Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности: привлечение к административной ответственности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)

Дата публикации: 20.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ромашов, Р. Ю. Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности: привлечение к административной ответственности / Р. Ю. Ромашов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18601/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В настоящей статье автор рассматривает проблемы в контрольной (надзорной) деятельности, связанные с заменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий на профилактические визиты и возможностью привлечения к административной ответственности, в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности.

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), обязательные требования, органы государственной власти, контролируемое лицо, профилактический визит, плановые проверки, административная ответственность, возбуждение дела об административном правонарушении.

В настоящее время в Российской Федерации происходят серьёзные изменения в контрольной (надзорной) деятельности органов государственной власти, при осуществлении ими контрольных (надзорных) полномочий за соблюдением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.

Впервые понятие «профилактический визит» было введено Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в котором уделяется огромное внимание именно профилактике нарушений обязательных требований.

Из положений статей 45 и 52 данного Федерального закона следует, что профилактический визит является видом профилактического мероприятия, проводимого контрольным (надзорным) органом в ходе, которого контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля [1]

Следует отметить, что профилактический визит по общему правилу проводится исключительно с согласия контролируемого лица или по его инициативе, и по результатам которого контрольный (надзорных) орган не вправе принимать меры плескательного характера.

Согласно Толковому словарю Ожегова С. И. профилактика — «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка», визит — «посещение, преимущ. Официальное». [2]

По мнению Хатулаева В. У., «профилактический визит — это превентивное, а не контрольное (надзорное) мероприятие, осуществляемое контрольным (надзорным) органом посредством взаимодействия с поднадзорным лицом в информационных и консультационных целях». [3]

Но в связи со вступлением в законную силу 10 марта 2022 года Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», целью которого является снижение нагрузки на предпринимателей в условиях санкций, подход к проведению профилактических визитов существенно изменился к ряду определённых хозяйствующих субъектов и их объектам контроля.

Президент Российской Федерации выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) отметил: «Если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, то его вообще не должны проверять — ни в плановом порядке, ни во внеплановом. Достаточно профилактических мероприятий» [4].

В соответствии с п. 11(4) данного постановления, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей заменены на плановые профилактические визиты, продолжительностью один день. При этом, такой профилактический визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. [5]

Кроме того, по результатам такого профилактического визита, в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемому лицу может быть выдано предписание об устранении нарушении в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Но следует, отметить, что из содержания норм действующего законодательства Российской Федерации можно выявить проблему невозможности возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам такого профилактического визита, вопреки наличия признаков события административного правонарушения.

Например, при проведении профилактического визита, целью которого является оценка соблюдения обязательных требований, может быть выявлено нарушение в части несоблюдения пункта 9.22 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. [6]

В данном случае контролируемому лицу со стороны контрольного (надзорного) органа за выявленное нарушение будет дано предписание об устранении нарушений обязательных требований, но при этом несмотря на наличие признаком административного правонарушения по ст. 6.4 КоАП РФ, контролируемое лицо избежит административной ответственности.

Но исходя из анализа положений статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, следует, что по результатам контрольных надзорных мероприятий предметом которого является государственный контроль (надзор) и контрольное (надзорное) мероприятие проведено во взаимодействии с контролируемым лицом, то возбуждение дела об административном правонарушении законодательством Российской Федерации разрешено. [7]

Профилактический визит, целью которого является оценка соблюдения обязательных требований хотя и является видом профилактических мероприятий, но по своей правовой природе заменяет плановое контрольное (надзорное) мероприятие, как правило, выездную плановую поверку, с одним лишь исключением, что данное контрольное (надзорное) мероприятие проводится за один рабочий день.

Таким образом, такой профилактический визит можно отнести к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым во взаимодействии с контролируемым лицом, следовательно, к нему должны быть применимы все положения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе возможность возбуждения дела об административном правонарушении, по результатам таких профилактических визитов, при наличии признаков события административного правонарушения.

Таким образом, невозможность возбуждения дела об административном правонарушении по результатам профилактического визита, целью которого является оценка соблюдения обязательных требований, ограничивает возложенные на контрольный (надзорный) орган функции в том числе установленные КоАП РФ, несмотря на введённые Правительством Российской Федерации ограничения, что создаёт угрозу нарушения прав и законных интересов граждан и организаций являющихся пользователями услуг социально значимых учреждений, а так же объектов контроля относящихся к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007
  2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  3. Хатуаев В. У. Об убеждении как основном общем методе реализации государственной власти: состояние и некоторые проблемы совершенствования // Административное право ипроцесс. 2022. N 1. С. 9.
  4. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума — Стенограмма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/71445, свободный
  5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 23.05.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // «Собрание законодательства РФ», 14.03.2022, N 11, ст. 1715
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 (ред. от 14.04.2022) «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61953) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2020.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.