Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гиперактивность детей дошкольного возраста и пути ее коррекции

24. Педагогика
2
Поделиться
Библиографическое описание
Чумучова, А. А. Гиперактивность детей дошкольного возраста и пути ее коррекции / А. А. Чумучова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18543.


В настоящее время гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга. Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

«Гипер» — (от греч. «Нурег» — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «ativus» и означает «действенный, деятельный». Это заболевание характерно для детей именно дошкольного возраста. На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.

В психологическом словаре к внешним проявлениям гиперактивности относят отвлекаемость, невнимательность, повышенную двигательную активность, импульсивность. Сопутствующими проблемами, связанными с гиперактивностью, могут являться сложности во взаимоотношениях с окружающими, в ходе обучения и даже в игре. При этом интеллектуальное развитие детей может превышать показатели возрастной нормы. В научном мире считают, что в мозгу гиперактивных детей не хватает физиологически активных веществ (нейромедиаторов), которые передают сигналы от нерва к нерву. Этот недостаток может провоцировать психическое и физическое состояние женщины, готовящейся стать матерью, а также осложнения или травмы, возникшие во время родов, которые могли вызвать гипоксию.

Генетические исследования показали, что гиперактивность передается по наследству. Еще одной причиной заболевания у детей в дошкольном возрасте может быть их реакция на вредные для организма вещества, например, свинец, пищевые добавки и пр.

Все проявления заболевания подразделяют на три группы:

— С удовольствием берется за дело, но никогда его не завершает. Он неорганизован, часто теряет свои вещи, забывчив. Уклоняется от сложных умственных заданий.

— Двигательная расторможенность: не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутит ступнями или барабанит пальцами, постоянно куда-то бежит, забирается. Обычно очень разговорчив. Спит мало с рождения.

— Импульсивность: не дослушав вопрос, начинает отвечать, вмешивается в чужой разговор и перебивает говорящего, не умеет себя контролировать, плохо поддается правилам, не может дождаться похвалы. Выполняет задания по-разному (одни хорошо, другие плохо), на одних занятиях он спокоен и успешно все выполняет, на других нервничает и показывает отрицательные результаты. Настроение очень часто меняется внезапно.

Наиболее выраженными эти проявления становятся, когда начинаются занятия в детском саду или в подготовительных классах. Ко всем описанным симптомам могут добавиться головные боли, страх темноты, нервные тики. Если не начать серьезное лечение и не найти правильный подход к таким детям, то даже высокие умственные способности не помогут им добиться в жизни успехов.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Что касается гиперактивных детей, то им гораздо больше других нужно внимание со стороны родителей. Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Именно таким, особенным детям, присуще такое качество как большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Необходимыми составляющими творчества являются: свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. Для того чтобы воспитать творческую личность, нужно измениться прежде всего самим взрослым. Современные родители выглядят слишком скованными и серьёзными, они не умеют играть с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».

Творческие игры-фантазии, развивая ребёнка, помогут измениться и взрослым. Только личностно растущий взрослый способен поддержать рассказ ребенка о каком-нибудь игрушечном животном, которое ему подарили, перевоплотиться в него и построить домик, позвать в гости любимую плюшевую собачку и машинку. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы — всё это фундамент творческой активности.

Включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать — с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.

Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность. Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций. Так в работе с гиперактивными детьми, можно проводить, например, следующие игры:

«Найди отличия»

Цель: Развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.), передает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой. В этом случае дети по очереди рисуют на доске и отворачиваются (возможность движения не отграничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»

Цель: Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать

Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

«Кричалки — шепталки — молчалки»

Цель: Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий.

Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Гвалт»

Цель: Развивать концентрацию внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают какую-либо фразу или строчку из известной всем песни и распределяют» ее так: каждому по одному слову. Затем водящий входит, и все дети должны догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того, как появится водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Говори»

Цель: Развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся. «Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!», «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? Говори!», «Какой сегодня день недели? Говори!», «Сколько будет два плюс три?». И т. д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

«Передай мяч»

Цель: Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Сиамские близнецы»

Цель: Научить гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между детьми.

Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера.

Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки.

Попробуйте походить по помещению, лечь, встать, пори совать, попрыгать, похлопать в ладоши». И т. д. Чтобы «третья нога» действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинами, головами и др.

«Зеваки»

Цель: Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню.

В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. — Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
  2. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера.
  3. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. — Ярославль, Академия развития, 2000
  4. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный