Шанхайская организация сотрудничества как инструмент региональной безопасности: противодействие международному терроризму в Центральной Азии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

LXXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Хасанов, Г. К. Шанхайская организация сотрудничества как инструмент региональной безопасности: противодействие международному терроризму в Центральной Азии / Г. К. Хасанов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 39-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/518/18574/ (дата обращения: 28.06.2024).



За последние годы Центральная Азия столкнулась с активным ростом деятельности террористических группировок, что представляет серьёзную угрозу для региональной стабильности и безопасности во всем регионе. Одним из ярких примеров угрозы национальной безопасности является серия терактов, совершенных в 2004 г. в Ташкенте и Бухаре (Узбекистан). В статье выяснены основные факторы, оказывающие влияние на данную тенденцию, наиболее важными из которых являются политические конфликты, социально-экономическое положение населения, а также религиозные напряжения и религиозный фанатизм. В ответ на возрастающую угрозу политической дестабилизации региона, страны ЦА пришли к общему решению вести скоординированную политику в рамках регионального объединения. Одним из которых является Шанхайская Организация Сотрудничества, которая играет ключевую роль в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в ЦА [1]. Целью исследования является изучение уровня эффективности региональной интеграции в контексте борьбы с международным терроризмом на примере ШОС. В ходе исследования были использованы такие методы, как системный подход, метод анализа, а также метод контент анализа. В статье изучается документально-правовая база ШОС и ее отдельного органа по борьбе с международным терроризмом — РАТС. Автор приходит к выводу, что наиболее успешным инструментом для борьбы с терроризмом является региональная организация, а учитывая специфику региона ЦА, данным инструментом является ШОС. В результате исследования деятельности ШОС был выявлен ряд значительных успехов, подтверждающий весомую роль ШОС в поддержании безопасности в Центральной Азии, а также эффективность методов организации борьбы с терроризмом.

Объект исследования: региональная организация ШОС.

Предмет исследования: Роль и эффективность ШОС в борьбе с международным терроризмом в Центральной Азии.

Цель исследования: выявить эффективность и перспективы борьбы с международным терроризмом в современном мире на примере контртеррористической деятельности ШОС.

Исходя из данных целей, можно выделить задачи исследования:

1) Подробное изучение сущности понятия “терроризм и экстремизм “ и раскрытие важных аспектов данного понятия.

2) Изучение функционирования, структуры организации ШОС и определить ее основной целевой вектор направленности через изучение документальной базы.

3) Изучить приложенные действия, методы и тактику борьбы с терроризмом, применяемые организаций ШОС.

4) Выявить слабые стороны и негативные факторы, с которыми сталкивается организация при нейтрализации террористических актов в регионе.

Методы научного исследования:

— Системный подход (рассмотрение объекта или явления как системы)

— Метод анализа (выделение и изучение отдельных частей явления)

— Методы теоретического уровня (изучение и обобщение)

Введение

На текущий момент международным сообществом не было сформировано общепринятого определения терроризма, соответственно для начала необходимо разобраться как ШОС определяет термин “терроризм”. Для этого обратимся к Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. «Терроризм» — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству; «террористический акт» — деяние, связанное с устрашением населения и создающее опасность жизни и здоровью человека, направленное на причинение значительного имущественного ущерба либо наступление экологической катастрофы или иных тяжких последствий для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей путем воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий » .(ст.2, 2001 г.) [2]. Таким образом, для облегчения и более четкой ориентации в теме, автором было сформировано собственное понятие терроризма. «Терроризм» — это политика радикальных обществ, которая основывается на достижении определенных целей и влияния на государственные органы путем насилия, запугивания мирного населения, создания атмосферы страха и нанесения значительного имущественного ущерба.

Одной из задач является изучение перечня организаций, которые числятся как террористические в рамках ШОС. Приоритетным направлением ШОС является подавление тех преступных группировок, которые признаются террористическими как минимум одним из государств членов. Таким образом, страны ЦА проводят совместную борьбу с наиболее опасными террористическими группировками, таких как «База» или «Аль-Каида», «Исламская группа», ИДТ, «Братья-мусульмане», «Лашкар-и-Тайба», считающиеся запрещёнными во всем регионе Центральной Азии, а также настораживающей тенденцией для Китая выступает уйгурский сепаратизм в Синьцзянском регионе. Проблема терроризма в одной из стран ЦА приводит к дестабилизации всего региона. Необходимость формирования дополнительного органа, фокусирующегося на противодействии терроризму привела к созданию РАТС — Региональной антитеррористической структуры, учрежденный 7 июня 2002 года в г. Санкт-Петербург. Советом глав государств ШОС совместно с РАТС были утверждены Конвенции организации, направленные на противодействие терроризму и экстремизму [3]. Конвенции содержат в себе регламент практических мероприятий, стратегий и механизмов, проводимые специальными структурами РАТС в целях минимализации угроз терроризма. На основе данных документации РАТС следует, что в рамках структуры часто проводятся различные мероприятия по реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением насилия и пропаганды радикальных идей исламизма. Очень важную роль коммуникаций для террористов играет киберпространство, которое в современном мире становится главной платформой для перевода средств на финансирование терроризма, передачи секретных данных, вербовки и обучения новых членов террористических группировок, а также формирования острых социальных противоречий в сети. Именно поэтому в рамках РАТС функционирует специализированный отдел по борьбе с киберпространством, который регулярно проводит мониторинг активности в информационной среде, а также сбор и анализ разведданных. В целом, можно выделить ценную особенность работы специалистов РАТС — она включает в себя множество аспектов и всесторонний подход к борьбе с терроризмом. Если говорить о функциях структуры, то к наиболее важным можно отнести:

1) Разработка стратегий и тактик предотвращения и ликвидации террористических группировок. Это может включать в себя сбор информации, обмен разведывательными данными между различными службами безопасности, анализ предшествующих террористических актов, исследование экстремистских организаций и многое другое;

2) Координация действий между различными органами правопорядка, спецслужбами и военными силами. Это включает распределение ролей и обязанностей, обмен информацией и объединение ресурсов;

3) Разработка и реализация программ профилактики и противодействия радикализации. Это может включать в себя образовательные и информационные кампании, сотрудничество с религиозными и общественными организациями, а также поддержку и реабилитацию лиц, попавших под влияние террористических структур;

4) Укрепление государственных границ и аэропортов, включая контроль и проверку пассажиров и грузов на предмет возможной угрозы;

5) Развитие сетей раннего предупреждения и быстрого реагирования на потенциальные террористические угрозы. Это может включать в себя установку камер наблюдения, применение технологий и анализ больших объемов данных для выявления подозрительной активности [4].

Для развития системы противодействия террористическим угрозам в программе РАТС предусмотрено проведение регулярных учений, которые в свою очередь повышают кадровый потенциал боевых структур. В ходе учений осуществляется отработка механизмов реагирования и взаимодействия компетентных органов по ликвидации террористических угроз. Данный сегмент существующих практик является весьма эффективным в подготовке к борьбе с терроризмом. Особенностью мероприятия является максимальное приближение к реальным условиям при действиях террористов. Также стоит упомянуть и о пограничных операциях на внешних и внутренних участках границ государств — членов ШОС, которые начали проводиться с 2013 года. Некоторые программы противодействия терроризму также предполагают и сотрудничество с другими важными международными организациями, такими как ООН. Например, проведение совместных спецмероприятий «ШОС и ООН: по борьбе с угрозами и вызовами современного мира» 2016 года в Нью-Йорке и 2017 года в Вене, где борьба с международным терроризмом играла главенствующую роль. Не стоит и забывать о многочисленных соглашениях с такими ведущими структурами, как Интерпол, Исполнительный директорат Контртеррористического комитета Совета безопасности ООН, Антитеррористический центр и Координационная служба Совета командующих пограничными войсками государств-участников СНГ, Контртеррористическое управление ООН и другими.

21 сентября 2023 г. проявлением сотрудничества выступили учения в рамках программы «Евразия-Антитеррор-2023» г. Бишкек совместно с членами СНГ [4]. Такое взаимодействие с другими организациями межгосударственного уровня позволяет обмениваться положительным опытом проведения оперативно-боевых мероприятий по нейтрализация террористической угрозы, что дополнительно помогает совершенствовать деятельность компетентных органов.

Благодаря активному сотрудничеству компетентных органов государств-членов ШОС и постоянно действующего органа РАТС (Исполнительный комитет) были приняты меры по блокированию интернет-ресурсов, содержащих контент террористического характера. Таким образом, к 2022 году доступ к более чем 500 сайтам и почти 200 тысячам материалов террористического содержания был заблокирован. Необходимо взять во внимание и проведение первого совместного антитеррористического учения «Сямынь-2015" в Китае, на котором были изучены различные инновационные практики по противодействию терроризму в глобальной сети.

В отчете ШОС, представленном 11 января 2024 г., отмечается значительный прогресс в борьбе с терроризмом в регионе. За последние два года силовые структуры стран-участниц ШОС совместно выявили 73 ячейки международных террористических организаций, предотвратили 69 терактов и вскрыли более 13 тысяч каналов финансирования террористов [5]. Эти достижения являются результатом тесного сотрудничества и усиленной координации действий между правоохранительными органами стран-членов. В 2023 году в Казахстане были предотвращены два серьезных инцидента террористического характера: планируемый взрыв в мавзолее Ходжа Ахмета Ясави в Туркестане и теракт в столице страны, Астане. Результативность данных операций подчеркивает плодотворное влияние антитеррористических программ ШОС на работу правоохранительных органов стран-членов организации и их готовность к борьбе с террористическими угрозами. Также стоит отметить и задачи Верховного Суда Казахстана, которые заключаются в систематическом обновлении актуализированного списка запрещенной экстремистской литературы, информационных материалов, а также перечня группировок, являющихся запрещенными на территории РК [6].

Изучая методы противодействия терроризму, очень важно уделить внимание и на меры наказания лиц, совершивших террористические преступления. На современном этапе существует множество способов наказания субъектов, совершающих террористические акты. Если говорить о наказании террористов в рамках организации ШОС, то не существует единого нормативно-правового порядка, действовавшего на территории всех государств, входящих в организацию. В каждом случае преступник несет уголовную ответственность согласно законам той страны, на территории которой было совершено преступление [7]. В некоторых странах предусмотрена смертная казнь за совершение особо тяжких преступлений в контексте террористической деятельности, например, в КНР, Иран и Пакистан данная практика применятся довольно часто [8]. В других странах, например РФ и Казахстане предусмотрено лишение свободы с минимальным сроком 15 лет, а в нанесении особо тяжкого вреда — пожизненное лишение свободы [9]. Однако применяемые меры наказания за содеянные преступления террористов на территории Центральной Азии не являются подавляющим жестом для радикального общества. Согласно главному закону радикальных исламистов, конечная цель их жизни заключается в перемещении в следующий жизненный этап, где в результате “священной войны” и наказания преступивших законы “шариата”, они смогут отправиться к Всевышнему и получить его признание. Благодаря сильному психологическому давлению в процессе вербовки, у лиц, попавших под влияние террористических группировок, складывается такой тип мышления, следуя которому все содеянные правонарушения укрепляют связи со Всевышним и утверждают его положение верующего в обществе. В результате исследования данной темы, автор предлагает альтернативный подход к осуществлению наказания террористов, который заключается в оказании постоянного психологического давления. Это может включать в себя формирование страха потери близких и родственников, а также осуществление скрытых психологических приемов, затрагивающие самые уязвимые места преступника. Терроризм — это годами формировавшаяся идеология насилия, для борьбы с которой нужно в первую очередь направлять усилия на изменение мышления представителей радикального ислама. Одним из подобных инструментов для профилактики терроризма является развитие религиозно-просветительской деятельности в учебных организациях, направленное на корректное толкование Корана и законов “шариата”.

Угроза терроризма в странах Центральной Азии имеет важную роль в формировании отношений между странами региона. Только согласованными усилиями и применением систематического подхода возможно наиболее эффективно противодействовать злу 21 века. По результатам исследования, автор приходит к выводу, что противодействие терроризму непременно требует сотрудничества между государствами и координированности усилий на международном уровне [9]. Именно поэтому наиболее успешным инструментом в борьбе с терроризмом является создание межгосударственной организации. На примере рассмотрения деятельности ШОС, видно, что в последние годы данная организация набирает авторитет на международной арене и является зарекомендовавшей себя организацией по противодействию терроризма в Центральной Азии, учитывающей все особенности региона. Успех этой организации заключён в современном подходе и взаимном доверии государств-участниц. Таким образом, усилия РАТС по борьбе с терроризмом являются важным фактором в обеспечении региональной безопасности и стабильности. Совместные действия и координация усилий стран членов организаций позволяют эффективно противостоять террористическим угрозам и поддерживать мир и стабильность в регионе ШОС.

Литература:

  1. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus.sectsco.org/ (14 марта 2024).
  2. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15.06.2001 № № 316 // Официальный интернет-портал правовой информации ШОС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus.sectsco.org/politics/ (8 марта 2024).
  3. ШОС: итоги года // Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e-cis.info/ (10 марта 2024).
  4. «Заявление Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о противодействии радикализации, ведущей к терроризму, сепаратизму и экстремизму» от 04.07.23 // Официальный интернет-портал правовой информации ШОС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus.sectsco.org/politics/ (7 марта 2024).
  5. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15.06.2001 № № 316 // Официальный интернет-портал правовой информации ШОС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus.sectsco.org/politics/ (8 марта 2024).
  6. Юртаев В. И., Рогов А. С. ШОС и БРИКС: особенности участия в процессе евразийской интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2017. — Nº 3. — C. 469–482.
  7. Селезнев, И. А. Роль ОДКБ и ШОС в обеспечении безопасности стран Средней Азии / И. А. Селезнев // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — Nº 4. — C. 143–152.
  8. Шилина М. Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективы // Бизнес. Общество. Власть. -2014.- Nº21. — С. 41–61.
  9. Евгений Сысоев: европейцы считают РАТС ШОС успешной площадкой противодействия терроризму // Новости в России и в мире — ТАСС [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/ (17 марта 2024).