«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках
Автор: Дубиков Дмитрий Игоревич
Рубрика: 29. Философия
Опубликовано в
LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 01.05.2024
Статья просмотрена: 103 раза
Библиографическое описание:
Дубиков, Д. И. «Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках / Д. И. Дубиков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 72-79. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18489/ (дата обращения: 21.11.2024).
В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича Бромлея, включающей две основные компоненты: «этникос» и «этносоциальный организм».
Ключевые слова: этнос, нация, этническая компонента, гражданская нация, политический дискурс.
In the work, as a primary position taken as a starting point in the consideration of the national understanding, the definition of a nation as an ethnos characteristic of the post-Soviet space is adopted, which is most accurately reflected in the concept of Julian Vladimirovich Bromley, which includes two main components: «ethnikos» and «ethnosocial organism».
Keywords: ethnos, nation, ethnic component, civil nation, political discourse.
Новая философская энциклопедия Института философии РАН определяет нацию «совокупностью граждан одного государства как политического сообщества» [11]. При этом подчеркивается, что данное понятие превалирует в политике и в дискурсе последней иногда отождествляется с другим термином — государство. Так, например, международная организация, членами которой являются 193 суверенных государства, именуется Организацией Объединенных Наций . Однако полное представление о том, что называют нацией, без предварительного анализа понятия такого же полисемантичного характера — «этноса» — невозможно в нашем исследовании.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение понятия «этнос»: « ЭТНОС , (здесь и далее выделено нами. — Д.Д.) -а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность — племя, народность, нация » [13]. Такое определение этносов как наций характерно для полиэтнической общности Российской Федерации. Например, в преамбуле Конституции РФ сказано: «Мы, многонациональный (здесь выделено нами. — Д.Д.) народ Российской Федерации…» [9, с. 3]; в Конституции Республики Крым отмечено: «…реализуя волю МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ…» [8, с. 3]. Обнаруженное отождествление двух понятий встречается не только в словарях и законодательных актах, его можно повсеместно встретить и в средствах массовой информации, и в обыденном словоупотреблении. В этой связи, несостоятельно то рассмотрение нации, в котором отсутствует обращение к этнической компоненте.
Отмеченное выше превалирование понятия «нация», в том числе, и в политическом дискурсе, — лишь поверхностное усмотрение реальной значимости национального (и, как покажем далее, — этнического) в нем, а свидетель такой значимости, в частности, и в геополитическом плане, — история. Так, например, изучение нацизма без обращения к Völkische Bewegung [1] — движению, характеризующемся идеологией крайне правого, радикального этнического национализма нельзя назвать полноценным исследованием; огромна (и по своей сути — трагична) роль национализма в судьбах народов бывшей Союзной Республики Югославия, конкретно — в Косове, где, еще до распада СРЮ в 1992 г., наблюдались (и сегодня вновь вспыхивают) многочисленные стычки на фоне межэтнической напряженности между этническими сербами и этническими албанцами (при количественном преобладании последних в регионе). Такая напряженность в 1998 г. приведет к вооруженному конфликту с иностранным вмешательством [2] — Косовской войне, а в 2008 г. Республика Косово провозгласит свою независимость [3] от Сербии, что станет международным прецедентом. Высокая роль конструкта «нация» в крупных геополитических событиях и политическом дискурсе вообще, а также важность этнической компоненты в исследовании национального, очевидны.
В исследовательской литературе за этносом, в качестве основной его характеристики, закрепилась его аполитичность и «чувство объединения с другими людьми актом своего рождения» [2, с. 3]. В Новой философской энциклопедии Института философии РАН определение понятия «этнос» отсутствует, однако в статье, посвященной понятию «этничность», сказано, что «понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от др., обладающих иными параметрами тех же характеристик» [12], другое же определение говорит о нации как стадии развития этноса: « Этносы (здесь и далее выделено нами. — Д.Д.) , будучи на разных стадиях развития , представлены родами, племенами, народностями, нациями » [7, с. 269]. Однако такое отступление от простого отождествления понятий «этнос» и «нация» (отмеченного нами у Ожегова) в сторону выражения последней как стадии развития этноса, не представляется нам явно выраженным, и, в этой связи, требуется, во-первых, уточнить и дополнить характеристики, отличающие этнос от других схожих социальных групп и общностей, и, во-вторых, описать механизм т. н. «перехода» этноса в нацию.
Уточнение характеристик, присущих этносу, следует начать с описания двух доминирующих интенций в определении этноса: этнос как «биосоциальный организм» и этнос как «этносоциальный организм».
Определение этноса как «биосоциального организма» было предложено Львом Николаевичем Гумилёвым — философом, этнологом, историком и географом, создателем пассионарной теории этногенеза (1979 г.). Он отступает от привычной многим еще со школьной скамьи, обществоведческой, традиции определения этноса как, в первую очередь, исторически сложившейся общности людей с общей культурой, языком и т. д., и предлагает придать большее значение «природности» этноса: «этносы, наоборот, всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности» [4, с. 59]. Гумилев выделяет два направления такой хозяйственной деятельности: «… приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе» [4, с. 59]; о других характеристиках этноса он говорит категорически: «у нас нет ни одного реального признака для определения любого этноса как такового, хотя в мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична» [4, с. 47], заключая, что «все перечисленные признаки определяют этнос «иногда», а совокупность их вообще ничего не определяет» [4, с. 47].
Особую роль в теории этногенеза Гумилёва играет пассионарность — по сути, это некая энергия (точнее, ее избыток, чрезмерность) присущая живому, которое, обладая такой энергией, готово к жертве ради высокой цели. Индивид, под влиянием такой энергии, стремится к деятельности, направленной, как раз таки, на изменение окружающей жизни и местности — ландшафта. Пассионарность индивида Гумилёв связывает с мутациями, которые вызваны космическим излучением — правда, с характером этого излучения сам исследователь не определился.
Такая работа Гумилёва не встретила понимания в научных кругах Советского Союза, более того, его идеи рассматривали как псевдонаучные. Действительно, пассионарная теория выходит за рамки строгого научного анализа, в ней представлены тезисы, которые опровергнуты, в том числе, астрофизиками. Привлекательна же она своей метафоричностью. Стоит отметить, что возникший сегодня интерес к работам Гумилёва (в том числе, интерес со стороны политиков) связан с идей евразийства, которое, по мнению части исследователей, угасло в 30-е гг. XX века [см. 10], а по мнению другой — реанимировано [см. 1] и трансформировано [см. 6] сегодня в глубоко либеральную и демократическую идею.
Юлиан Владимирович Бромлей — советский историк и этнограф — предлагает такую трактовку этноса, которая имеет центральное значение для нашего исследования. Определение Бромлеем этноса в узком смысле практически коррелятивно определению, приведенному нами ранее: «…исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей (здесь и далее выделено нами. — Д.Д.) , обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики , а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образования ( самосознанием ), фиксированном в самоназвании ( этнониме )» [3, с. 57–58]. За таким употреблением узкого значения слова «этнос» Бромлей закрепляет наименование «этникос», которое мы трактуем как константный базис этноса.
Этнос в широком смысле: «… часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определенную социально-экономическую целостность» [3, с. 63]. Такую целостность Бромлей именует «этносоциальным организмом».
Различие «этникоса» и «этносоциального организма» отчетливо показано самим Бромлеем в работе «Очерки теории этноса» на примере украинцев: «этникосом» являются все украинцы вне зависимости от места их проживания; те же из них, которые проживают на территории Украины, — «этносоциальный организм» [3, с. 59–60].
Обнаруженное отождествление «нации» и «этноса» в отечественном словоупотреблении представляется нам близким к концепции «этносоциального организма» Бромлея. Говоря, например, о России как о многонациональном народе, подразумевается нация как часть константного базиса этноса — «этникоса», которая размещена на определенной территории внутри государства (для России это — субъекты федерации, которые сформированы по национально-территориальному признаку [4] ) и, таким образом, обладающая некоторой социальной и экономической — с одной стороны, и культурной автономностью — с другой.
Такое понимание нации-этноса сохранилось не только в РФ, но и на всем постсоветском пространстве, и связано оно, в первую очередь, с советским опытом национально-государственного строительства. В то же время, существовала иная идентичность (фактически — гражданская нация) — «советский народ», которая была сконструирована на основе историко-политической общности всех этносов и государственной идеологии советского патриотизма [см. 11].
Характерное для постсоветского пространства понимание нации-этноса сыграло не последнюю роль в крупных (зачастую — трагических) геополитических событиях и сегодня вновь заявляет о себе в деструктивном ключе.
Советская модель построения полиэтнической (и поэтому — гражданской) нации потерпела крах в 90-х гг. XX века. Этнический национализм стал одной из причин распада Советского Союза, когда выступления т. н. титульных наций в союзных республиках перешли из митингов и демонстраций в «парад суверенитетов» и появлению на карте мира 15 независимых государств. Постсоветское пространство, не успевшее оправиться после этих событий, получило новый удар — этнополитический конфликт в Приднестровье, Карабахские войны, грузино-южноосетинский конфликт, грузино-абхазский конфликт и находящийся сегодня в острой фазе российско-украинский кризис.
Когда же и каким образом этническая компонента в гражданском нациопонимании заявляет о себе деструктивно? Наглядно продемонстрировать это можно, представив схему (рис. 1) идентичности в разных типах общества, предложенную [см. 5, с. 36–37] А. Г. Дугиным — советским и российским философом:
Рис. 1. Идентичность в разных типах общества (по А. Г. Дугину)
Первая производная этноса — народ — играет ключевую роль в создании государства. Такое общество Дугин называет «лаос» [5] и четко прослеживает в нем политические структуры и институты. Вторую производную от этноса — нацию — автор определяет как общество, которое более дифференцированно, нежели народ, и именует его как «демос» [6] .
Дугин акцентирует внимание на диалектическом моменте структурных компонентов предложенной им схемы (рис. 1): «народ, проявляя себя в истории, замещает собой этнос, вынося его в сферу подразумевания, на нижний этаж или в подвал, скрывая его за фасадом» [5, с. 36], таким же образом и народ замещается нацией.
Всеобщая индивидуальная идентичность, которая указана итоговой и основной характеристикой нации в схеме (рис. 1), выражается в гражданстве и, приняв такую схему, мы можем предположить достижение идеальной формы социального устройства — гражданской нации. Однако, фактор этничности сохраняется и дает о себе знать в конкретных социально-политических ситуациях.
Дугин отсылает нас к Югославии, где народ формировался на основе сербского этноса, который пытался объединить вокруг себя другие этнические группы Республики. Тем не менее, югославскую модель национального государства постиг полный провал. Этносы (речь идет о хорватах, албанцах и др., к тому же, оформленные в республики) стали ключевым фактором, расшатывающим нацию. Этнические регионы, первоначально отделившись от Югославии, затем создали свои национальные государства, и весь этот процесс, как уже было указано нами, сопровождался вооруженными конфликтами, резней и иностранным вмешательством.
Таким образом, гражданская нация подвергается огромному риску со стороны этнической компоненты (которая, при поверхностном рассмотрении, кажется нивелированной), названному Дугиным реверсивностью , когда такая компонента становится настолько деструктивной, что отбрасывает нацию не только на уровень народа, а сразу — на уровень этноса (возврат к койнемам).
Очевидно, что «нация», — понятие сугубо политическое и дальнейшее рассмотрение его определений покажет нам их бесчисленное множество, что свидетельствует не только о важности и актуальности исследования данного понятия, но и о его расплывчивость и многоплановости.
По утверждению В. А. Тишкова, рассмотрение нации возможно в качестве семантико-метафорической категории с присущей ей эмоциональной и политической легитимностью, а научной дефиницией «нация» не стала и лишена возможности стать таковой. В этой связи, он предлагает рассматривать национальное как образ, разделяемый некоторой социальной общностью и национализм как политический дискурс, включающий в себя и доктрину, и практику [см. 11].
Литература:
- Giommoni, Francesco. The securitization and the revival of eurasianism in contemporary Eurasia / Francesco Giommoni // Әл-Фараби. — 2 (78) 2022. — P. 120–133.
- Андрианова, В. А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «Этнос» и «Нация» в современной российской социально-политической мысли / В. А. Андрианова. — Текст: непосредственный // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — № 1. — С. 33–41.
- Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — Москва: Наука, 1983. — 411 c. — Текст: непосредственный.
- Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Санкт-Петербург: ООО «Издательский дом «Кристалл», 2001. — 638 c. — Текст: непосредственный.
- Дугин, А. Г. Этносоциология / А. Г. Дугин. — Москва: Академический Проект, 2011. — 634 c. — Текст: непосредственный.
- Енгоян, А. П. К вопросу о трансформации идеи евразийства / А. П. Енгоян. — Текст: электронный // Фонд Нораванк: [сайт]. — URL: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6966 (дата обращения: 22.06.2023).
- Жеребило, Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник / Т. В. Жеребило. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. — 295 c. — Текст: непосредственный.
8. Конституция Республики Крым. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 136 с.
9. Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2022 год. — Москва: Эксмо, 2022. — 32 с. — (Законы и кодексы).
- Соболев, А. В. Евразийство / А. В. Соболев. — Текст: электронный // Новая философская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8353b6db7d30f7c9402683 (дата обращения: 22.06.2023).
- Тишков, В. А. Нация / В. А. Тишков. — Текст: электронный // Новая философская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9edc764e9aac9fa95b1d (дата обращения: 22.06.2023).
- Тишков, В. А. Этничность / В. А. Тишков. — Текст: электронный // Новая философская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01d3f7fefb8f3c025082c7d3 (дата обращения: 22.06.2023).
- Этнос. — Текст: электронный // Толковый словарь Ожегова: [сайт]. — URL: https://inlnk.ru/za2PO2 (дата обращения: 22.06.2023).
[1] нем. völkisch – «народный», «национальный», «этнический»; нем. bewegung – «движение».
[2] речь идет об операции «Союзная сила», проводимой блоком НАТО в 1999 году.
[3] Российская Федерация не признает суверенитет Республики Косово.
[4] например, автономные округа (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО-Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО) и единственная автономная область – Еврейская АО.
[5] по утверждению автора, данное слово наиболее близко описывает народ как этносоциальную категорию, т.к. в это понятие «…греки закладывали представление о группе людей, <…> организованных ради какой-то цели…» [5, с. 36].
[6] «"демос" в отличие от этноса и "лаоса" в греческой истории означал именно "население", жителей "городских концов" без ясной этнической или сословной идентичности» [5, с. 36].
Похожие статьи
Эвристическое поле для исследования исторических событий как «мест памяти»
В статье рассматривается проблема сложности в объективности оценки исторических событий; в качестве ее решения предлагается вариант их исследования как «мест памяти», подчеркивая смысловую однозначность этих понятий. Раскрывая их содержание, данная р...
Проблема определения образа врага
Статья рассматривает «образ врага» как форму отражения объекта в общественном сознании. Анализируются определения «образ» и «враг». В работе выделяются составные части, используемые для формирования «образов» во взаимовосприятии народов, социумов и к...
К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе
В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...
Юридическая ответственность и критерии ее дифференциации
Автор статьи определяет сущность юридической ответственности: историю возникновения данного явления и появления самого научного термина, изменения правопонимания, равно как — правового феномена в свете изменения парадигмы власти; производится разгран...
К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»
В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...
Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества
Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...
Становление и историческое развитие правотворческой функции Российского государства
Статья затрагивает теоретические аспекты соотношения понятий «право-творчество» и «правотворческая деятельность государства». Главная цель статьи — выявление исторических особенностей правотворческой деятельности Российского госу-дарства включая доре...
Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли
В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...
Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования
В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...
Философско-теоретические основы концепта «мягкая сила»: структурный анализ
В статье рассматриваются философско-теоретические основы концепта «мягкой силы», определяются его основные ресурсы и механизмы. Данная работа раскрывает специфику понятия «мягкой мощи» на основе анализа ее методологического ядра. Особое внимание в на...
Похожие статьи
Эвристическое поле для исследования исторических событий как «мест памяти»
В статье рассматривается проблема сложности в объективности оценки исторических событий; в качестве ее решения предлагается вариант их исследования как «мест памяти», подчеркивая смысловую однозначность этих понятий. Раскрывая их содержание, данная р...
Проблема определения образа врага
Статья рассматривает «образ врага» как форму отражения объекта в общественном сознании. Анализируются определения «образ» и «враг». В работе выделяются составные части, используемые для формирования «образов» во взаимовосприятии народов, социумов и к...
К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе
В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...
Юридическая ответственность и критерии ее дифференциации
Автор статьи определяет сущность юридической ответственности: историю возникновения данного явления и появления самого научного термина, изменения правопонимания, равно как — правового феномена в свете изменения парадигмы власти; производится разгран...
К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»
В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...
Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества
Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...
Становление и историческое развитие правотворческой функции Российского государства
Статья затрагивает теоретические аспекты соотношения понятий «право-творчество» и «правотворческая деятельность государства». Главная цель статьи — выявление исторических особенностей правотворческой деятельности Российского госу-дарства включая доре...
Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли
В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...
Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования
В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...
Философско-теоретические основы концепта «мягкая сила»: структурный анализ
В статье рассматриваются философско-теоретические основы концепта «мягкой силы», определяются его основные ресурсы и механизмы. Данная работа раскрывает специфику понятия «мягкой мощи» на основе анализа ее методологического ядра. Особое внимание в на...