Данное исследование позволит лучше понять динамику изменений в коммуникативных навыках студенческой молодежи в период программы «Студенческая весна», выявить основные тенденции и особенности их развития.
Цель данного исследования заключается в изучении влияния программы «Студенческая весна» на формирование и развитие коммуникативных навыков у студенческой молодежи.
Для достижения поставленной цели был проведен обзор литературы по теме коммуникативных практик и их особенностей. В рамках исследования была использована методология, включающая наблюдение за студентами и анкетирование, в котором приняли участие 98 человек.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные навыки, студенческая весна, студенческая среда, межличностное общение, общественная активность студентов.
В современном обществе коммуникация играет ключевую роль в повседневной жизни людей, особенно для студентов во время обучения. В наше время у многих студентов есть проблемы с коммуникацией. Различные мероприятия, такие как программа «Студенческая весна», становятся все более актуальными, так как могут помочь студентам в решении подобного рода проблем.
«Российская студенческая весна» — это уникальная программа поддержки и развития молодежного творчества в России, которая проводится с 1992 года и включает более 80 региональных и 10 Всероссийских мероприятий. Данная программа направлена на улучшение системы поддержки молодежного творчества, развитие механизмов поддержки культурной и художественной сферы, включая традиционную народную культуру, а также на сохранение и популяризацию культурного наследия народов России. Основная задача программы заключается также в использовании культурного потенциала страны для укрепления ее имиджа за рубежом. [1]
Программа «Студенческая весна» является периодом особого внимания к коммуникативным практикам студентов. В этот период студенты проявляют повышенный интерес к общению, участию в различных мероприятиях и формированию новых социальных связей. Принимая учистие в различных направлениях программы «Студенческая весна», таких как «Концертная программа», «Мода», «Вокал», «Оригинальный жанр», «Хореография», «Медиа», «Арт», «Машина Голдберга», они становятся более открытыми к новым знакомствам, активнее общаются как с однокурсниками, так и с преподавателями.
Коммуникативные навыки — это способность эффективно общаться, передавать информацию, слушать и понимать других людей. Для студентов эти навыки являются особенно важными.
В первую очередь, коммуникативные навыки влияют на успех в учебе. Хорошая коммуникация помогает студентам лучше понимать учебный материал, общаться с преподавателями и однокурсниками, что способствует успешному усвоению знаний.
Также коммуникативные навыки помогают в профессиональном развитии. Умение общаться помогает студентам устанавливать контакты, находить общий язык с окружающими, расширять свой круг общения. Хорошие коммуникативные навыки способствуют развитию уверенности в себе, что положительно сказывается на общем самочувствии и успехах студента как в учебе, так и в жизни.
Коммуникативные навыки каждого человека формируются в течение всей его жизни. Но есть множество способов, которые помогут усовершенствовать их.
Один из лучших способов развить коммуникативные навыки — это практика. Необходимо начинать разговоры с новыми людьми, участвовать в дискуссиях, выходить из зоны комфорта.
Важная часть коммуникации — это умение внимательно слушать собеседника: проявлять интерес, задавать уточняющие вопросы, демонстрировать вовлеченность в разговор. Жесты, мимика лица, тон голоса — все это также играет важную роль в общении.
Ещё одной важной частью коммуникации является развитие эмпатии — умения поставить себя на место другого человека, понять его чувства и мотивацию. Развитие способности эмпатии помогает улучшить коммуникативные навыки и построить более глубокие отношения с окружающими. Немаловажную роль играет саморазвитие. При постоянном анализе собственного общения можно выявить свои сильные и слабые стороны.
Проведение специальных тренингов и курсов, участие в различных творческих мероприятиях может помочь освоить новые приемы и техники общения и улучшить навыки коммуникации [2].
Всё вышеперечисленное подтверждает опрос, который был проведён среди 98 участников программы «Студенческая весна».
Проанализировав опрос среди студентов, участвующих в программе «Студенческая весна», можно сделать вывод, что в этот период коммуникативные навыки студентов изменяются под влиянием различных факторов. Среди опрошенных 96,94 % ответили, что программа «Студенческая весна» увеличила количество их общения и социальной активности. Студенты начинают больше общаться с одногруппниками, преподавателями, новыми знакомыми на различных мероприятиях и вне учебного заведения. Это способствует развитию навыков межличностного общения, умения находить общий язык с разными людьми и улучшению коммуникативных компетенций.
Программа «Студенческая весна» часто связана с участием в различных проектах, мероприятиях и общественной деятельности. Очень часто студенты участвуют в различных направлениях не только от своих учебных заведений, но и за другие вузы и ссузы. Участие в коллективной работе требует от студентов умения эффективно коммуницировать, делиться информацией, выражать свои мысли и идеи, а также слушать других участников. Это способствует развитию коммуникативных навыков сотрудничества, командной работы и решения конфликтов.
Также 75,5 % опрошенных студентов указали на то, что благодаря программе «Студенческая весна» они стали лучше разбираться в технологиях, связанных с коммуникацией. Студенты все больше используют социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы для общения и обмена информацией. Это требует от них умения адаптироваться к различным формам коммуникации, эффективно выражать свои мысли в письменной форме, а также умения анализировать и использовать информацию из различных источников.
Участие в программе «Российская студенческая весна» позволяет студентам выходить из зоны комфорта, получать новый опыт, приобретать новые интересные и полезные знакомства. Большинство опрошенных студентов отметили, что принимают участие в таких мероприятиях в основном для того, чтобы приятно провести время в компании интересных людей, что позволяет им отвлечься от повседневной учебы и работы. Также 26,53 % опрошенных отметили, что продолжают обучение только ради участия в творческой жизни вуза.
Таким образом, изучение влияния программы «Студенческая весна» на формирование коммуникативных навыков у студенческой молодежи позволяет сделать вывод о значительных изменениях в их развитии, происходящих в этот период. Программа «Студенческая весна» способствует развитию навыков межличностного общения, командной работы, адаптации к новым технологиям коммуникации и современным формам общения. Эти изменения не только способствуют личностному росту студентов, но и их успешной адаптации к современной информационной среде.
Литература:
- Российская студенческая весна: [сайт]. — URL: https://studvesna.ruy.ru/ (дата обращения: 30.03.2024). — Текст: электронный.
- Трунова, А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации / А. Р. Трунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 76–79. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52130/ (дата обращения: 14.04.2024).