Спортивная аддикция как специфическая форма нехимической зависимости
Автор: Приблуда Алексей Валерьевич
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 16.05.2024
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Приблуда, А. В. Спортивная аддикция как специфическая форма нехимической зависимости / А. В. Приблуда. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 111-117. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18526/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается спортивная аддикция как специфическая форма нехимической зависимости. В работе представлены определение и характеристика данного понятия, выделяются основные признаки и диагностические критерии, направленные на выявление спортивной аддикции. Автор анализирует этиологические факторы, которые способствуют развитию данного состояния, выделяя важные социокультурные и индивидуальные аспекты. В заключительном разделе представлены различные теоретические модели спортивной аддикции, обосновывающие процессы ее возникновения и развития.
Ключевые слова: спортивная аддикция, нехимические зависимости, модели спортивной аддикции.
1. Определение и характеристика спортивной аддикции
Спортивная аддикция, также известная как зависимость от физических упражнений, представляет собой поведенческую зависимость, характеризующуюся стремлением заниматься физическими упражнениями, несмотря на вредные последствия. В научных кругах, связанных с изучением спорта, принято проводить разграничение между спортом в целях улучшения здоровья (то, что определялось термином «физическая культура») и спортом высоких достижений (или профессиональным спортом). Помимо этого, акцентируется внимание и на различных экстремальных видах спорта, которые за последнее время стали набирать популярность. Несомненно, регулярная физическая активность и занятия спортом способствуют повышению общего качества жизни. Однако есть своеобразный парадокс: несмотря на явную пользу от спортивных занятий, в профессиональных кругах существует своего рода негласное согласие о том, что спорт может оказывать и определенный вред. Среди потенциальных отрицательных последствий часто обсуждается такой феномен, как зависимость от физических упражнений. Особенно присущ высокий аддиктивный риск для профессионального спорта и экстремальных его видов [1].
В последние десятилетия в западной литературе появляются публикации, посвященные спортивной аддикции или аддикции упражнении. Аддикция упражнений, как известно и отмечено многими, впервые была упомянута П. Бэкеландом [2], когда он исследовал эффект депривации физической нагрузки на паттерны сна. В дальнейшем концепция аддикции упражнений была популяризирована и разрабатывалась М. Сакс и Д. Паргман [3], которые предложили термин «аддикция бега» (running addiction). Авторы описали своеобразный синдром отмены, который развивается при депривации бега: тревога, напряжение, раздражительность, мышечные подергивания и т. д.
Говоря об особенностях аддикции упражнений, иногда выделяют две ее формы: первичную и вторичную — возникающую на основе пищевой аддикции. При первичной аддикции упражнений сама физическая активность является объектом зависимости [4]. А при вторичной, неодолимая мотивация к физической активности связана с необходимостью уменьшить вес или изменить внешний вид. Удалось выделить два критерия, которые они определили как нарушение функционирования и симптомы отмены, которые проявляются либо в виде враждебной реакции на прекращение тренировок, либо в неспособности контролировать объем нагрузок. Критерий нарушения функционирования может проявляться в четырех сферах: психической, социальной или профессиональной, физической и поведенческой [5].
2. Признаки и диагностические критерии спортивной аддикции
В настоящее время не существует стандартизированных диагностических критериев спортивной зависимости, но несколько признаков соответствуют этому расстройству, хоть оно официально не признано таковым в DSM-5, но в то же время получает признание в психологическом сообществе как важная проблема. Однако существуют некоторые диагностические опросники для выявления спортивной аддикции:
— Для скрининговых исследований рекомендуется использовать Определитель аддикции упражнений (EAI — Exercise Addiction Inventory), созданный на основе шести компонентов аддикции.
— Также используется Опросник подшкалы самоотвращения (Self Loathing Sub Scale (SLSS) Questionnaire), разработанный А. Йейтсом с коллегами.
— Для более углубленной диагностики спортивной аддикции используются Опросник аддикции упражнений (EDO — Exercise Dependence Questionnaire), Шкала пристрастия к тренировкам (CES — Commitment to Exercise Scale) и др.
Ее описания включают поведенческие (например, частота тренировок), психологические (патологическая приверженность) и физиологические факторы (напр., толерантность). Основываясь на общем определении зависимости, Д. Виил аддикцию упражнений описывает как многомерный малоадаптивный паттерн тренировок, приводящий к клинически значимому ухудшению или недомоганию, проявляющемуся в виде трех и более из нижеперечисленных признаков [6]:
— Одержимость
Люди со спортивной зависимостью становятся озабоченными физическими упражнениями, часто планируя свою жизнь вокруг тренировок.
— Принуждение
Они чувствуют себя обязанными заниматься спортом и могут испытывать беспокойство, если у них не получается.
— Толерантность
Со временем людям могут потребоваться более интенсивные или продолжительные занятия физическими упражнениями, чтобы достичь того же «кайфа» или чувства выполненного долга.
— Абстиненция
Они могут испытывать такие симптомы, как раздражительность, беспокойство или неугомонность, когда они не могут заниматься физическими упражнениями.
— Продолжение, несмотря на вред
Даже если физические упражнения приводят к травмам или негативно сказываются на личных отношениях, они упорствуют в своем поведении.
— Отсутствие контроля
Несмотря на желание сократить или прекратить физические упражнения, им трудно это сделать.
Некоторые исследователи утверждают, что спортивная зависимость может иметь положительные аспекты, если занятие не является вредным и не мешает другим сферам жизни. Однако, когда это мешает личным отношениям, работе или здоровью, это становится пагубным.
3. Этиологические факторы развития спортивной аддикции
Развитие спортивной зависимости можно объяснить сочетанием биологических, психологических и социальных факторов. Хотя точная причина спортивной зависимости сложна и многогранна, можно выделить некоторые этиологические факторы:
— Биологические факторы
Генетическая предрасположенность, нейрохимические изменения в головном мозге и естественное высвобождение эндорфинов, связанное с физическими упражнениями, могут способствовать аддиктивному поведению.
— Психологические факторы
Низкая самооценка, перфекционизм и склонность к обсессивно-компульсивным расстройствам или другим проблемам психического здоровья, таким как депрессия и тревога, могут побудить людей искать эффекты физических упражнений, улучшающие настроение.
— Социальные факторы
Необходимость соответствовать общественным стандартам в отношении внешнего вида, положительное подкрепление со стороны сверстников или тренеров, а также культурный акцент на фитнесе могут усилить чрезмерные физические нагрузки.
4. Социокультурные и индивидуальные аспекты спортивной аддикции
Социальные нормы, которые ставят во главу угла физическую форму и привлекательность, могут привести к чрезмерному подчеркиванию важности физических упражнений. Прославление спортсменов и широко распространенная вера в пользу физических упражнений также могут способствовать аддиктивному поведению, особенно когда оно связано с социальным признанием и похвалой. Кроме того, появление цифровых социальных платформ, освещающих достижения в фитнесе, усилило это давление и потенциал для развития вредных привычек в занятиях спортом.
Личные факторы, такие как проблемы с образом тела, личная история зависимости и индивидуальные психологические потребности, такие как контроль или преодоление стресса, могут сделать кого-то более восприимчивым к спортивной зависимости. Система убеждений человека в отношении здоровья и роли физических упражнений в формировании личной ценности и идентичности также являются мощными факторами в развитии привыкания к физическим упражнениям.
5. Модели спортивной аддикции
Понимание феномена спортивной аддикции постоянно развивается, и существует несколько теоретических моделей, описывающих ее. Двумя наиболее известными являются:
— Гипотеза когнитивной оценки
Согласно данной гипотезе, если человек, занимавшийся спортом по конкретным причинам, начинает использовать физические упражнения как средство избавления от стресса, то он постепенно становится зависимым от физических упражнений в последующих стрессовых ситуациях. Всё начинается с установки человека о том, что тренировки — корректный и эффективный способ справляться со стрессом. Такая точка зрения подкрепляется различной информацией в окружающей среде (Интернет-сайты, научно-популярная литература, мнение близких людей) об общей пользе занятий спортом. При появлении первых симптомов тренирующийся использует рационализацию при объяснении того, почему так много времени уделяет физическим нагрузкам. Фактически человек постепенно становится неспособным справляться со стрессом никаким другим способом, кроме как при помощи занятий спортом [7].
— Биопсихосоциальная модель
Данная модель рассматривает проблему возникновения и развития аддикции физических упражнений с учётом биологических, психологических и социальных факторов. Авторы модели считают первичным фактором — биологический (например, ИМТ), в то время как социальные факторы (отношения с тренером, товарищами по команде и т. д.) и психологические факторы (самооценка, отношение к тренировочному процессу), взаимодействуя друг с другом, влияют на то, разовьётся ли зависимость от физических упражнений [8].
Также, в статье Егорова, Сабо и Фельсендорфф представлена «расширенная интерактивная модель спортивной аддикции», которая является специфической для спортивной аддикции, где подчеркивается, как ориентация, опыт и личностно-ситуационные взаимодействия могут играть посредническую роль при возникновении спортивной аддикции [9].
Литература:
- Weinstein A, Szabo A. Exercise addiction: A narrative overview of research issues. // Dialogues Clin Neurosci. 2023 Jan 20;25(1). С. 1–13.
- Baekeland, F. Exercise deprivation: Sleep and psychological reactions // Archives of General Psychiatry. 1970. 22(4). С. 365–369.
- Sachs M. L. Exercise addiction. In S. Razon & M. L. Sachs (Eds.), Applied exercise psychology: The challenging journey from motivation to adherence. 2018. С. 330–338.
- Zou L, Yang P, Herold F, Liu W, Szabo A, Taylor A, Sun J, Ji L. The Contribution of BMI, Body Image Inflexibility, and Generalized Anxiety to Symptoms of Eating Disorders and Exercise Dependence in Exercisers // International Journal of Mental Health Promotion. 2022. vol. 24, С. 81–82
- Szabo, A., Demetrovics, Z. Passion and Addiction in Sports and Exercise (1st ed.). Routledge. 2022. 258 p.
- De Coverley Veale D. M. W. Exercise dependence //British journal of addiction. 1987. Т. 82. №. 7. С. 735–740.
- Szabo A. The impact of exercise deprivation on well-being of habitual exercises //Australian Journal of Science and Medicine in Sport. 1995. Т. 27. №. 3. С. 68–75.
- McNamara J., McCabe M. P. Striving for success or addiction? Exercise dependence among elite Australian athletes //Journal of sports sciences. 2012. Т. 30. №. 8. С. 755–766.
- Егоров А. Ю., Сабо А., Фельсендорфф О. В. Модели спортивной аддикции // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 96–109.
Ключевые слова
спортивная аддикция, нехимические зависимости, модели спортивной аддикцииПохожие статьи
Проблема одиночества в психологии
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков
В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...
Адаптивная физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути их решения
Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на постоянное развитие адаптивной физической культуры и спорта, в этой области все же присутствуют проблемы. Данная статья исследует и раскрывает основные проблемы адаптивной физической культуры ...
Локус контроля в понимании современной психологии
Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...
(ОТОЗВАНА) Юридические фикции: понятие и роль в правовой науке
В данной научной статье раскрывается история, понятие и значение юридических фикций в правовом государстве. Анализируется существование юридических фикций в современной правовой науке. Изучены характерные черты и особенности юридических фикций. Проан...
Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка
В данной статье затрагивается проблема появления подростков с аддиктивным поведением. Автор дает описание характерных черт присущих подростка данной группы, а также процессам оказывающих влияние на становление данного типа поведения. На основе получе...
Командообразование как новый метод обучения в хореографии
В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...
Особенности механизмов психологической защиты старшеклассников с разным уровнем общительности
На основе анализа ведущих отечественных психологов в статье анализируются особенности механизмов психологической защиты старшеклассников, решающие факторы, влияющие на формирование психологической защиты; на основе обобщения исследований учёных соста...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации
В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...
Похожие статьи
Проблема одиночества в психологии
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков
В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...
Адаптивная физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути их решения
Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на постоянное развитие адаптивной физической культуры и спорта, в этой области все же присутствуют проблемы. Данная статья исследует и раскрывает основные проблемы адаптивной физической культуры ...
Локус контроля в понимании современной психологии
Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...
(ОТОЗВАНА) Юридические фикции: понятие и роль в правовой науке
В данной научной статье раскрывается история, понятие и значение юридических фикций в правовом государстве. Анализируется существование юридических фикций в современной правовой науке. Изучены характерные черты и особенности юридических фикций. Проан...
Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка
В данной статье затрагивается проблема появления подростков с аддиктивным поведением. Автор дает описание характерных черт присущих подростка данной группы, а также процессам оказывающих влияние на становление данного типа поведения. На основе получе...
Командообразование как новый метод обучения в хореографии
В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...
Особенности механизмов психологической защиты старшеклассников с разным уровнем общительности
На основе анализа ведущих отечественных психологов в статье анализируются особенности механизмов психологической защиты старшеклассников, решающие факторы, влияющие на формирование психологической защиты; на основе обобщения исследований учёных соста...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации
В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...