Применение форм оценки и оценочных инструментов на уроках русского языка и литературы
Авторы: Куанышбеккызы Айшырак, Абдрашит Дилназ Бакытжанкызы
Научный руководитель: Жарбулова Сауле Траровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 05.05.2024
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Куанышбеккызы, Айшырак. Применение форм оценки и оценочных инструментов на уроках русского языка и литературы / Айшырак Куанышбеккызы, Д. Б. Абдрашит. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18504/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются такие понятия, как критериальное, формативное и суммативное оценивание. Даны несколько способов применения ИКТ для оценки на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: оценивание, формы оценки, критериальное оценивание, оценочные инструменты.
Новая система образования в Казахстане была введена с 2016 года для первых классов, и поэтапно с каждым годом система вводилась для остальных классов. Новая система отказалась от пятибалльной системы (кроме итоговой оценки) и перешла к критериальному оцениванию: Суммативное оценивание за раздел, суммативное оценивание за четверть и формативное оценивание. До 2016 года была традиционная система оценивания знаний. В традиционном подходе оценка часто основывалась на субъективном мнении учителя, его опыте и ощущениях. Обычно оценивались конечные результаты работы учащегося. Оценка в традиционном методе часто основывалась на сравнении ученика с другими учащимися. Но на сегодняшний день традиционная система оценивания не отвечает требованиям быстро меняющегося мира, который становится все более неустойчивым.
Термин «критериальное оценивание» было впервые введен Робертом Глейзером в 1963 году. Глейзер отмечает, что оценка относительно критериальных стандартов исключает сравнение и зависимость от достижений других учеников, а также направлена на информирование об уровне компетентности каждого школьника.
Критериальное оценивание основано на четко определенных критериях успеха, которые известны заранее учащимся. Критерии оценки являются объективными, конкретными и измеримыми. Важным аспектом критериального оценивания является оценка процесса обучения и развития учащегося, а не только конечных результатов. Критериальное оценивание позволяет более точно определить сильные и слабые стороны каждого ученика, что способствует индивидуализации обучения.
Существует 2 вида критериального оценивания: формативное (formative) и суммативное (summative). Внедрению критериального оценивания также способствовали слова Президента Республики Казахстан в своем послании: «Чтобы стать развитым и конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Формативное и суммативное оценивание — это два различных подхода к процессу оценки знаний и навыков учащихся. Основная цель формативного оценивания — помочь учащимся улучшить свои знания и навыки в процессе обучения. Оценка осуществляется в течение учебного процесса, чтобы дать обратную связь учащимся и учителям для коррекции и улучшения учебного процесса. Формативное оценивание может включать в себя задания, тесты, обсуждения, практические задачи и другие методы для оценки текущего уровня знаний и понимания. Фокус формативной оценки — на процессе обучения, выявлении проблемных моментов и помощи учащимся в их преодолении.
Суммативное оценивание — это процесс оценки знаний, умений и навыков учащихся в конце какого-то периода обучения или учебного курса. Основная цель суммативной оценки заключается в измерении общего уровня достижений учащихся в определенный момент времени. Оценка проводится по окончании раздела и четверти для определения уровня достижения целей обучения. Суммативное оценивание включает в себя тесты, экзамены, проекты, контрольные работы и другие методы для оценки конечных результатов обучения. Главная цель суммативной оценки — определить, насколько успешно учащиеся достигли поставленных образовательных целей. Оба типа оценивания имеют свою важность в образовательном процессе.
На уроках русского языка и литературы применяются различные формы оценки и оценочные инструменты для оценки знаний, навыков и умений учащихся. В связи с развитием цифровизации, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы может значительно обогатить процесс оценки знаний учащихся. Вот несколько способов, как можно применять ИКТ для оценки на уроках русского языка и литературы:
- Онлайн-тестирование: использование специальных платформ таких как Plickers, LearningApps, Kahoot и других платформ и приложений для проведения тестов и опросов позволяет учителям создавать интерактивные тесты по грамматике, лексике, литературным произведениям и т. д.
- Видео-презентации: учащиеся могут создавать видео-презентации по литературным произведениям или языковым темам, демонстрируя свои знания и аналитические способности.
- Использование онлайн-ресурсов: ученики могут проводить анализ текстов, исследования и другие задания с использованием онлайн-библиотек, электронных словарей и других ресурсов.
- Блоги и форумы: создание образовательных блогов или форумов, где ученики могут делиться своими мыслями, обсуждать литературные произведения или языковые явления, также может быть использовано для оценки и обратной связи.
- Онлайн-системы оценивания: использование специальных онлайн-систем для выставления оценок (Kundelik.kz), отслеживания прогресса учеников и обмена обратной связью с ними.
Таким образом, оценочные инструменты помогают учителям более эффективно оценивать прогресс учащихся в изучении русского языка и литературы, а также обеспечивают обратную связь для дальнейшего улучшения учебного процесса. А также в цифровую эпоху использование ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает сделать процесс обучения более интерактивным, доступным и эффективным, а также обеспечивает более точную и разнообразную оценку знаний и навыков учащихся.
Литература:
- Даулетеулова Д. А. Что такое формативное оценивание и каким образом оно улучшает преподавание и обучение? 2018г.
- Какие есть системы оценивания результатов в школе и какая из них лучше? 2022г.
Похожие статьи
Сценарно-ситуативный метод в обучении устному переводу
В статье рассмотрены особенности применения интерактивных форм обучения, в частности, сценарно-ситуативного метода при проектировании занятий по курсу «Теория и практика устного перевода» в лингвистическом вузе.
Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы
В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.
К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...
Элективные курсы в профильном математическом образовании
В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе
В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.
Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения
Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Обработка естественного языка
В статье описывается процессы обработки естественного языка, виды шкал определения тональности, подходы к определению тональности текста и методы оценки качества тональности текста.
Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы
В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.
Похожие статьи
Сценарно-ситуативный метод в обучении устному переводу
В статье рассмотрены особенности применения интерактивных форм обучения, в частности, сценарно-ситуативного метода при проектировании занятий по курсу «Теория и практика устного перевода» в лингвистическом вузе.
Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы
В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.
К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...
Элективные курсы в профильном математическом образовании
В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе
В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.
Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения
Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Обработка естественного языка
В статье описывается процессы обработки естественного языка, виды шкал определения тональности, подходы к определению тональности текста и методы оценки качества тональности текста.
Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы
В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.