федеральным округам [2]. Лишь 6 % ивент-организаций функционируют на рынке более 20 лет. Основой ивент-индустрии в настоящее время являются молодые компании, их доля составляет практически 50 % от общего количества предприятий рынка.

Анализ рынка событийной индустрии России показывает, что выручка индустрии от реализации ивент-услуг увеличилась на 40 % в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Однако, показатель выручки не достиг допандемийного уровня, составив в 2021 году 182,1 млрд. руб.

Несмотря на рост выручка в 2021 году по сравнению с 2020 годом, численность работников, задействованных в событийной индустрии, снизилась на 3 %. Наибольшая численность персонала в событийной индустрии представлена в сегментах «Площадки», «Организаторы» и «Сервисные услуги». В сегменте «Площадки» осуществляют деятельность 37,5 % сотрудников от общей численности сотрудников индустрии. В среднем сокращение численности персонала в 2021 году по сравнению с 2020 годом составило 1–5 % по сегментам.

В 2020 году индустрия значительно пострадала от пандемии коронавируса, что повлияло на снижение выручки компаний на 38 %. Хотя в 2021 году был отмечен значительный рост показателя, в 2022 году эксперты предполагают снижение выручки компаний как минимум на 20 %.

В таблице 1 представлены показатели развития событийной индустрии России в период с 2018 по 2021 гг. [2].

Таблица 1

Развитие событийной индустрии России в цифрах на период с 2018 по 2021 гг.

Год

Объем рынка, млрд руб

Динамика объема рынка

Количества компаний, ед

Динамика количества компаний

Объем среднесписочной численности, чел

Изменение объема среднесписочной численности

2018

183,2

-

2094

-

-

-

2019

208,1

14 %

2529

21 %

22550

-

2020

129,6

-38 %

2695

7 %

20320

-10 %

2021

182,1

40 %

2901

7,6 %

19768

-3 %

На рисунке 1 представлено распределение компаний, которые были прибыльными или убыточными в период с 2018 по 2021 гг. [2].

Распределение компаний, которые были прибыльными или убыточными в период с 2018 по 2021 гг. (года распределены от внутреннего к внешнему кругу, от 2018 по 2021 гг.)

Рис. 1. Распределение компаний, которые были прибыльными или убыточными в период с 2018 по 2021 гг. (года распределены от внутреннего к внешнему кругу, от 2018 по 2021 гг.)

В 2020 годом было наибольшее количество убыточных компаний, что связано с пандемией коронавируса и медленными процессами адаптации организаций к новым условиям развития. В 2021 году их количество уменьшилось на 9 %, а количество компаний с положительной прибылью увеличилось на 6 %.

Отрицательную динамику по количеству компаний в 2021 году относительно 2019 года показал только сегмент «Площадки» за счет компаний, представляющих неспециализированную инфраструктуру и ушедших с рынка в 2021 году.

Среди основных тенденций развития событийной индустрии в России можно выделить:

  1. Разделение современных событийных мероприятий на сегменты онлайн, оффлайн и комбинированные (гибридные) мероприятия.
  2. Расширение сфер применения гибридные мероприятий (использование такого вида мероприятий в продвижении, маркетинге, привлечении персонала и т. д.).
  3. Повышение технологизации событийной индустрии в направлении онлайн и гибридных мероприятий (внедрение онлайн-платформ для проведения мероприятий, использование VR-технологий и т. д.), что позволяет компаниям меньше зависеть от постоянно меняющихся условий развития, а также позволяет быстрее адаптироваться и не терять текущий уровень прибыльности.
  4. Внедрение уникальных и привлекательных интерактивных решений, которые позволят привлечь современную сомневающуюся аудиторию потребителей, переориентация на визуальные инструменты привлечения потребителей.
  5. Внедрение системы «комьюнити», то есть компании или организаторы заранее создают группы в популярных социальных сетях с целью работы с потребителями до, вовремя и после мероприятия. Большое внимание уделяется формированию лояльности потребителей.

Переориентация компаний на организацию мероприятий в меньшем объеме, но в более качественном виде. Это касается масштабных мероприятий формата оффлайн, в то время как идет тенденция на увеличение количества мероприятия в онлайн-формате, по причине того, что они не требуют значительных вложений, в отличие от мероприятий в оффлайн формате [1, c. 178].

Таким образом, несмотря на то что в 2021 году объем выручки индустрии увеличился на 40 %, достигнуть значения допандемийных показатели не удалось. В 2022 году политическая нестабильность снова привела к падению спроса на мероприятия.

Литература:

  1. Жбанков, Д. Е. Возможности и направленность развития событийного маркетинга event-индустрии на российском рынке / Д. Е. Жбанков. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3–1 (73). — С. 178–180.
  2. Событийная индустрия России: структура и динамика развития 2019–2021 гг.: исследование Выставочного научно-исследовательского центра. — Режим доступа: https://rnc-consult.ru/netcat_files/2525_17.pdf (дата обращения: 19.06.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
событийная индустрия
пандемия коронавируса
ивент-услуги
компания

Молодой учёный