Влияние стретчинга на функциональное состояние студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Кургузова, А. В. Влияние стретчинга на функциональное состояние студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / А. В. Кургузова, В. Г. Немченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 123-128. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18525/ (дата обращения: 17.07.2024).



Целью научной работы является выявление влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов, в частности, студентов Российской таможенной академии (РТА). В статье рассмотрены понятие и история развития данного направления, а также проанализированы результаты занятий стретчингом.

Ключевые слова: стретчинг, уровень развития гибкости, расслабление мышц, физическая активность.

Стретчинг представляет собой разновидность фитнеса, которая включает в себя ряд универсальных упражнений, способствующих совершенствованию гибкости мышц и улучшению подвижности суставов, что необходимо для дальнейшей физической активности. В настоящее время данное направление набирает всю большую популярность у профессиональных спортсменов и любителей фитнес-тренировок.

Стретчинг во многом можно отнести к одному из видов оздоровительной физической культуры, который появился относительно недавно, а именно в 50-е годы прошлого века в Швеции. А по прошествии 20 лет он стал использоваться во многих спортивных тренировках для подготовки к физической нагрузке, расслаблению мышц и приведению их к эластичности.

Раннее стретчинг использовался только спортсменами в комплексе с другими видами спорта для подготовки мышечной системы к интенсивным нагрузкам. В дальнейшем после выявления положительного результата от занятий растяжкой, стретчинг стал активно использоваться как самостоятельный вид физической деятельности, а также как способ восстановления мышц после повреждений.

На сегодняшний день стретчинг применяется не только спортсменами, но и людьми, поддерживающими здоровый образ жизни, в оздоровительных программах и фитнес тренировках.

В настоящее время существует большое разнообразие видов стретчинга в зависимости от глубины и интенсивности проработки мышечной системы перед полноценной тренировкой. Можно выделить следующие виды стретчинга.

  1. Статический стретчинг (традиционный) — это разновидность стретчинга, для которого характерно выполнение медленных движений с фиксацией тела в определенном положении и с удерживанием его в течение 30–60 с. В основном статический стретчинг применяется в конце тренировки для расслабления мышц.
  2. Динамический стретчинг — это растяжка, включающая в себя повторяющиеся медленные пружинящие движения с фиксацией в конечной точке. К таким упражнениям относятся выпады, махи ногами, а также перекаты с ноги на ногу.

Динамический стретчинг в основном применяется в начале тренировки и представляет собой разминку для разогрева мышц и суставов.

  1. Баллистический стретчинг — это разновидность стретчинга, которая подходит лишь для физически подготовленных людей и которая направлена на выполнение резких движений с большей амплитудой.

Стретчинг как одна из форм фитнес-тренировки направлен на вовлечение в работу всего человеческого организма, что способствует сокращению рисков возникновения заболеваний, а в некоторых случаях и их предотвращению.

Во время занятий стретчингом происходит чередование кратковременного напряжения мышц с их расслаблением, за счет чего можно за короткий промежуток времени снять лишнее напряжение и физическую усталость. Кроме того, одной из важных особенностей является то, что в процессе занятий задействуются практически все группы мышц при смене интенсивности нагрузки и комбинации разных видов стретчинга [1].

Сочетание динамического и статического стретчинга наиболее соответствует работе опорно-двигательного аппарата человека, что делает стретчинг одним из лучших методов физической нагрузки для проработки выносливости, координации, а также для улучшения тонуса мышц.

Стретчинг имеет ряд преимуществ, таких как:

1.Оказание положительное воздействие на суставы и мышцы тела.

2.Благодаря чередованию нагрузки и расслаблению мышц стретчинг может быть внедрен в любую часть тренировки.

3.Регулярное занятие стретчингом способствует улучшению как физического, так и ментального здоровья, обеспечивает ощущение расслабленности и спокойствия, что в свою очередь благоприятно влияет на психическое состояние человека.

4.Стимулирование циркуляции лимфы и крови в организме человека.

5.Коррекция осанки, выпрямление спины и улучшение гибкости тела [2].

Стоит отметить, что важным условием для правильного выполнения упражнений, направленных на проработку подвижности суставов и расслабление мышц, является тщательный и постоянный контроль за самочувствием.

Существует несколько правил выполнения упражнений, которым необходимо следовать с целью получения положительного результата.

а)перед началом упражнений и растягивания необходимо предварительно разогреть мышцы и связки, дабы избежать травм в процессе дальнейшей физической активности;

б)запрещается выполнять упражнения на растягивание больных или травмированных участках мышечной ткани, а также растягивать мышцы до возникновения болезненных ощущений;

в)не рекомендуется задерживать дыхание в процессе выполнения упражнений, наоборот необходимо поддерживать спокойное и равномерное дыхание;

г)рекомендуется постепенно увеличивать продолжительность выполнения упражнений;

д)выполнение упражнений на расслабление должно быть завершающим этапом стретчинга.

Занятие стретчингом могут проводиться двумя способами в зависимости от степени проработанности и стоящей перед тренируемым цели. К первому способу относятся занятия избирательного воздействия, для которых характерна проработка определенной группы мышц. Для таких занятий подбирается 5–7 упражнений с целью интенсивного воздействия на выбранную группу мышц, что даёт в свою очередь значительный положительный эффект.

Ко второму способу относятся занятия смешанного воздействия, для которых характерно применение упражнений (около 5–7) на проработку всех групп мышц. В этом случае положительный эффект для всех групп мышц будет небольшим.

Не стоит забывать о том, что основной задачей любого комплекса упражнений является восстановление после силовой нагрузки, повышение гибкости и эластичности мышечной системы и связок.

Стоит отметить, что занятия стретчингом необходимы для физической подготовки студентов, поскольку большую часть времени они проводят в сидячем, малоподвижном положении, что непосредственно может привести к снижению работоспособности тела, тонуса мышц, к дряблости кожи [3].

Для выявления эффективности использования стретчинга были проведены ряд исследований, связанных с выполнением одного из нормативов по физической культуре [4].

Прежде всего студентам 4 курса факультета таможенного дела была предложена сдача норматива — наклон туловища вперед в положении стоя на гимнастической скамье, не сгибая ног в коленях без предварительной растяжки. Гибкость измерялась в сантиметрах и определялась с помощью линейки от нулевой отметки до третьего пальца руки.

По результатам сдачи норматива без предварительного занятия стретчингом были выявлены студенты с высоким, средним и низким уровнем развития гибкости. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития гибкости студентов без предварительной растяжки, %

Группа

Уровень развития гибкости

низкий

средний

высокий

37,5

50,0

12,5

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что у студентов 4 курса отмечается недостаточный уровень развития гибкости. Более 30 % приходится на студентов с низким уровень развития гибкости. Также стоит отметить, что высокий уровень гибкости (12,5 %) отмечается лишь у студентов, занимающихся профессиональными видами спорта.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки упражнений стретчинга, направленные на поддержание в первую очередь тонуса мышц и гибкости тела. Для этого студентам были предложены несколько упражнений для гибкости и развития подвижности суставов, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс упражнений для улучшения развития гибкости

Название упражнения

Цель

Правила выполнения

Наклоны к стопам сидя

растягивание задней поверхности ног и мышц спины, а при наклоне в сторону происходит растягивание боковой поверхности туловища

  1. Необходимо занять сидячее положение, широко развести ноги в стороны и натянуть на себя носки.
  2. Согнуть левую ногу и упереться стопой в правое бедро.
  3. Поднять левую руку вверх, на выдохе наклонится к выпрямленной ноге.
  4. Необходимо задержаться в таком положении 10–15 секунд, а затем вернуться в исходное положение.

Растяжение в скручивании

расслабление мышц спины, улучшение подвижности позвоночника и суставов

  1. Необходимо принять положение лежа и вытянуть ноги вперед.
  2. Согнуть правую ногу и поставить стопу с внешней стороны левого колена.
  3. Оторвать правую руку от пола и положить ее на левую ногу, при этом скручивая корпус влево.
  4. Необходимо задержать в таком положении 10–15 секунд, а затем вновь вернуться в исходное положение.

Перекаты с ноги на ногу

растягивание внутренней поверхности бедра и улучшение подвижности тазобедренных суставов

  1. Необходимо расставить ноги шире плеч, носки направить вперед.
  2. Отводить таз назад, делая присед на правую ногу, пока не почувствуешь напряжение в левой (и наоборот).
  3. Повторить 10–15 перекатов, при этом задерживаясь в крайних точках по 5–7 секунд. После вернуться в исходное положение.

В течение 3 недель занятий растяжкой на дисциплине «Физическая культура и спорт» студенты выполняли ряд упражнений, о которых было сказано ранее. После чего был проведен контрольный срез с целью выявления эффективности занятия стретчингом. Было необходимо выяснить, насколько изменились результаты сдачи норматива — наклон туловища вперед в положении стоя.

В таблице 3 представлены динамика развития гибкости студентов.

Таблица 3

Динамика развития гибкости студентов, %

Группа

Начальный срез

Контрольный срез

Разница

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

37,5

50,0

12,5

12,5

56,3

31,3

37,4

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что отмечается тенденция к повышению уровня развития гибкости. Отмечается снижение количества студентов с низким уровнем развития гибкости на 25,0 %, и увеличение количества студентов с высоким уровнем гибкости на 18,8 %, в число которых вошли как спортсмены, так и любители фитнес-тренировок.

Следовательно, полученные результаты свидетельствует о положительной динамике развития гибкости студентов благодаря стретчингу. Кроме того, уровень гибкости студентов увеличился на 37,4 % в целом.

Таким образом, анализ эффективности стретчинга показывает, что данный вид физической деятельности способствует улучшению функционального состояния и здоровья студентов. Благодаря выполнению комплекса упражнений, направленных на улучшение развития гибкости и подвижности мышц и суставов, можно повысить работоспособность тела, привести мышцы в тонус.

Помимо этого был представлен один из путей эффективного развития гибкости студентов 4 курса на основе занятий стретчингом, что способствует дальнейшему совершенствованию данного направления исследования в теории и практики физической культуры и спорта.

Литература:

  1. Дегтярев И. Г. Методика применения стретчинга на занятиях физической культуры в ВУЗЕ // Наука-2020. 2021. № 2. С. 122–126.
  2. Иванов В. Д., Мамаева Н. О. Влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. № 1. С. 23–31.
  3. Закиров В. В. Применение стретчинга в физической подготовке студентов // Молодежь и наука. 2021. № 3. С. 1–3.
  4. Павлютина Л. Ю., Мараховская О. В. Стретчинг — один из путей развития гибкости у студентов ВУЗА // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. С. 124–130.

Ключевые слова

стретчинг, физическая активность, уровень развития гибкости, расслабление мышц