Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса в техникуме | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дапык, С. М. Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса в техникуме / С. М. Дапык, М. А. Хольшина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 68-73. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18435/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье автор представляет опыт внеклассной работы в Кызылском техникуме экономики и права.

Ключевые слова: внеклассная работа, конкурс профессионального мастерства, экскурсия, кружок, научно-практическая конференция.

Внеклассная работа отличается от урочных целей, содержанием, формами и методами. Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность студентов во внеурочное время при организующей и направляющей роли преподавателя вовремя, свободное от основных занятий. Она должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. Педагогический коллектив с учетом этих положений разрабатывает систему внеклассной работы, администрация техникума оказывает методическую помощь, оборудование, компьютерные программы и контролирует проведение и качество этой работы.

В процессе общения с учащимися во внеурочное время преподаватель лучше узнает своих воспитанников, их характер, интересы, нравственные идеалы, происходит процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимоотношения.

Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений учащихся, развитие их способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организации социальной деятельности в пределах своей республике.

Создать условие для того, чтобы каждый студент научился вести себя в природной и социальной среде, был готов к непрерывному образованию, мог максимально проявлять свои возможности — это главная цель внеклассной работы.

Внеклассная работа должна быть направлена на организацию реальной социальной деятельности, которая позволяет студентам применять полученные на уроках знания и умения в практической деятельности, и в будущем они смогут использовать в жизни.

При этом отмечается, что подобная деятельность является полноправным элементом учебного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса исходя из его потребностей и интересов. Так же, внеурочная работа фактически является формой организации свободного времени и не имеет жёсткой регламентации. Тем самым реализуется принцип непрерывности процесса обучения [1].

В содержании внеклассной работы выделяют несколько направлений.

Научно-познавательное направление дополняет и углубляет темы, вызывающие особый интерес у студентов. Это гипотезы и теории.

Экологическое направление углубляет знания о взаимодействии природы и общества, помогает осознать проблемы человек и окружающая среда. Это направление связывает учебу с жизнью, учит правилам поведения в природе, охране природы, вопросы рекреации, позволяет решать на доступном социальном уровне решить задачи родной республике.

Экономическое направление расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности человека, способствует экономическому воспитанию студентов.

Эстетическое направление должно научить студентов получать удовольствие от общения с природой, уметь видеть красоту ландшафтов, получать удовлетворение от труда по благоустройству территории, своего дома, техникума.

Туристско-краеведческое направление воспитывает любовь к родине, природе, своей республике. Это направление связано с организацией походов, экскурсий, экспедиций, а также посещении краеведческих музеев, выставок. Это направление позволяет познакомить студентов с методами исследований, научить вести полевой дневник, составлять картосхемы маршрута, составлять экскурсию, оформлять отчеты.

Историческое направление — решает задачи гуманитаризации, историческое изучение территории [2].

При выборе формы внеклассной работы учитывают возраст учащихся, их интересы, уровень подготовки по предметам, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации похода), социальную обстановку в микрорайоне учреждения, а также материальную базу кабинета и другие условия.

Так сложилось в «Кызылском техникуме экономики и права потребительской кооперации», что внеклассная работа является неотъемлемой частью деятельности учреждения для решения следующих задач, это:

– для достижения лучших образовательных результатов;

– осознание студентом индивидуальных особенностей;

– формирование жизненных ориентиров у обучающегося;

– улучшение творческих и спортивных результатов;

– формирование ценностей и активной гражданской позиции;

– привлечение в культурно массовой, общественной работе.

Внеклассная работа, которая проводится в рамках конкурсах профессионального мастерства цикловой комиссии экономических и юридических дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств, студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы техникума.

Конкурс профессионального мастерства по специальности «Туризм» «Поварское и кондитерское дело» с 4 по 7 марта 2024 г. в «Кызылском техникуме экономики и права потребительской кооперации» включает в себя четыре дней обязательный состязаний.

Первый день начался с торжественного открытия и первого испытания для студентов — Креативная презентация специальности. Студенты осуществили публичную защиту самопрезентации своих специальностей, своей профессиональной деятельности.

Кейс-коробка — прорывных компетенций. Используя подручные средства, студенты оформили коробку по вопросам — это домашнее задание. В выполненных работах студентов показана оригинальность, креативность и практическая значимость.

Испытания второго дня — это индивидуальные задания для каждого студента квалификационные испытания «Погружение в профессию». В своих кейсах ребята вели самостоятельный поиск информации осваивали новейшую информацию.

«Вкус профессии. Счастье делать!» (мини экскурсии). Экскурсии по трем экспозиционным площадкам. Для выполнения заданий кейса студенты подготовили информационные материалы по теме экскурсии. Оформили плакаты по памятникам, интересным достопримечательностям и другим местам, которые заслуживают внимания со стороны туристов — прохожих. В ходе проведения экспромтом мини экскурсии студенты продемонстрировали креативность, способность приводить доводы и обоснованные аргументы в процессе предоставления услуги, самостоятельно решать проблемы общения, предлагать способы решения проблем, обсуждать их, ориентируясь на достижение цели, а главное проявлять спокойствие в стрессовых ситуациях, достигать хороших результатов.

Проведен «Карьерный подиум». Эксперты-работодатели провели собеседование с участниками команд. Партнерами стали Национальный музей РТ, Национальный парк культуры и отдыха Республики Тыва. Все участники подиума разработали резюме и предложили их работодателям. В ходе собеседования экспертами были выявлены профессиональные и общие компетенции студентов. Карьерный подиум позволил студентам проявить себя с лучшей стороны, многое узнать от работодателей.

Исторически сложившейся и наиболее распространённой формой внеклассной работы в техникуме является кружок. На каждый учебный год работа кружка осуществляется в соответствии с планом работы кружка. В плане определяются цели и задачи кружка, основная тема, над которой работают обучающиеся, разрабатываются индивидуальные задания для каждого члена кружка. Занятия кружка «Счастливая семейная жизнь» способствует формирование у студентов общей культуры межличностного взаимодействия, мотивации к семейной жизни, формированию знаний об укладе быта семьи и т. п.

Это систематическая форма сочетается с эпизодическими формами массового характера — конференциями, круглыми столами, экскурсиями, поездками.

Экскурсии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. Основной метод обучения на экскурсии — наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, рассказом. Экскурсии в краеведческий музей, в природу, на производство. В процессе усвоения студентами знаний осуществляется их ценностная ориентация, выявляется не только материальная, но и эстетическая ценность, их воздействие на чувства человека, его душевное состояние, на пробуждение чувства радости. Знания учащихся, полученные на экскурсиях используют преподаватели на занятиях.

Студенческая научно-практическая конференция «Студент и наука: актуальные вопросы исследований» в техникуме проходила 1 февраля 2024 года. Конференция проводилась в рамках Всероссийского дня науки. Проведение конференции преследовала следующую цель: приобщение к научному творчеству и совершенствование исследовательской культуры учащихся. К участию в конференции были приглашены студенты нашего техникума. В качестве членов жюри были приглашены специалисты из разных сфер.

Работа конференции проходила по четырем тематическим секциям, соответствующим приоритетным направлениям деятельности техникума. Тематика конференции отличалась разнообразием рассмотренных проблем, а именно: «Социально — гуманитарные науки», «Юридические науки», «Экономические науки», «Туризм и поварское дело».

Жизнь в техникуме практически ничем не отличается от школы. Она просто объемнее и связана с профессиональной подготовкой. Это делает внеурочную работу интереснее и содержательнее.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность по ФГОС // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: https://urok.1sept.ru/articles/657336.
  2. Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов/ — М.: Дрофа, 2007 год

Похожие статьи

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Использование исторического материала в обучении

В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Организация исследовательской деятельности студентов Мурманского колледжа экономики и информационных технологий

В статье автор описывает применение плана организации проектной деятельности студентов на практике.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии

В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности.

Похожие статьи

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Использование исторического материала в обучении

В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Организация исследовательской деятельности студентов Мурманского колледжа экономики и информационных технологий

В статье автор описывает применение плана организации проектной деятельности студентов на практике.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии

В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности.